Моралите
Моралите́ (франц. moralitе́, от лат. moralis – нравственный, моральный), жанр средневекового театра (14–16 вв.), аллегорическая стихотворная драма, изображавшая борьбу добра и зла за душу человека.
Жанр моралите возник в результате обособления из мистерии нравоучительных эпизодов с участием аллегорических персонажей. Наибольшего развития достиг во Франции (где в 1427 слово «моралите» впервые было употреблено применительно к пьесе) и в Англии, получил распространение также в Италии и Нидерландах. Помимо главного героя, представлявшего весь человеческий род или какую-то человеческую общность и выступавшего нередко в двух ипостасях – разумной и неразумной, действующими лицами моралите были персонифицированные добродетели, пороки, соблазны и другие отвлечённые понятия (Время, Смерть, Природа, Знание, Дурной конец, Угрызения совести и т. п.), а также ангелы, черти и т. п. (всего от 5 до 20 персонажей). В основе моралите – сюжеты популярных аллегорических произведений (поэмы «Психомахия» Пруденция, «Романа о Розе» и др.), библейских притч (о блудном сыне и др.), средневековой иконографии (мотивы пляски смерти, колеса Фортуны и др.). В литературном отношении моралите представляли собой диалоги на народном языке (иногда с вкраплениями латыни), объём которых мог составлять от 20 до 200 тыс. стихов. Древнейшими моралите являются английское «Отче наш» (1378; входит в т. н. Йоркский цикл), французские «Игры о семи добродетелях и семи смертных грехах» (между 1380 и 1420) и «Игра о паломничестве» (конец 14 в.). Наиболее известны французское моралите «Разумный и неразумный» (1439), английские – «Гордость житейская» (сохранилось во фрагментах; конец 14 в.), «Замок Стойкости» (1-я четверть 15 в.), «Человеческий род» (около 1465 – 1473), «Дух, Воля и Разум» (около 1460), «Всякий человек» (около 1495; сохранилось также в латинской и голландской редакциях). Моралите исполнялись странствующими комедиантами и актёрами-любителями; в Голландии моралите ставили т. н. камеры риторов. При постановке моралите использовался мистериальный тип сцены (многоярусные площадные подмостки, передвижные платформы и др.) с симультанной организацией сценического пространства (одновременный показ всех мест действия). Персонажи моралите были наделены атрибутами с устойчивой семантикой, раскрывавшими их аллегорическое значение (мешок с монетами – у Скупости, ослиные уши – у Глупости, якорь – у Надежды и т. п.). Для моралите характерны повествовательность, назидательность, сочетание риторики и гуманистической учёности с фарсовыми и буффонными элементами низового театра. С конца 15 в. в моралите усилились бытовые, политические и сатирические мотивы (французское «Осуждение пирушек» Н. де ла Шене, 1507; английское «Ум и Наука», после 1545; «Республика», 1553), возникли жанровые модификации – политическое моралите во Франции и интерлюдия в Англии. В середине 16 в. моралите – один из инструментов полемики католиков и протестантов. Во Франции моралите прекратили существовать в середине 16 в.; в Англии продолжали ставиться ещё в 1-й половине 17 в. и оказали влияние на елизаветинскую драму и комедию нравов. С моралите связано введение в европейскую драму Нового времени светских сюжетов, нового типа персонажей (помимо библейских героев в моралите фигурируют обыкновенные люди, человек как таковой), принципа линейного развития действия, сконцентрированного вокруг одного или двух главных действующих лиц.
В 20 в. к форме моралите обращались Г. фон Гофмансталь, Т. С. Элиот, У. Б. Йейтс, Б. Брехт.