Триллер (в кинематографе)
Три́ллер (англ. thriller, от thrill – дрожать), жанр кинематографа, центральным элементом которого выступает саспенс. Триллер также может быть отнесён к метажанрам, поскольку объединяет такие крупные самостоятельные поджанры и циклы фильмов (англ. film cycles), как психологический, политический, криминальный, шпионский, эротический, нуарный триллер и т. д. Поджанры триллера претерпевали глубокую трансформацию и принимали различные формы. Так, нуарный триллер исторически соответствовал циклу классического нуара, а эротический триллер развивался преимущественно в США в середине 1980-х – конце 1990-х гг. К числу режиссёров, которые активно работали в жанре и оказали на него заметное влияние, относят Ф. Ланга, А. Хичкока, Б. де Пальму, Э. Лайна, Д. Финчера и др.
Докинематографические истоки жанра обнаруживаются в конце 18 в. и восходят к готическому роману, далее прослеживаются в викторианском сенсационном романе 19 в., в ранних детективных и мелодраматических литературных произведениях. К началу 20 в. триллер достиг зрелости в таких формах, как детективный роман, шпионская история и постготический хоррор (Rubin. 1999. P. 266). Многие исследователи считают, что триллер как жанр кинематографа не поддаётся строгому определению, т. к. характеризует широкий сегмент разного типа кинематографа. Поэтому для одних специалистов это «не жанр в строгом смысле, а скорее стиль, охватывающий разные жанры кино» (Kuhn. 2012. Р. 430), для других это т. н. зонтичный жанр (англ. umbrella genre), объединяющий большой корпус картин (Derry. 1988. P. 63; цит. по: Rubin. 1999. P. 10), для третьих это метажанр (Rubin. 1999. P. 4). Из-за размытости жанровых конвенций триллер редко выступает самостоятельным объектом изучения, в отличие от таких его элементов, как саспенс и экшен, а также провоцируемых ими телесных реакций (напряжение, шок и т. д.) (Kuhn. 2012. Р. 1070).
Ввиду большого массива эмпирического материала исследователи сосредоточивают своё внимание не на жанре как таковом, а на его отдельных поджанрах или циклах: нуарном триллере (Horsley. 2009; Aziz. 2012), американском триллере 1970-х гг. (Cobley. 2000), вигилантном триллере (Edwards. 2022), эротическом триллере (Williams. 2005) и др. Предлагаются различные классификации жанра – исторические или тематические. Так, М. Рубен выделяет три исторических периода в развитии триллера: период формирования (до 1930-х гг.), классический период (раннее творчество Хичкока, нуар, шпионское кино, зрелые фильмы Хичкока и т. д.) и современный период, берущий начало с расцвета «новой волны» во Франции, запуска бондианы и т. д. Рубен на отдельных примерах разбирает детективный триллер, психологический криминальный триллер, шпионский триллер и полицейский триллер (Rubin. 1999). Ч. Дерри, исключив из анализа жанра шпионские, полицейские и иные фильмы, предпочёл не прослеживать историческую эволюцию формы триллера и предложил собственную таксономию, основанную на тематическом и сюжетном содержании картин: триллер об обретённой идентичности, психотравматический триллер, триллер о моральном противостоянии, триллер о невиновных в бегах и др. (Derry. 1988; Rubin. 1999. Р. 9–10; Williams. 2005. Р. 32).
Почти все исследователи жанра сходятся в том, что определяющим элементом триллера является саспенс и связанный с ним режим зрительского восприятия. Так, С. Хейворд уделяет особое внимание психологическому аспекту триллера, фактически отожествляя триллер с его поджанром – психологическим триллером. Ключевым аспектом саспенса Хейворд называет запутанность сюжета, вызывающую волнение и беспокойство зрителей; тем самым триллер играет на человеческих страхах, инфантильных и подавляемых фантазиях. По мнению исследовательницы, в основе психологического триллера лежат садомазохизм, безумие и вуайеризм. Например, убийца, выслеживающий и ловящий жертву серией сложных садистических приёмов, чаще всего страдает душевным расстройством, которое и объясняет его действия (Hayward. 2000. P. 440–442).
Рубен характеризует триллер как не только качественное, но и количественное понятие, требующее наличия определённых элементов и определённой степени их концентрации в произведении. Почти любое повествовательное и жанровое кино можно считать в той или иной степени захватывающим (передающим напряжение, остроту ощущений, чувство бегства от рутины), но некоторые фильмы захватывают настолько, что вследствие избытка саспенса переходят в категорию триллера. Так, триллер характеризуется сверхконцентрацией определённых качеств: сгущения атмосферы, экшена, интриги. В какой-то степени эти элементы становятся самоцелью для авторов триллеров, причём для них становится важен не только избыток чувств, но и то, какие именно чувства акцентируются: в первую очередь они хотят добиться напряжения, испуга, ощущения таинственности, возбуждения, волнения и т. д. (Rubin. 1999. Р. 5). Как отмечает Рубен, избыточные чувства в триллере часто образуют конкретные сочетания: юмор и напряжение, страх и волнение, удовольствие и боль. Наложение этих эмоциональных реакций порождает двойственность: зритель воспринимает кино противоречиво, попеременно испытывая то тревогу, то удовольствие, то отождествляя себя с героями, то отстраняясь от них, и это напряжение во многом служит причиной популярности триллеров (Rubin. 1999. Р. 6).
В силу гибридизации жанров фильмы, относимые к категории триллеров, часто описываются как хоррор [например, «Молчание ягнят» («The Silence of the Lambs», 1991, режиссёр Дж. Демме) (Grant. 2022. P. 177–178)]. Дж. Ханич считает, что триллеры представляют собой облегчённую версию хоррора (в триллерах меньше насилия, меньше потрясений и больше моментов облегчения) и оба жанра выполняют одни и те же эмоционально-эстетические функции (Hanich. 2010. P. 32, 34). Однако в то время как почти все поджанры хоррора задействуют фантазию, показывая невероятные события, почти все поджанры триллера, напротив, ориентированы на реальность, описывая вероятные события, за исключением мистического триллера, который чаще относят к поджанрам хоррора. Иногда триллеры называют неонуаром, как в случае с картиной «Подозрительные лица» («The Usual Suspects», 1995, режиссёр Б. Сингер) (Larsen. 2002). Во многих триллерах эта гибридизация намеренно выведена на первый план и выступает уникальной характеристикой картин: например, в фильме «Семь» («Se7en», 1995, режиссёр Д. Финчер) сочетаются триллер, неонуар, детектив, хоррор и т. д.
Триллер является востребованным жанром в российском кинематографе. Примерами современных отечественных триллеров являются фильмы «Груз 200» (2007, режиссёр А. О. Балабанов), «Многоэтажка» (2022, режиссёр А. Маслов) и др.