Кафка Франц
Ка́фка Франц (Franz Kafka) (3.7.1883, Прага – 3.6.1924, Кирлинг, близ Вены, ныне в черте Клостернойбурга; похоронен в Праге), австрийский писатель.
Родился в еврейской семье владельца галантерейного магазина. В 1901 г. окончил немецкую гимназию в Праге. Будучи гимназистом, увлекался произведениями Г. Ибсена, натуралистической драмой, трудами Б. Спинозы, Ф. Ницше, Ч. Дарвина. Изучал химию, германистику, историю искусств, юриспруденцию в Пражском университете (1901–1906). В студенческие годы проявлял интерес к литературной и общественной жизни Праги; познакомился с Ф. Верфелем, М. Бубером, Г. Мейринком, М. Бродом и др. Испытал глубокое воздействие творчества Г. фон Клейста, Э. Т. А. Гофмана, Г. Флобера, Ф. М. Достоевского и Ч. Диккенса. Среди первых произведений Кафки – прозаический фрагмент «Описание одной борьбы» («Beschreibung eines Kampfes», 1905, опубликован в 1909; русский перевод 1993); бóльшую часть своих ранних текстов Кафка позднее уничтожил. В 1906 г. получил степень доктора права; в течение года проходил стажировку в суде по гражданским и уголовным делам; в 1908 г. поступил на службу в Общество по страхованию рабочих от несчастных случаев. Дебютировал в 1908 г. публикацией 8 прозаических текстов в журнале Hyperion.
В 1908–1912 гг. проявлял активный интерес к политике: в 1909 г. посещал собрания чешского социалистического «Клуба молодых», читал произведения М. А. Бакунина, А. И. Герцена, П. А. Кропоткина. В 1909–1910 гг. совершил поездки вместе с М. Бродом в Италию, Германию, Париж и Швейцарию. В 1910–1912 гг. посещал культурный салон Берты Фанта (1865–1918), где выступали с докладами ведущие пражские интеллектуалы (философы, физики, математики). В 1910 г. начал вести дневник, ставший его творческой лабораторией.
В 1911 г. познакомился с актёром Ицхаком Лёви (1887–1942) и с труппой еврейского народного театра из Лемберга (ныне Львов), пробудившей интерес Кафки к еврейской народной литературе и истории евреев. В феврале 1912 г. Кафка организовал вместе с Лёви литературный вечер, где выступил с чтением новеллы Ф. Грильпарцера «Бедный музыкант». Во время летней поездки в Веймар и Лейпциг Кафка установил контакт с издательством К. Вольффа, в котором публиковал позднее свои произведения. Переворот в творчестве Кафки произошёл осенью 1912 г., когда были написаны новеллы «Приговор» («Das Urteil», 1913; русский перевод 1965) и «Превращение» («Die Verwandlung», 1916; русский перевод 1965): визионерское, интуитивно-сновидческое повествование ведётся в сдержанном стиле, скупом на слова и чуждом метафорических прикрас; при внешней достоверности деталей обстановки и поведения персонажи помещены в алогичные, абсурдные ситуации, охвачены чувством тревоги и страха.
В декабре 1912 г. Кафка выступил с публичным чтением новеллы «Приговор». В 1913 г. вышел сборник импрессионистических зарисовок «Созерцание» («Die Betrachtung»). В 1912–1914 гг. работал над романом «Пропавший без вести» [«Америка» («Amerika»), 1927; не завершён; русский перевод 1990; 1-я глава вышла под названием «Кочегар» («Der Heizer», 1913)]. В 1913 г. Кафка открыл для себя экзистенциалистскую философию С. Кьеркегора. Переписка Кафки с невестой Ф. Бауэр в 1912–1917 гг. воссоздаёт трагический образ писателя – одинокой, обречённой на поражение личности, подавленной тяжестью экзистенциальной вины и беспощадного мира бюрократии.
С августа 1914 по январь 1915 гг. Кафка работал над романом «Процесс» («Der Prozeß», 1925; не завершён; русский перевод 1965). В нём он выстраивает особый художественный мир в духе современного ему авангарда (В. В. Кандинский, П. Пикассо): реальность подвергается сновидческой редукции, изъятие смысловых связей придаёт событиям неопределённость, необъяснимость и загадочность; окружающая героя действительность утрачивает привычные взаимосвязи и логику. Зыбкая, двоящаяся картина мира осложнена притчеобразностью сюжетных и речевых ситуаций. Осенью 1914 г. написана новелла «В исправительной колонии» («In der Strafkolonie», 1919; русский перевод 1964); в 1916–1917 гг. – рассказы, составившие сборник «Сельский врач» («Ein Landarzt», 1919; русский перевод 1995), в который включён фрагмент из романа «Процесс» – притча «Перед законом» («Vor dem Gesetz»).
В сентябре 1917 г. у Кафки была обнаружена тяжёлая форма туберкулёза лёгких. В 1917–1919 гг. он длительное время проводил в деревне и в санаториях. Обращаясь к философским размышлениям «о последних вещах», Кафка в «Письме к отцу» («Brief an den Vater», 1919; русский перевод 1988) анализировал процессы и механизмы подавления личности в патриархальной семье, символически представляющей экзистенциальную ситуацию человека в мире отчуждения. Критически переосмыслив свою роль в литературе, Кафка составил первое завещание, в котором просил после его смерти уничтожить всё им написанное.
В 1920-х гг. увлекался произведениями Л. Н. Толстого; по свидетельству Брода, повесть «Смерть Ивана Ильича» (1886) была одним из любимых его произведений.
Личные отношения и переписка с чешской журналисткой и переводчицей М. Есенской в 1920–1922 г. послужили стимулом возвращения к активному литературному творчеству. В феврале 1922 г. Кафка начал работу над романом «Замок» («Das Schloß», 1926; не завершён; русский перевод 1988). В нём, как и в новеллах этого времени, писатель обращался к положению художника в мире, к вопросу о смысле и абсурдности творчества, к взаимоотношениям одинокого творца, толпы и власти. В 1922 г. вышел на пенсию по болезни; в том же году написал и опубликовал новеллу «Голодарь» («Ein Hungerkünstler»; русский перевод 1965).
В сентябре 1923 г. переехал в Берлин, занимался изучением еврейской религиозной литературы, посещал лекции в Институте иудаистики. В незавершённой новелле «Нора» («Der Bau», 1923–1924; русский перевод 1965) воспроизвёл своё психологическое состояние, экзистенциальный страх перед жизнью. По настоянию Кафки его подруга и сиделка Дора Диамант (1898–1952) сожгла рукописи нескольких его произведений. Из-за резкого ухудшения здоровья и бурной инфляции в Германии Кафка в марте 1924 г. вернулся в Прагу, где написал свою последнюю новеллу «Певица Жозефина, или Народ мышей» («Josephine die Sängerin, oder Das Volk der Mäuse»; русский перевод 1965). В апреле 1924 г. друзья перевезли Кафку в лёгочный санаторий под Веной, где он и умер. Вопреки новому завещанию, составленному писателем перед смертью, его ближайший друг и душеприказчик М. Брод в середине 1920-х гг. опубликовал три его незавершённых романа, а в 1930-х гг. – собрание сочинений.
При жизни Кафки его творчество высоко оценивали Р. Музиль, Р. Вальзер, К. Тухольский, А. Дёблин, Б. Брехт, Т. Манн, однако признание Кафки крупнейшей фигурой литературы 20 в. и «столпом модернизма» произошло лишь после Второй мировой войны 1939–1945 гг. Творческая манера Кафки оказала огромное влияние на многих писателей 2-й половины 20 в. (Ф. Дюрренматт, М. Фриш, Т. Бернхард, А. Камю, С. Беккет, Г. Гарсиа Маркес и др.).
Первая книга переводов произведений Ф. Кафки на русском языке была издана в 1965 г. Произведения Кафки многократно экранизированы.