Блейк Уильям
Блейк Уи́льям (William Blake) (28.11.1757, Лондон – 12.8.1827, там же), английский поэт, гравёр, рисовальщик, живописец. Одна из ключевых фигур в поэзии и изобразительном искусстве английского романтизма.
Биографические сведения
Сын чулочника. Некоторое время посещал городскую школу, в основном получал домашнее образование под руководством матери. С ранних лет серьёзное влияние на него оказывала Библия. По словам Блейка, с детства он имел опыт мистических видений.
Учился в Лондоне в частных школах: рисовальной Г. Парса на улице Стрэнд (1767–1772), гравировальной у Дж. Безайра (1772–1779); в Королевской академии художеств в Лондоне (1779–1780).
В 1782 г. женился на Кэтрин Баучер (1762–1831), которую в дальнейшем обучил чтению и письму, а также гравировальному мастерству. На протяжении жизни Блейка жена служила ему помощницей в работе.
В 1784 г. У. Блейк вместе с Дж. Паркером, соучеником по гравировальной школе, открыл типографию и начал сотрудничать с издателем и публицистом Дж. Джонсоном (1738–1809). В доме Джонсона поэт сблизился с известными представителями английской политической оппозиции: Дж. Пристли, философом Р. Прайсом (1723–1791), М. Уолстонкрафт (Блейк иллюстрировал её книгу «Оригинальные истории, взятые из действительности», «Original Stories from Real Life», 2-е издание, 1791) и Т. Пейном. Блейк питал большие надежды по отношению к французской и американской революциям, усмотрев в них грядущее обновление мира, однако террор во Франции его глубоко разочаровал.
В 1800 г. по приглашению поэта У. Хейли (1745–1820) У. Блейк переехал в Фелфам (графство Сассекс, ныне графство Западный Сассекс), где создал гравюры к книгам Хейли: биографии поэта У. Купера «Жизнь и посмертные сочинения Уильяма Купера» («The Life and Posthumous Writings of William Cowper», 1803–1804) и сборнику «Баллад о животных» («Ballads Founded on Anecdotes Relating to Animals», 1805).
В 1803 г. ввязался в драку с солдатом Джоном Скофилдом, который впоследствии обвинил поэта не только в нападении, но и в подстрекательских речах, содержавших оскорбления в адрес короля. По утверждению солдата, Блейк восклицал: «Будь проклят король... Будь прокляты его солдаты. Они все рабы...» (цит. по: Gilchrist A. Life of William Blake. Vol. 1. London, 1880. P. 196). Cуд присяжных признал поэта невиновным.
В 1804 г. У. Блейк вернулся в Лондон. В 1818 г. познакомился с художником Дж. Линнеллом, ставшим его близким другом и покровителем. В то же время из-за общности духовных взглядов Блейк сблизился с художником и писателем С. Палмером и художественной группой «Древние», встречи которой проходили в «Доме Истолкователя» – лондонской квартире Блейка на улице Стрэнд, куда поэт переехал в 1821 г.
Религиозные идеи
В ранних произведениях заметны ноты протеста против англиканства, особенно в книге «Бракосочетание рая и ада» («The Marriage of Heaven and Hell», 1790–1795; рус. пер. 1975), где Дьявол – герой-мятежник, бросающий вызов тираническому божеству (несомненна связь с традицией Дж. Мильтона). Одна из ключевых фраз поэмы: «Люди забывают, что все божества обитают в человеческой груди» (Blake. 1982. P. 38). В позднейшем творчестве Блейк уделял особое внимание образу человечества, погрязшего во зле, но способного достичь спасения благодаря любви и самопожертвованию. По мысли поэта, прощение и самоотвержение становятся путём к внутренней целостности. Тело – продолжение души, а воображение – важнейший элемент человеческого существования; поэтому Блейку было чуждо представление как о суровой аскезе, страхе и подавлении всех желаний, так и о неумолимом рационализме, свойственном эпохе Просвещения.
Повиновение моральному кодексу, навязанному извне, для Блейка есть лицемерие, не соответствующее духу жизни: «Удовлетворённое желание приносит плоды и красоту» (Blake. 1982. P. 474). Из-за критического отношения к современному ему брачному законодательству, в частности, Блейк рассматривается как один из предвестников движения «свободной любви», начавшегося в 1820-х гг. И ревность, и вынужденное целомудрие, по мнению поэта, противоречат божественной сути человека. Тема чувственной, естественной любви возникает в произведениях «Бракосочетание рая и ада», «Книга Тэль» («The Book of Thel», 1789–1791; рус. пер. 1921), «Видения дщерей Альбиона» («Visions of the Daughters of Albion», 1793; рус. пер. 1982), «Книга Ахании» («The Book of Ahania», 1795) и др.
Авторская мифология
Особый жанр в творчестве Блейка – т. н. пророческие книги; это цикл связанных между собой поэм, основанных на авторской мифологии. Блейк выпускал их в сопровождении собственных иллюстраций. В отличие от лирических произведений, «пророческие книги» до последнего времени, как правило, не удостаивались внимания издателей и исследователей. В целом поздние произведения Блейка, изобилующие образами авторской мифологии и сложной символикой, публиковались реже, чем ранние, более общепонятные сочинения.
Очерк своей мифологии, основанной преимущественно на библейских образах и сюжетах, а также произведениях Дж. Мильтона, Э. Сведенборга и Я. Бёме, У. Блейк представил в одной из «пророческих книг» – незавершённой поэме «Вала, или Четыре Зоа» («Vala, or The Four Zoas», написана около 1796–1807), герои которой представляют разные стороны Всемогущего Бога. Великан Альбион, изначально воплощавший собой союз Бога и человека, в описании Блейка после грехопадения распался на части (Зоа): Уризен (голова), Уртона (чресла), Лува (сердце) и Тармас (тело). Кроме того, четыре Зоа представляют Бога-Отца (Тармас, сила и инстинкты), Сына Божьего (Лува, любовь, страсть), Духа Святого (Уртона, также Лос; воображение и вдохновение) и Сатану (Уризен, разум) – жестокое божество наподобие демиурга гностиков.
По Блейку, каждый человек состоит из доброй и злой частей, отражающих сложную и противоречивую натуру Бога; без существования этих противоположностей невозможна жизнь. Без добра в мире воцарился бы хаос, однако без уравновешивающего действия зла не было бы ни движения вперёд, ни свободной воли.
Пантеон Блейка также включает «эманации» – женские начала, отделившиеся от Зоа: Энион, Ахания, Вала и Энитармон. В ряде книг фигурирует персонаж Гар, напоминающий престарелого Адама, и его жена Гева, соответствующая Еве: «Тириэл» («Tiriel», около 1789, рус. пер. 1983), «Книга Тэль», «Вала, или Четыре Зоа». По одной из авторских версий, Гар – сын Лоса и Энитармон, по другой, его отец – Сатана, воплощающий себялюбие. Гар обитает в некоем блаженном месте, «долинах Гара», которые не покидает, словно отделившись от мира, куда уходят его сыновья. К этим произведениям примыкает цикл книг «Континентальные пророчества» («Continental Prophecies»), связанный с революционными потрясениями конца 18 в.: «Америка» («America», 1793; рус. пер. 1982), «Европа» («Europe», 1794; рус. пер. 1982) и составляющие поэму «Песнь Лоса» («The Song of Los», 1795) разделы «Африка» («Africa») и «Азия» («Asia»).
«Песни невинности и опыта»
«Песни невинности и опыта» («Songs of Innocence and of Experience», 1789–1794; рус. пер. 1916) – одно из центральных сочинений У. Блейка, иллюстрированное собрание стихотворений. Первые несколько экземпляров он издал в 1789 г. под названием «Песни невинности», спустя 5 лет дополнил сборник и дал ему название «Песни невинности и опыта, показывающие два противоположных состояния души человеческой» («Songs of Innocence and of Experience Shewing the Two Contrary States of the Human Soul»). «Невинность» и «опыт» у Блейка нередко трактуются как символы непадшего и падшего мира; в книге разрабатываются темы, получившие развитие в эпоху романтизма: например, тема детства, ассоциируемого скорее с наивностью и чистотой, чем с первородным грехом, но не укрытого полностью от пороков и соблазнов. Окружающий мир познаётся через «опыт», связанный с утратой детской чистоты, со страхом, угнетением и запретами, налагаемыми обществом. Противоположность этих состояний отражена в перекликающихся или контрастных названиях стихотворений сборника: «Агнец» («The Lamb») и «Тигр» («The Tiger»), два «Трубочиста» («The Chimney Sweeper»), «Дитя-радость» («Infant Joy») и «Дитя-горе» («Infant Sorrow»), две «Песни няни» («Nurse’s Song») и др.
«Их [Песен невинности] ключевые темы – это радость, уют, ласка, родительская или божественная защита… В "Песнях опыта" местом действия служит более мрачный, призрачный вариант того же самого пейзажа – с привкусом ночного кошмара, мимолётными видениями лесов и смутно размытых городских улиц, ощущением сумерек и приближения ночи, грозными образами зверей и насекомых. Здесь ключевые темы – это гнев, зависть, тревога, жестокость, несправедливость и яростный протест против бедствий мира» (Блейк. 2010. С. 14–15).
Авторские иллюстрации играют важную роль в восприятии цикла: сплетённые деревья на фронтисписе книги, возможно, символизируют возвышенную природу человека, прикреплённого корнями к земле; стихотворение «Колыбельная» («A Cradle Song») сопровождает образ опечаленной матери; «Ночь» («Night») проиллюстрирована изображениями ангелов и женщин в белых одеждах, и т. д. При внешней простоте «Песни невинности и опыта» содержат неоднозначную символику и сложные мистические концепции, подвергающиеся разным истолкованиям литературоведов, богословов и психологов. У. Б. Йейтс назвал У. Блейка символистом, далеко опередившим своё время и провозгласившим «религию искусства» в эпоху рационализма и практицизма (Yeats. 1903. P. 168).
Идея соответствия или противоречия божественному началу и духу жизни тесно связана с социальной тематикой сборника: города, не одухотворённые любовью и братским чувством, становятся средоточиями горя и смерти; люди, полные гордыни, лицемерия, жестокости, истребляют друг друга, забыв о прежнем райском состоянии. По Блейку, социальный гнёт порождён человеческим сознанием, а не какими-либо внешними условиями: отказавшись от радостного восприятия мира, от свободы воображения, человек подавляет себя и других, невольно прибегая к ханжеству и жестокости. Позднее творчество Блейка свидетельствует о возвращении интереса к христианскому богословию. Несмотря на то что для поэта следование христианской догматике сочеталось с возможностью телесных удовольствий, подлинная любовь в его представлении была связана уже не столько с наслаждением и реализацией желаний, сколько с самопожертвованием.
«Мильтон»
В Фелфаме У. Блейк начал работу над эпической поэмой «Мильтон» («Milton», 1804–1811; полный рус. пер. 2010). Её главный герой – английский поэт Дж. Мильтон, который возвращается с небес и вместе с автором исследует мистическую связь между ныне живущими писателями и их предшественниками, а также пытается исправить собственные ошибки, совершённые под влиянием пуританской доктрины предназначения. Блейк анализировал сущность вдохновения, прибегая к образу Лоса – одного из своих мифологических персонажей. В сопровождении Лоса, вооружившись пятью чувствами, поэт-повествователь отправляется в Город Искусства. Поэма завершается видением, в котором объединяются живые и мёртвые, воображение и реальность, мужское и женское начала и все пять чувств подвергаются полному преображению.
Отрывок из поэмы (в русском переводе – «Меж трав, по склонам наших гор...»), в 1916 г. положенный на музыку британским композитором Х. Перри (1848–1918), стал в Англии знаменитой патриотической песней; выдвигались предложения сделать её национальным гимном.
«Иерусалим»
После возвращения в Лондон У. Блейк приступил к работе над своим самым крупным и значительным произведением – «пророческой книгой» «Иерусалим» (полное название – «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона», «Jerusalem: The Emanation of the Giant Albion», написана в 1804–1820; рус. пер. 2015). По словам поэта, её содержание было продиктовано ему свыше в Фелфаме. Свою авторскую миссию Блейк описал так: «Чтоб Вечности миры открыть, и взор бессмертный человека // Отверзнуть, и направить внутрь, в Мир Мысли, в Вечность, // Растущую безмерно в лоне Бога – человеческом воображении» (Блейк. 2017. С. 11). Действие поэмы охватывает время от Сотворения мира до Судного дня. Здесь получает развитие авторская мифология: герои произведения – Гигант Альбион и его женская ипостась – Иерусалим, пророк Лос и Энитармон (с ними Блейк ассоциировал себя и свою жену), богиня природы Вала, четыре Зоа и др. В поэме вновь излагается история падения Альбиона, который, поддавшись себялюбию, попадает под власть Уризена (Сатаны). В финале произведения все люди объединяются в поклонении Спасителю и «церковью» становится всё человечество.
Наследие и значение
В России сочинения Блейка были открыты символистами и предстали перед читателями в переводах К. Д. Бальмонта, С. Я. Маршака, Н. С. Гумилёва. С творчеством поэта был знаком Б. Л. Пастернак. Отдельным изданием переводы вышли в 1966 г. («Песни невинности», часть «Песен опыта», «Книга Тэль» и некоторые стихотворения). В антологию «Поэзия английского романтизма» (серия «Библиотека всемирной литературы», 1975), помимо «Песен невинности и опыта», вошли три «пророческие поэмы» (в издании 1982 в расширенном виде с параллельным английским текстом). В 1993 г. опубликованы переводы С. А. Степанова.
Творчество Блейка вдохновило композитора и переводчика Д. Н. Смирнова, создавшего несколько десятков произведений на его стихи и темы рисунков, в том числе оперы «Тириэл» (создана в 1983–1985, поставлена в 1989) и «Тэль» (создана в 1985–1986, поставлена в 1989).
В 2010 г. вышел сборник новых переводов «Песен невинности и опыта», ставший результатом работы семинара молодых переводчиков при Британском совете.
Блейк – художник
Значительный технический и художественный опыт рисовальщика и офортиста Блейк приобрёл в мастерской Дж. Бейзара, гравёра Общества антикваров Лондона, однако признавал методы гравирования учителя устаревшими (Бейзар основывался на линейной гравюре, тогда как в 18 в. в Европе популярность приобрели «живописные» гравировальные техники: карандашная манера, меццо-тинто, акватинта и др.). Творческие импульсы Блейк получил от произведений старых мастеров, которые копировал; в особенности находился под воздействием стиля Микеланджело, Рафаэля, Джулио Романо, А. Дюрера, М. ван Хемскерка. Так, фигура Иосифа в одной из первых созданных на собственный сюжет гравюр Блейка – «Иосиф Аримафейский среди скал Альбиона» (1773) – копирует фигуру апостола Петра с фрески Микеланджело «Распятие» (1546–1550, Апостольский дворец, Ватикан). Влияние на мастера оказало и готическое искусство, представленное в церквах Лондона, в том числе и в интерьере Вестминстерского аббатства (надгробия, витражи и др.).
Непродолжительность обучения в Королевской академии художеств (1779–1780), куда Блейк поступил, чтобы получить профессию исторического живописца, связана со ссорой художника с её президентом Дж. Рейнолдсом. Ученику оказались чужды пропагандируемые главой академии художественные идеалы, основанные на прославлении искусства барокко. Впоследствии он записал свои соображения на полях личного экземпляра сборника речей Рейнолдса «Рассуждения» («Discourses», 1769–1790). Однако факт ссоры не помешал в дальнейшем Блейку выставлять свои работы в стенах академии (в период с 1780 по 1808; например, в 1780 – акварель «Смерть графа Гудвина», 1779, ныне в Британском музее, Лондон). В академии Блейк подружился со скульптором Дж. Флаксманом, коллекционером, писателем и акварелистом Дж. Камберлендом, иллюстратором и гравёром Т. Стюартом, оказавшими воздействие на его искусство. Испытал также влияние И. Г. Фюсли.
После ухода из академии занимался гравированием с рисунков и живописи других художников, преимущественно для иллюстрирования книг; коммерческому использованию гравюр способствовало открытие Блейком типографии (1784). В 1780-х гг. продолжил работать в технике акварели («Братья Иосифа склоняются перед ним», около 1784–1785, Музей Фицуильяма, Кембридж). В ранних гравюрах, рисунках и акварелях Блейка доминирует линия. Чёткий контур, внутри которого мастер моделирует объёмы могучих тел своих героев, делает их подобными скульптуре.
В 1787–1788 гг. в творческом методе Блейка произошли изменения. Под воздействием теософских, религиозно-духовидческих идей Э. Сведенборга он осмыслял свой художественно-литературный опыт как проповедование и пророчество и потому, желая дать исчерпывающую авторскую интерпретацию своим литературным произведениям, пришёл к решению объединить поэзию и живопись. Искал различные формы их сосуществования, предвосхитив интерес европейского романтизма и символизма к синтезу искусств, и в итоге создал особый формат – «иллюминированную» печать. В результате экспериментов с травлением изобрёл технику «рельефного офорта» (высокая, а не традиционная для офортных техник глубокая печать; один из первых вариантов – офорты – иллюстрации к книге «Приближение судьбы», 1788, Британский музей), позволившую расположить текст и изображение на одной гравировальной доске и обеспечившую высокую тиражность. Таким образом мастер достигал своих целей: уподобленного средневековой иллюминированной рукописи единства текста и иллюстрации, возможности самостоятельного художественного оформления собственных текстов, производства книги под личным контролем, независимости от коммерческих типографий. Создание подобной формы «авторской книги», переосмысление её как единого художественно-литературного объекта сделали У. Блейка одним из родоначальников жанра книги художника. Среди иллюминированных Блейком собственных книг – «Все религии едины» («All Religions Are One»), «Естественной религии не существует» («There Is No Natural Religion»; обе – около 1788), «Бракосочетание Рая и Ада» (1790–1795), «Видение дщерей Альбиона» (1793), «Континентальные пророчества» («Америка», 1793; «Европа», 1794), «Песнь Лоса» («Азия» и «Африка», 1795), «Песни невинности и опыта» (1789–1794), «Мильтон» (1804–1811), «Иерусалим, Эманация Гиганта Альбиона» (1804–1820). Почти каждый известный отпечаток (до 20 экземпляров в каждом случае) дополнен детальной акварельной росписью, сделанной самим художником или его супругой Кэтрин Баучер. Раскраска эволюционировала от скромных тонировок ранних работ до красочного богатства экземпляров 1820-х гг. Кроме «рельефного офорта», зачастую использовал и технику цветной монотипии (плоской печати) (например, «Танец Альбиона, или Радостный день», 1794–1796, Британский музей).
Блейк экспериментировал и в области живописи. По заказу друга и покровителя Т. Баттса создал 53 картины камерного формата на библейские сюжеты (цикл датируется 1799–1803; «Ева, искушённая змеем», Музей Виктории и Альберта, Лондон; «Явление ангела Гавриила Захарии», Метрополитен-музей, Нью-Йорк; обе – около 1799–1800, и др.), написав их красками на клеевом связующем, т. е. темперой. Однако его метод работы был чужд специфике темперной техники, для которой характерны кроющие свойства краски. Блейк наносил пигменты в несколько слоёв, прибегая к лессировкам, для контуров использовал чёрную тушь, активно применял золотую и бронзовую краски: таким образом он пытался придать «драгоценности» своим работам, называя их то «эмалями» (зачастую он исполнял эти картины на металлических пластинах, наклеивал сусальное золото), то новой техникой «переносной фрески», уподобляя свои работы монументальным росписям эпохи Возрождения. Технические эксперименты Блейка (слишком тонкий слой грунта, больше подходящего для масляных красок, толстый слой клея и др.) привели к потемнению сияющего, полупрозрачного цвета и золота, создав искажённое впечатление монохромного колорита. Блейк писал картины на исторические («Сэр Джефри Чосер и двадцать паломников на пути в Кентербери», около 1808, Поллок-хаус, Глазго, см. Дж. Чосер; «Бард», около 1809, Галерея Тейт, Лондон), религиозные («Видение Страшного Суда», 1808, не закончена, Петворт-хаус, графство Сассекс), политические («Духовная форма Питта, направляющего чудовище», около 1805, см. У. Питт Младший), мистические («Призрак блохи», 1819–1820, оба – Галерея Тейт) сюжеты.
Создавал акварельные рисунки для иллюстрации книг любимых авторов: Э. Юнга «Ночные мысли» (1797), Р. Блэра «Могила» (1805–1808). Издание книги Блэра вызвало презрительный отзыв критика Р. Ханта, напечатанный на страницах газеты The Examiner, что послужило поводом для организации Блейком своей персональной выставки в родном доме (Броад-стрит, 28; весна 1809 – лето 1810), сопровождённой каталогом на 72 страницах с описаниями произведений (в частности, картины «Сэр Джефри Чосер и двадцать паломников на пути в Кентербери»).
Знакомство в 1818 г. и сотрудничество с художником Дж. Линнеллом, художником и писателем С. Палмером, группой «Древние» благотворно сказались на творчестве Блейка: начиная с этого времени мастер создал лучшие свои акварельные иллюстрации. Так, он запланировал переработку и дополнение корпуса иллюстраций к книге Дж. Мильтона «Потерянный Рай» (1808), созданных для Т. Баттса, но сделал всего три иллюстрации (все – 1822, Национальная галерея Виктория, Мельбурн, и Музей Фицуильяма). Блейк осуществил серию акварелей к изданию «Книга Иова» (1823–1826), отдельные рисунки к которому он делал ещё в 1790-е гг., а также оставил незавершёнными иллюстрации к изданиям «Путешествие пилигрима» Дж. Беньяна (1824–1827) и «Божественная комедия» Данте Алигьери (1824–1827; 102 рисунка). Поздние акварели свидетельствуют об изменившейся в сторону живописности стилистике; в них господствует свободная, выразительная композиция, иногда на грани абстрактного искусства («Вихрь влюблённых», бумага, тушь, акварель, между 1824 и 1827, Музеи Бирмингема, Англия), отражающая эмоциональный отклик Блейка на сюжет; красочный слой отличает вариативность оттенков, свободно перетекающих друг в друга, не ограниченных контурами.
Как художник Блейк оказал влияние на искусство прерафаэлитов, прежде всего на творчество Д. Г. Россетти, обнаружившего в 1847 г. «Записную книжку Уильяма Блейка» (или «Рукопись Россетти», около 1787–1818, Британская библиотека, Лондон), мастеров символизма, сюрреализма и других направлений модернизма и постмодернизма. Искусство Блейка в современную эпоху регулярно становится предметом значительных выставок; в России первая крупная выставка У. Блейка состоялась в 2011–2012 гг. в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.