Уильямс Реймонд
Уи́льямс Ре́ймонд (Реймонд Генри Уильямс; Raymond Henry Williams) (31.8.1921, Панди, Монмутшир, Уэльс – 26.1.1988, Сафрон-Уолден, Эссекс, Англия), британский теоретик культуры и социолог, писатель и литературный критик неомарксистского направления, участник движения «новых левых» в Великобритании. Называл себя «валлийским европейцем».
Родился в семье Гарри Уильямса, железнодорожного рабочего, и Гвендолин Бёрд. В 1925–1932 гг. учился в сельской школе в Панди. В 11 лет получил стипендию для детей из рабочих семей для продолжения обучения в грамматической школе Короля Генриха XVIII в г. Абергавенни на границе Уэльса и Англии. В 1939 г. как один из лучших выпускников королевской школы получил стипендию для дальнейшего обучения и был направлен в Тринити-колледж Кембриджского университета изучать английскую литературу и лингвистику. В первые 2 года студенческой жизни Уильямс участвовал в социалистическом кинематографическом клубе, активно поддерживал Лейбористскую партию, писал в журналы левой направленности и сотрудничал с историками Э. П. Томпсоном и Э. Хобсбаумом. В этот же период познакомился со своей будущей супругой, Джой Даллинг, с которой у них позже родились трое детей. В 1941 г. Уильямс был вынужден прервать обучение в связи со Второй мировой войной и отправился на фронт капитаном противотанкового полка. В составе войск антигитлеровской коалиции участвовал в Нормандской кампании. После окончания войны, в 1945 г., вернулся в Кембридж, где испытал интеллектуальное влияние литературного критика Ф. Р. Ливиса. Позднее Уильямс критиковал работы Ливиса за его враждебность по отношению к популярным формам культуры и за его понимание «массовой цивилизации» и «культуры меньшинства». По Уильямсу, «масс» как таковых не существует, есть только представление одних людей другими в качестве масс.
Преподавал в Оксфордском и Стэнфордском университетах. В 1961 г. вернулся в Кембридж, где был избран членом Джизус-колледжа (Колледжа Иисуса) и сначала работал в должности ридера, а позже – профессора драмы. В 1960 г. вместе с Э. П. Томпсоном, С. Холлом и другими неомарксистами основал журнал New Left Review («Новое левое обозрение»), в котором активно публиковал статьи о политике, медиа, коммуникации и популярной культуре.
Уильямс является основоположником подхода культурного материализма, в основе которого лежат идеи критического марксистского анализа, направленного на реконструкцию социально-исторической атмосферы определённого временного периода.
Согласно Уильямсу, культура обыденна и материальна (culture is ordinary); она представляет собой как «искусство и обучение» (the arts and learning), так и «весь образ жизни» (whole way of life), встроенный в повседневность. Культура включает жизненный опыт не только истеблишмента, но и простых людей с их традициями, этосом, моралью и воображением. В этом смысле правильнее говорить не о культуре в единственном числе, а о множественных культурах и образах жизни. Подобное неортодоксальное понимание культуры обусловлено биографией самого Уильямса – выходца из валлийского рабочего класса, получившего образование в элитном английском университете и продолжившего работать в британской академии.
Понимание культуры как разных образов жизни до некоторой степени сближает подход Уильямса с подходом П. Бурдье к культурным практикам и социальным различиям. Оба социолога были знакомы с работами друг друга, о чём свидетельствуют взаимное цитирование в публикациях, их переписка и несколько встреч. В декабре 1976 г. Уильямс принимал участие в семинаре Бурдье по социологии культуры в Высшей нормальной школе, где представил свою книгу «Деревня и город» («The Country and the City», 1973), в которой он провёл анализ образов сельской и городской жизни в английской литературе. В 1979 г. продюсер Майкл Дибб, друг Уильямса по Кембриджу, снял по мотивам данной книги фильм с участием её автора, в котором сопоставляются пейзажи сельской местности и шумные улицы урбанистических центров, прослеживаются отношения между деревней и городом.
Как социолог Уильямс внёс вклад в развитие теории культуры, медиа и коммуникации. Во-первых, он проследил развитие понятий «культура» и «общество» в английской литературе периода промышленной революции 19 в.; во-вторых, объяснил особенности функционирования массовой культуры на примере анализа телевидения, кино, медиасообщений и рекламы в обществе потребления в 20 в.; в-третьих, создал словарь культурного материализма. В своих публикациях, и в особенности в книгах «Культура и общество, 1780–1950» («Culture and Society, 1780–1950», 1958), «Долгая революция» («The Long Revolution», 1961) и «Марксизм и литература» («Marxism and Literature», 1977), Уильямс сформулировал ряд понятий, в их числе – «культура», «доминирующие, остаточные и возникающие» формы, «структура чувствования» и «практическое сознание». Согласно Уильямсу, культура представляет собой вариативный процесс. Она состоит из различных форм, жанров и стилей. Культурные формы подразделяются на доминирующие (dominant), лежащие в основе гегемонного дискурса; остаточные (residual), которые существовали в прошлом и продолжают проявляться в настоящем в виде дискурсивных следов, документов и т. д.; и возникающие (emergent), которые выражаются в новых значениях и ценностях, новых стилях и жанрах, практиках и отношениях (Williams. 1977. P. 121–123). Под «структурой чувствования» (structure of feeling) Уильямс понимает, с одной стороны, определённую социально-историческую атмосферу, дух времени (Spirit of the Age) (Williams. 1967. P. 11, 363), а с другой стороны – жизненный опыт и чувственное восприятие мира (Williams. 1977. P. 132–133). По мысли социолога, «практическое сознание» – это то, что проживается на самом деле в настоящем моменте. (Williams. 1977. P. 130–131). Опираясь на подход исторического материализма, Уильямс работал над созданием словаря основных понятий английского языка и изучал изменение значений таких слов, как «бюрократия», «капитализм», «класс», «медиа», «традиция». Результаты данного исследования опубликованы им в работе «Ключевые слова: словарь культуры и общества» («Keywords: A Vocabulary of Culture and Society», 1976).
Наряду с занятиями научной деятельностью, Уильямс писал художественные произведения. Наибольшую популярность приобрели его романы «Пограничный край» («Border Country», 1960) и «Второе поколение» («Second Generation», 1964; переведён на русский язык в 1975). В Советском Союзе Уильямс получил известность как писатель и автор «рабочего романа», реалистично описывающий жизнь и переживания своих главных героев – людей из рабочего класса, мыслящих и деятельных, обладающих чувством социальной справедливости и осознающих свою общественную позицию. Его романы окрашены эмоциональностью; они социологичны и отчасти автобиографичны. В судьбах главных героев произведений Уильямса отражаются биографические обстоятельства его собственной жизни: взаимоотношения с отцом, железнодорожным рабочим и активным профсоюзным деятелем; детство и взросление в деревне на границе Уэльса и Англии; сложный образовательный путь; политическая активность и работа в академической сфере.