Гротеск
Гроте́ск (итал. grottesco, от grotta – грот, пещера), термин западной эстетики, который обозначает причудливые, смешивающие противоположное (низкое и высокое, обыденное и изысканное, смешное и серьёзное), обычно карикатурно преувеличенные, юмористически, комически и сатирически искажённые формы в искусстве (литературе, живописи, музыке и др.).
Суть гротеска описывалась уже Витрувием, а также Горацием («О поэтическом искусстве», строки 1–5: к женской голове приставлена шея лошади, туловище составлено из частей тел разных животных и завершено рыбьим хвостом). Термин «гротеск» возник в Италии в конце 15 в. (гротески), причём исконный смысл слова быстро забылся (он связан с символическим пониманием пещеры как входа в подземный мир); о нём отчасти ещё сохраняли память П. Лигорио, а также учёный-гуманист Д. Барбаро (1513–1570), который в комментариях к Витрувию (1556) определил гротеск как «сновидения живописи». Гротеск понимался как нечто неупорядоченно-фантастическое, как беспричинная игра форм (наподобие терминов «барокко», «барочный» в 18 в.) и в качестве такового подвергался критике. В эстетике эпохи романтизма гротеск, с одной стороны, отождествлялся с различными орнаментальными, «беспредметными» формами (например, арабеска), в которых угадывался более глубокий смысл художественного символа, с другой стороны, использовался в практике искусства для выражения острокритического, а иногда и нигилистического отношения к действительности.
Гротеск в литературе, появившись в эпоху Античности (комедии Аристофана, Плавта, сочинения Лукиана), получил развитие в 15–18 вв. в творчестве Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Дж. Свифта, итальянской комедии дель арте, позднее – в произведениях Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Гротеск широко применялся в литературе 20 в. (Ф. Кафка, Б. Брехт, М. де Гельдерод, В. В. Маяковский, Э. Ионеско, С. Беккет, Е. Л. Шварц, М. А. Булгаков и др.).
В европейском изобразительном искусстве гротеск распространился в эпоху Средневековья (скульптурный декор готических соборов, рисунки на полях рукописей), позднее проявился также в произведениях И. Босха, П. Брейгеля Старшего, Ж. Калло, О. Домье, О. Дикса, Дж. Энсора, М. З. Шагала и многих других; у представителей дадаизма, экспрессионизма, сюрреализма и других авангардистских течений 20 в.
В музыке образы и технические приёмы, которые иногда называют «гротесковыми», претворены в некоторых произведениях Г. Малера, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, А. Г. Шнитке и др.