Сонет
Соне́т (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка), стихотворная форма, одна из твёрдых форм в поэзии.
Сонет состоит из 14 строк, образующих два катрена (на две рифмы) и два терцета (на две или три рифмы), чаще всего во «французской» [abba abba ccd eed (ccd ede)] или «итальянской» [abba abba cde dcd (или cde cde)] последовательности. Среди различных отклонений от этих канонических форм (дополнительные строки в сонете «с кодой», иной порядок рифм и прочие) наиболее известен «английский» сонет (abab cdcd efef gg). Рекомендовались, но не стали всеобщими и некоторые «правила» для содержания сонета: строфы должны кончаться точками, слова – не повторяться, последнее слово – быть «ключевым», четыре строфы соотноситься как тезис – развитие – антитезис – синтез или как завязка – развитие – кульминация – развязка и прочие.
Сонет возник в Италии в 13 в. на основе строфы канцоны, упрощённой под влиянием строфики народных песен. Широкую популярность получил благодаря творчеству Ф. Петрарки, став одной из основных форм итальянской лирики 15–18 вв.; из итальянской поэзии в 16 в. перешёл в испанскую, португальскую, французскую, английскую поэзию, в 17 в. – в немецкую, а в 18 в. – и в русскую поэзию (В. К. Тредиаковский). В эпоху классицизма и Просвещения менее употребителен. В эпоху романтизма и символизма ожил вновь, преимущественно в немецкой, английской и отчасти славянских литературах как жанр философской, описательной и любовной лирики (У. Вордсворт, А. Мицкевич, Я. Коллар, А. А. Григорьев, Ш. Бодлер, Ж. М. де Эредиа, Р. М. Рильке, В. Я. Брюсов, Вяч. И. Иванов и др.). В русской поэзии 20 в. интересны опыты И. Л. Сельвинского с венком сонетов.