Григорий I Великий
Григо́рий I Вели́кий, Двоеслов (лат. Gregorius Magnus) [около 540, Рим (?) – 12.3.604, там же], папа Римский (590–604), отец и учитель Церкви, христианский святой.
Жизнеописания
Источники жизнеописания Григория I:
его собственные сочинения (в частности, «Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души», «Беседы на Евангелия»; послания, письма);
сочинения церковных писателей, древнейшие из которых – «История франков» Григория Турского (завершена около 594), «О знаменитых мужах» Исидора Севильского (около 610), несколько глав «Церковной истории англов» Беды Достопочтенного (около 731), а также упоминания в «Истории лангобардов» Павла Диакона (2-я половина 8 в.).
Древнейшие латинские жития Григория I:
«Житие» (начало 8 в.), составление которого приписывается Уитбскому Анониму;
«Житие» (2-я половина 8 в.), составленное Павлом Диаконом;
«Житие» (начало 870-х гг.), составленное Иоанном Диаконом по указанию папы Римского Иоанна VIII.
Ранние годы
Григорий I принадлежал к одному из влиятельных сенаторских родов (по преданию, к роду Анициев). Предок (возможно, прапрадед) Григория I, Феликс II, также был папой Римским. Получил подготовку в риторике, философии, позднее – углублённое образование в области права. Около 572 или 573 г. стал префектом Рима, но вскоре оставил службу и принял монашество. Унаследовав большое состояние, основал 6 монастырей в родовых поместьях на Сицилии, а также превратил в монастырь Святого Андрея Первозванного свой дом на Целийском холме в Риме.
Около 577–578 гг. поставлен в диаконы-регионарии папой Бенедиктом I, около 579–580 гг. направлен папой Пелагием II в Константинополь в качестве папского представителя (апокрисиария) при дворе императора Тиверия с целью заручиться поддержкой византийского двора в противостоянии лангобардскому вторжению. Около 586 г. вернулся в Рим, став ближайшим помощником папы Пелагия II. В 590 г. избран на Римскую кафедру.
Понтификат
В начале понтификата наладил управление церковными землями, находившимися в Средней и Южной Италии, на Сицилии, Сардинии, Корсике, а также в Северной Африке и Иллирике, стремясь увеличить их доходность. Григорий I заботился также о каноничности избрания епископов в этих областях, принимавших посвящение в Риме. В период его понтификата регулярными стали соборы епископата указанных областей, на которых решались в т. ч. судебные и юрисдикционные вопросы.
Придерживался политики мирного сосуществования с лангобардами. При участии Григория I с лангобардами были заключены перемирия (592 и 594), а также мир (599), что в немалой степени способствовало началу процесса перехода лангобардов (частью язычников, частью ариан) в Римско-католическую церковь.
Поддерживая развитие монашества, выступил с критикой эдикта византийского императора Маврикия, запрещавшего принятие монашества лицам на военной и государственной службе, укреплял внутрицерковную дисциплину, боролся с симонией. В июле 595 г. под председательством Григория I состоялся Поместный собор Римской церкви, принявший ряд дисциплинарных и канонических определений. Так, был установлен твёрдый порядок богослужения; в сфере монашеской жизни была особо подчёркнута связь монашества и церковной организации во главе с папой Римским; предусматривалась возможность освобождения монастырей из-под контроля местного епископата; срок послушничества увеличен до 2 лет.
Григорий I организовал христианскую миссию в Британию (595–596), благодаря которой в Британии началось распространение римской церковной традиции и юрисдикции. К понтификату Григория I относится попытка наладить полноценное каноническое общение с испанской и галльской церквами.
Сочинения
Григорий I – автор значительного числа философских, богословских, экзегетических, пастырско-дидактических и аскетических сочинений, а также обширного эпистолярного наследия. К наиболее известным относятся его экзегетические сочинения:
«Толкование на Книгу Иова, или Нравственные толкования» (лат. «Expositio in librum Iob sive Moralia», в 35 книгах, начато в 580-х гг.);
«Беседы на Евангелия» (лат. «Homiliae in Evangelia», 40 бесед в 2 книгах, 590–593);
«Беседы на Книгу пророка Иезекииля» (лат. «Homiliae in Ezechielem Prophetam», 22 беседы в 2 книгах, 593–594);
«Беседы на Книгу Песни Песней» (лат. «Homiliae in Canticum Canticorum», около 594–598).
Экзегетические сочинения Григория I свидетельствуют о значительном влиянии на него философии и богословия Оригена (например, «Беседы на Книгу Песни Песней»); являются, как, например, «Беседы на Книгу пророка Иезекииля», важным источником по истории Италии эпохи лангобардского завоевания. В «Толковании на Книгу Иова…» авторский замысел отталкивается от библейского текста в рассмотрении буквального смысла, переходя затем к мистическому, прообразному, нравственному толкованию.
К наиболее известным пастырско-дидактическим и аскетическим сочинениям Григория I относятся «Пастырское правило» (лат. «Regula pastoralis», нач. 590-х гг.), знаменитые «Диалоги. Собеседования о жизни Италийских отцов и о бессмертии души» (лат. «Dialogi de vita et miraculis Patrum Italicorum et de aeternitate animarum», в 4 книгах, 593–594) – патерик, по названию которого Григорий I в православной традиции именуется Двоесловом.
«Диалоги», а также «Пастырское правило» с 9 в. приобрели значительную известность в славянских землях, с 11–12 вв. – на Руси. «Пастырское правило», посвящённое епископу Иоанну Равеннскому, состоит из 4 разделов: 1-й посвящён изложению того, какими качествами должен обладать призванный к пастырскому служению, 2-й – какими качествами должна отличаться жизнь истинного пастыря, 3-й – о канонах гомилетики и правилах назидания паствы различных сословий и состояния, 4-й – о ежечасном смирении пастыря. «Диалоги» Григория I представляют собой агиографические сочинения, совмещающие житийные и автобиографические сюжеты.
Эпистолярное наследие Григория I объединяет более 800 сохранившихся до наших дней писем, собранных в 14 книгах.
День памяти в восточной Церкви – 12(25) марта; в западной Церкви – 3 сентября.