Гораций
Гора́ций, Квинт Гораций Флакк (Quintus Horatius Flaccus) (8.12.65 до н. э., Венузия, ныне Веноза – 27.11.8 до н. э., Рим), древнеримский поэт.
Сын мелкого землевладельца, вольноотпущенника. Посещал школу грамматика Луция Орбилия Пупилла в Риме, примерно в 46–44 гг. до н. э. изучал греческую философию, литературу и искусство в Афинах. Во время гражданской войны в Риме, после убийства Юлия Цезаря, стал доверенным лицом Марка Юния Брута, командовал легионом республиканцев в должности военного трибуна; в 42 г. до н. э. был разбит и бежал с поля битвы при Филиппах. Получив амнистию, вернулся в Рим, где служил писцом в казначействе. В свободное время начал писать стихи; сблизился с Вергилием, представившим его в 38 г. до н. э. Гаю Цильнию Меценату, покровительство которого позволило Горацию посвятить себя творчеству. Меценату посвящены многие произведения Горация, полностью сохранившиеся до наших дней: две книги «Сатир» («Saturae», сам Гораций называл их «Беседами», «Sermones», 35 и около 30 до н. э.), «Эподы» («Припевы», «Epodes», около 30 до н. э., Гораций называл их «Ямбами», Iambi), четыре книги «Од» (античное название – «Песни», «Carmina», книги 1–3 созданы в 23 до н. э., книга 4 – в 13 до н. э.), две книги «Посланий» («Epistulae», 20 и около 13 до н. э.), а также «Юбилейный гимн» («Carmen saeculare», 17 до н. э.) для секулярных игр в Риме.
Став одной из центральных фигур кружка Мецената, Гораций получил от него в подарок Сабинскую виллу (ныне близ Тиволи), куда удалился от суеты столичной жизни, предпочтя государственной службе жизнь на лоне природы. Похоронен на Эсквилинском холме рядом с Меценатом.
Гораций изначально был близок к неотерикам, однако избрал в качестве образца для своих эподов не произведения модных александрийских поэтов, а ямбы Архилоха, позаимствовав не только греческий стихотворный размер, но и гневно-обличительный тон, часто переходивший в откровенную брань, направленную на современников. В некоторых эподах (7-й и 16-й) с горечью осуждал гражданские войны в Риме, противопоставляя им традиционный уклад деревенской жизни (2-й эпод), а также эпикурейские радости и любовные наслаждения (11-й и 13-й).
В сатирах Горация отсутствуют полемическая заострённость и злободневные темы. Взяв за основу жанр, разработанный Публием Теренцием Варроном и Гаем Луцилием, Гораций развил его в перспективе стоицизма, всё более отказываясь от язвительных инвектив в пользу иронического осмысления пороков: написанные гекзаметром сатиры формально построены по принципу диатрибы; представляя собой рассуждения о римских нравах, они становятся прославлением режима императора Октавиана Августа.
Вершина поэтического мастерства Горация – оды. В качестве их образцов была избрана греческая песенная лирика (Алкей, Сапфо, Анакреонт и др.), стихотворные размеры которой Гораций виртуозно приспособил к латинскому языку, добившись небывалого в римской поэзии формального разнообразия и изящества. Богато и содержание од: патриотически-патриархальные рассуждения о мировом могуществе Рима (т. н. римские оды, изображение Рима как странствующего по буйному морю корабля и т. п.) чередуются с личными темами (идиллические описания Сабинской виллы, мотивы любви, деревенской жизни, дружеского пира и т. п.).
Гораций призывал обходиться малым, не гнаться за наслаждениями и получать удовольствие от каждого мгновения жизни; его принцип – «лови день» («carpe diem»), а идеал – гармоничное равновесие общественного и частного, жизнь без порождаемых неумеренностью и завистью страданий. «Золотая середина», которую он пытался соблюдать и в творчестве, отказавшись от выражения чрезмерных страстей и крайностей, всё более склоняясь к отстранённому тону, нашла отражение в том числе в комплиментарных описаниях Августа и военных подвигов его пасынков Тиберия и Друза в 4-й книге «Од».
Универсальная для мировой литературы тема статуса поэта и поэзии была инициирована наиболее прославленным стихотворением Горация – одой к музе Мельпомене, известной как «Памятник» («Exegi monumentum», русские переводы и переложения М. В. Ломоносова, 1747, Г. Р. Державина, 1796, А. С. Пушкина, 1836, А. А. Фета, 1854, В. Я. Брюсова, 1912, и др.), в которой провозглашена идея неподвластного времени поэтического творчества, дарующего бессмертие своему творцу. Рассуждения о поэзии стали главной темой 2-й книги «Посланий».
Особой популярностью пользовалось 3-е послание Горация, озаглавленное «К Пизонам» («Ad Pisones», другое название – «Наука поэзии», «Ars poetica», известен перевод А. А. Фета 1883), в котором Гораций, продолжив традиции поэтики Аристотеля, развил концепцию искусства как ремесла виртуозной обработки формы, став одним из теоретиков римского классицизма.
Влияние Горация на мировую литературу огромно: ещё в период античности его наследие изучали в школах, ему подражали сатирики Персий и Ювенал, Светоний Транквилл составил его жизнеописание, Порфирий написал один из первых комментариев к его трудам. В средние века Гораций высоко ценился как морализатор (до наших дней дошло около 250 манускриптов с произведениями Горация, датируемых 8–11 вв.). Данте в своей «Божественной комедии» поместил «сатирика Горация» в лимбе рядом с Гомером. Лирика эпохи Возрождения насыщена мотивами и прямыми отсылками к творчеству Горация (Ф. Петрарка, Л. Ариосто, П. де Ронсар, Ж. Дю Белле и др.). Горация часто цитировали М. Монтень, Эразм Роттердамский. Его стихи легли в основу музыкальных сочинений той же эпохи (мотеты Я. Аркадельта, О. ди Лассо, Ч. де Роре и др.; историческую известность приобрёл мотет «К чему только ни приводит опьянение», «Quid non ebrietas dissignat», около 1519, А. Вилларта); моральные установки активно проповедовались иезуитами. Эстетические принципы Горация были развиты поэтами «Плеяды» (французский перевод «Науки поэзии», выполненный Ж. Пелетье дю Маном в 1545) и классицистами 16–18 вв.: трактаты М. Дж. Виды, М. Опица, Б. Джонсона, Н. Буало, А. Поупа; рассуждения о трагедии и комедии П. Корнеля, Ж. Расина и др. Ряд басен Ж. де Лафонтена инспирированы сюжетами из Горация. Его влияние заметно и на развитие сатиры в 17–18 вв. (Дж. Драйден, Дж. Свифт и др.).
Горацианские мотивы встречаются у Мольера, Ф. Фенелона, Вольтера, Д. Дидро, А. Шенье, Ж.-Ж. Руссо, И. В. Гёте, В. Гюго, Дж. Байрона, Ш. Леконта де Лиля, Ж.-М. де Эредиа, у русских поэтов К. Н. Батюшкова, В. Ф. Ходасевича и др.