Мильтон Джон
Ми́льтон Джон (Джон Милтон, John Milton) (9.12.1608, Лондон – 8.11.1674, там же), английский поэт, драматург, публицист, государственный и политический деятель.
Сын нотариуса и композитора-любителя Джона Мильтона. Учился в школе Святого Павла (1620–1625) в Лондоне, затем – в Крайст-колледже Кембриджского университета (1625–1632). Принимал активное участие в Английской революции 17 в., занимал пост латинского секретаря в правительстве О. Кромвеля (вёл международную переписку).
К ранним поэтическим опытам относятся латинские элегии, итальянские пасторальные сонеты, парафразы псалмов (114 и 136), стихотворение «На смерть прекрасного ребёнка, умершего от кашля» («On the death of a fair infant», 1628) – подражание Э. Спенсеру; ода «На утро Рождества Христова» («On the morning of Christ’s nativity», 1629), написанная семистрочной, т. н. королевской, строфой, введённой Дж. Чосером; поэтический диптих «L’Allegro» и «Il Penseroso» (между 1631 и 1633, лёг в основу оратории Г. Ф. Генделя «Весёлый, задумчивый и умеренный», 1740), где противопоставлены два состояния человеческой души; пьесы-маски «Жители Аркадии» («Arcades», 1632) и «Комус» («Comus», 1634), построенные на резком контрасте греха и добродетели. Лучшим произведением этого периода стала траурная элегия «Люсидас» («Lycidas», 1638), написанная Дж. Мильтоном по случаю гибели при кораблекрушении его друга и однокашника Э. Кинга. В элегии тема смерти тесно переплетена с мыслями о назначении поэта.
В 1638–1639 гг. Дж. Мильтон предпринял путешествие по Франции и Италии, познакомился с Г. Галилеем. В годы революции Мильтон, принявший сторону индепендентов, обратился к публицистике: трактаты «О Реформации в Англии и причинах, которые до сей поры задерживали её» («Of the Reformation touching church discipline in England and the causes that hitherto have hindered it», 1641), «Основание церковного управления» («The reason of church government...», 1642) – против англиканской церкви в защиту пресвитериан, и др. В 1642 г. Мильтон женился на девушке из роялистской семьи М. Поуэлл, которая вскоре ушла от Мильтона к родителям (вернулась к Мильтону в 1645, умерла в 1652). Это событие послужило поводом для написания трактатов, в которых Мильтон отстаивал право супругов на развод: «Доктрина и порядок развода» («The doctrine and discipline of divorce», 1643) и другие; вызвали бурную полемику. В эти же годы Мильтон создал латинский трактат «О христианском учении» («De Doctrina Christiana»), в котором, признавая важность крещения, утверждал, что его должны принимать только взрослые; остальные 6 таинств, равно как и какую бы то ни было церковную иерархию, он отрицал. Опасаясь возмущения, которое могло бы повлечь за собой обнародование трактата, Мильтон отказался от его публикации (издан в 1825). Наибольшую известность получили трактаты 1644 г. «О воспитании» («Of Education») в духе ренессансного гуманизма и «Ареопагитика» («Areopagitica», русский перевод 1905), в котором Мильтон выступил в защиту свободы печати.
В 1645 г. Дж. Мильтон опубликовал первый поэтический сборник «Стихотворения». В трактате «Иконоборец» («Eikonoklastes», 1649) и латинских трактатах «Защита английского народа» («Pro populo Anglicano defensio», 1650 и 1654) Мильтон, отстаивая идею республики, оправдывал казнь Карла I. В 1652 г. Мильтон ослеп.
Тираноборческие настроения Мильтона ярко проявились в трактате «Скорый и лёгкий путь к установлению свободной республики» («The ready and easy way to establish a free commonwealth», 1660). После прихода к власти Карла II (1660) Мильтон был арестован и заключён в тюрьму; благодаря заступничеству влиятельных друзей освобождён.
В 1667 г. вышло первое издание (в 10 книгах; позднее – в 12 книгах) шедевра Мильтона – эпической поэмы «Потерянный рай» («Paradise lost», русский перевод 1777), над которой Мильтон работал более 10 лет. Замысел поэмы на библейский сюжет грехопадения возник у Дж. Мильтона ещё в молодости. Дж. Мильтону были известны пьесы Й. ван ден Вондела на тот же сюжет – «Люцифер» (1654) и «Адам в изгнании» (1664). Поэма, продолжившая традиции эпической поэзии античности (Гомер, Вергилий, Овидий) и Возрождения (Данте, Т. Тассо), написана в жанре христианской учёной эпопеи; она включает в себя также жанры шестоднева (рассказа о Сотворении мира), маски, оды, гимна, эклоги и т. д.
В «Потерянном рае» действуют персонажи библейской истории: Бог Отец, Бог Сын (Мессия), Сатана, Адам и Ева и другие, а также придуманные Дж. Мильтоном аллегорические фигуры: дочь Сатаны – Грех, её сын – Смерть и др. Поэма задумана как теодицея: цель автора – «благость Провиденья доказать, / Пути Творца пред тварью оправдав» (перевод А. А. Штейнберга). Однако созданный Мильтоном образ Сатаны, восстающего против Бога и губящего любимое Божие творение – человека, своей мощью и художественной убедительностью заставил многих критиков, и прежде всего поэтов-романтиков (У. Блейк, П. Б. Шелли), увидеть именно в нём главного героя поэмы. Впоследствии такая трактовка поэмы была подвергнута резкой критике К. С. Льюисом в книге «Предисловие к "Потерянному раю"» (1942).
Продолжением «Потерянного рая» стала поэма «Возвращённый рай» («Paradise regained», 1671, русский перевод 1778), над которой Дж. Мильтон работал с 1665 по 1670 гг. Если традиционно сюжет о возвращённом рае ассоциировался с изображением Страстей Христовых, с Его искупительной жертвой, то у Мильтона дело обстоит иначе: в центре его поэмы – искушения Христа в пустыне. Мильтон внёс изменения в евангельский рассказ, прибавив к трём каноническим искушениям четвёртое – искушение античной культурой и философией. Христос последовательно отвергает все искушения, и Сатана понимает, что перед ним действительно Спаситель мира.
В изображении Христа в обеих поэмах проявились антитринитарные взгляды Дж. Мильтона. Так, в «Потерянном рае» Бог Отец коронует Мессию, как бы отделяя его от себя. В «Возвращённом рае» Христос не помнит о своей славе на небесах до воплощения в мире; у него нет полноты всеведения.
Последним произведением Дж. Мильтона стала героическая трагедия на библейский сюжет «Самсон-борец» («Samson Agonistes», 1671; оратория Г. Ф. Генделя, 1743), имеющая и определённый автобиографический подтекст. Утратив физическое зрение, герой трагедии прозрел духовно, он побеждает ценой собственной жизни. Трагедии предпослано предисловие «О том роде драматической поэзии, который называется трагедией», в котором Мильтон изложил свои взгляды, близкие классицистической эстетике: разделение жанров на «высокие» и «низкие», ограничение времени действия одними сутками, 5-актное членение, принцип правдоподобия. Образцом жанра Дж. Мильтон, в отличие от Б. Джонсона и Дж. Драйдена и вослед итальянским драматургам, считал не римскую, а древнегреческую трагедию. «Самсон-борец» представляет собой т. н. драму для чтения и написан, как и обе поэмы, белым стихом, до Дж. Мильтона применявшимся исключительно в драматургии (К. Марло, У. Шекспир и др.). Мильтон отрицал рифму, видя в ней «изобретение варварского века», и использовал белый стих в подражание не знавшей рифмы античной поэзии.
В историческом труде «История Британии» («The History of Britain», 1670), где повествование доведено до нормандского завоевания Англии 1066 г., отразились взгляды Дж. Мильтона на историю как на осуществление воли Божией. Мильтон поставил под сомнение многие легенды, прочно укоренившиеся в сознании англичан, в том числе легенду о короле Артуре. Мильтону принадлежит также компилятивное сочинение «Краткая история Московии» («A brief history of Moscovia…», опубликована в 1682; русский перевод под названием «Московия Джона Мильтона», 1875) – одна из немногих английских книг о России 2-й половины 17 в.
В творчестве Дж. Мильтона, связующем эпохи Возрождения и классицизма, соединились идеи ренессансного гуманизма и христианского Средневековья. Классицисты ценили в нём сочетание религиозно-морализаторского начала со строгостью формы; его тираноборческий пафос был близок романтикам.
В России произведения Дж. Мильтона известны с 18 в. в переводах с немецкого и французского языков. А. С. Пушкин называл Дж. Мильтона поэтом «изысканным и простодушным, тёмным, запутанным, выразительным, своенравным и смелым даже до бессмыслия» (статья «О Мильтоне и Шатобриановом переводе "Потерянного рая"», 1836).