Вордсворт Уильям
Во́рдсворт Уи́льям (Уильям Уордсуорт; William Wordsworth) (7.4.1770, Кокермут, Камберленд – 23.4.1850, Райдл, Камбрия), английский поэт, представитель «озёрной школы», основатель английского романтизма.
Биографические сведения
Родился в т. н. Озёрном краю на севере Англии. Отец – Джон Вордсворт – юрист и управляющий имения сэра Джеймса Лоутера, графа Лонсдейла (Sir James Lowther, Earl of Lonsdale, 1736–1802). У. Вордсворт рано осиротел: в 7 лет потерял мать, в 13 – отца. Воспитывался опекунами, учился в грамматической школе в г. Хоксхед (Северный Ланкашир), в Колледже Святого Иоанна (St. John’s College) в Кембридже (1787–1791).
В 1790 и 1791 гг. путешествовал по революционной Франции. Во время второго путешествия познакомился с Аннетт Валлон (Annette Vallon, 1766–1841), дочерью провинциального хирурга, которая родила ему дочь Каролину (Anne Caroline Wordsworth, 1792–1862). Накануне её рождения Вордсворт был вынужден вернуться в Англию; Каролину смог увидеть лишь по окончании Англо-французской войны 1793–1802 гг.; посвятил этой встрече сонет («It is a beauteous evening, calm and free», 1802, опубликован в сборнике Wordsworth W. Poems. Vol. 1. London, 1807. P. 123; в рус. пер. И. И. Козлова «Прелестный вечер тих, час тайны наступил», 1835). В том же году женился на Мэри Хатчинсон (Mary Hutchinson, 1782–1859), брак с которой продлился вплоть до его смерти. Взаимоотношения поэта с женой, традиционно считавшиеся довольно сдержанными и отстранёнными, получили новое освещение в 1977 г., когда была найдена их романтическая переписка (The Love Letters of William and Mary Wordsworth. Ithaca, NY, 1981).
В 1791–1793 гг. Вордсворт, увлечённый идеями социального равенства и Французской революции 18 в., активно проявлял свою политическую позицию. Несмотря на репутацию радикала, он поддерживал умеренное крыло революционеров – жирондистов. Во Франции свёл дружбу с офицером революционной армии А. М. Бопюи, под влиянием которого стал сторонником революции. В 1793 г. написал знаменитое «Письмо к епископу Лландафа» («A Letter to the Bishop of Llandaff», опубликовано посмертно), в котором содержится апология революции; произведение проникнуто сильным влиянием У. Годвина, Дж. Б. Пристли, Т. Пейна и других радикальных мыслителей того времени. В нём Вордсворт обосновывал правомерность казни Людовика XVI и выступал за уничтожение аристократии как опоры монархии. Впоследствии Вордсворт разочаровался в революционных идеях (причиной стала якобинская диктатура), но это не убавило его симпатии к освободительной борьбе: в 1802–1816 гг. он создал цикл сонетов, посвящённый национальной независимости, в котором в числе прочих героев воспевал Ф.-Д. Туссена-Лувертюра. На интеллектуальное становление Вордсворта повлияли такие мыслители, как Ж.-Ж. Руссо и У. Годвин: он разделял их убеждения в том, что исправление общества способствует улучшению человеческой природы. С Годвином был знаком лично, в молодости придерживался его принципов социального равенства и протоанархизма, но впоследствии отказался от этих концепций.
Будучи свидетелем революционных событий, сблизился в Англии с такими же радикалами, как и он сам, в том числе с С. Т. Колриджем. В 1798–1799 гг. путешествовал по Германии с ним и своей сестрой Дороти – людьми наиболее близкими и, по мнению Вордсворта, оказавшими решающее влияние на его интеллектуальное становление. По возвращении поселился в Озёрном краю, в деревне Грасмир, расположенной рядом с одноимённым озером; посвятил этому краю поэму «Грасмир, мой дом» («Home at Grasmere», 1800). Дом, в котором жил поэт с женой и сестрой Дороти, известен под названием «Голубиный коттедж» (Dove Cottage); в настоящее время в нём располагается дом-музей Вордсворта.
Вторая половина жизни Вордсворта была периодом творческого застоя. На склоне лет поэт именовал себя «добропорядочным трезвым консерватором» – он примирился с британской монархией: в 1813 г. поступил на государственную службу, служил чиновником на почтовой службе. Это вызвало нарекания со стороны младших романтиков, таких как П. Б. Шелли:
Свободу славил гимн твой вдохновенный,
Ты бедностью почётной дорожил,
И изменил, забыл свой долг священный,
И растоптал всё то, чему служил...
Подобная оценка творчества Вордсворта во многом несправедлива, в ней слишком очевидно пристрастное отношение Шелли к своему старшему современнику.
Период творчества Вордсворта охватил без малого 60 лет и завершился уже в Викторианскую эпоху: в 1843 г. он получил почётное звание поэта-лауреата.
Умер в день памяти святого Георгия, покровителя Англии.
Поэтическое творчество
Первые поэтические опыты относятся к периоду учёбы в Кембридже – стихотворение «Сонет, написанный после того, как я увидел, как мисс Хелен Мария Уильямс плакала над печальной повестью» («Sonnet on seeing Miss Helen Maria Williams Weep at a Tale of Distress», 1787), созданное под влиянием Ж.-Ж. Руссо, опубликовано в журнале The European Magazine под псевдонимом Аксиологос (от греч. axios – достойный и logos – слово; буквальный перевод на греческий язык фамилии Вордсворт).
Плодом поэтического сотрудничества с С. Т. Колриджем стала публикация сборника «Лирические баллады» («Lyrical Ballads»), вышедшего анонимно в 1798 г. Большинство произведений написано Вордсвортом, перу Колриджа принадлежат лишь четыре, в том числе и открывавшая сборник «Поэма о Старом Моряке» («The Rime of the Ancient Mariner»). Закрывало сборник стихотворение Вордсворта «Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства при повторном путешествии на берега реки Уай, 13 июля 1798 г.» («Lines Composed a Few Miles above Tintern Abbey, on Revisiting the Banks of the Wye during a Tour, July 13, 1798»). Простота и ясность словесного выражения в этой книге стала открытием для литературы того времени: авторы тем самым порывали как с традицией классицизма, так и с укоренившимися поэтическими штампами. В отличие от произведений Колриджа, включавших в себя сверхъестественный элемент, сюжеты Вордсворта заимствованы из обыденной жизни, а героями стали простые люди – крестьяне, дети, страждущие, голодные. Таким образом, Вордсворт предстаёт не только певцом природы, но и певцом человека – любовь к природе для него созвучна состраданию к людям. Подобное отношение особенно наглядно в таком его стихотворении, как «Строки, написанные раннею весной» («Lines Written in Early Spring», 1798):
В прозрачной роще в день весенний
Я слушал многозвучный шум.
И радость светлых размышлений
Сменялась грустью мрачных дум.
Всё, что природа сотворила,
Жило в ладу с моей душой,
«Но что, – подумал я уныло, –
Что сделал человек с собой?»...
Период творческого расцвета поэта – «золотое десятилетие» (1797–1808). В эти годы Вордсворт, находившийся под сильным влиянием Колриджа, отошёл от пространных локодескриптивных (описывающих ту или иную местность) стихотворений, характерных для раннего творчества [например, «Вечерняя прогулка» («An Evening Walk», 1793), «Изобразительные наброски» («Descriptive Sketches», 1791–1792), опубликованы вместе в 1793]. На смену им пришли короткие лирические и драматические стихотворения.
В 1800 г. вышло 2-е издание «Лирических баллад» (в 2-х томах). В предисловии к нему Вордсворт изложил свои взгляды на художественное творчество, в частности декларировал отсутствие принципиальной разницы «между языком поэзии и языком прозы», а также дал ставшее знаменитым определение: «Истинная поэзия представляет собой стихийное излияние сильных чувств поэта; она возникает из ярких переживаний, припоминаемых в состоянии покоя…» (цит. по: Халтрин-Халтурина Е. В. Ключ к поэме У. Вордсворта «Прелюдия, или Становление сознания поэта» // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2007. Т. 2, № 66. С. 56). Предисловие стало программным манифестом английского романтизма. Таким образом, Вордсворт вошёл в историю литературы не только как поэт, но и как её теоретик.
Главное произведение Вордсворта – частично автобиографическая поэма «Прелюдия, или Становление сознания поэта» («The Prelude, or Growth of a Poet’s Mind», 1850) – создавалось в 1798–1839 гг. Изначально «Прелюдия...» задумывалась как часть большой поэмы под названием «Отшельник» («The Recluse»), которая должна была втрое превзойти по объёму «Потерянный рай» Дж. Мильтона (33 тыс. планируемых стихов вместо 10,5 тыс. у Мильтона), но, к сожалению, так и не была написана. Этот грандиозный замысел (история удалившегося от мира современного поэта, который высказывает свои взгляды на природу, человека и общество) частично реализован в поэмах «Прелюдия...» и «Прогулка» («The Excursion», 1814).
В настоящее время «Прелюдия...» признана критиками лучшей английской поэмой 19 в. Заглавие дано издателями после смерти автора (на титульном листе значилось: «Поэма Уильяма Вордсворта, заглавие которой ещё не найдено, обращённая к С. Т. Колриджу»). «Прелюдия...» уникальна предметом повествования: впервые в истории английской литературы эпическая поэма воспроизводит картину современной жизни, а главным героем предстаёт сам автор, причём центральной темой становится не повествование о событиях жизни, а его размышления о ней. Ранняя версия (1799–1802, в 2-х книгах) обращена к Колриджу; в более поздних версиях Колридж – одно из главных действующих лиц, постоянный собеседник Вордсворта. Первоначально поэма составляла 13 книг, но позднее автор отредактировал её в духе ортодоксального англиканства и политического консерватизма, расширив до 14 книг. Именно эта версия (1850) опубликована посмертно. Лишь в 1926 г. увидела свет версия 1805 г. (в 13 книгах; легла в основу первого полного перевода на русский язык, выполненного Т. Стамовой в 2017), которая большинством современных исследователей признаётся наиболее аутентичной. Поэма написана белым стихом (в этом Вордсворт наследовал Дж. Мильтону); несмотря на то что язык поэмы приближен к разговорному, он сохранил высокую поэтичность.
Влияние на английскую поэзию
В настоящее время заслуги Вордсворта в области литературы признаны в полном объёме, его значение для английской поэзии эпохи романтизма сравнимо со значением У. Шекспира для английской и мировой литературы в целом. Поэт сформулировал новое отношение к природе и человеку; внёс вклад не только в лирическую, но и в эпическую поэзию, показав, что основой поэм могут стать события современной жизни, и тем самым поставив поэзию в центр человеческого существования. Вордсворт – первый, кто продемонстрировал, что обыденный язык также имеет право быть языком поэзии. Идеи политического освобождения человека лежали для него в одной плоскости с идеями о необходимости поэтической революции – именно эта взаимосвязь определила сущность его «золотого десятилетия». Влияние Вордсворта испытали многие английские поэты. Ещё в юности он решил, что станет не просто великим поэтом, но и учителем для последующих: «Каждый большой поэт является Учителем: я хочу, чтобы меня считали Учителем или совсем никем» (цит. по: Горбунов. 2012. С. 187).
Творчество Вордсворта в России
В России творчество Вордсворта стало известно ещё при его жизни: в 1832 г. И. И. Козлов перевёл стихотворение «Нас семеро» («We are Seven», 1798); в 1833 г. начало поэмы «Прогулка» перевёл в прозе А. С. Пушкин, а в 1835 г. Е. Ф. Корш опубликовал в 12-м томе журнала «Библиотека для чтения» первую статью о творчестве Вордсворта, получившую название «Фелиция Гименс и Виллиям Вордсворт».