Постапокалипсис
Постапока́липсис (постапокалиптика, англ. post-apocalyptic fiction), жанр или сеттинг научно-фантастической литературы и популярной культуры в целом, в котором повествуется о последствиях глобальной катастрофы. Действие постапокалипсиса разворачивается либо непосредственно после катастрофы, либо через долгое время после неё. Перед главными героями постапокалипсиса стоит задача выживания и спасения человечества либо группы людей в условиях враждебного окружения.
История
Слово «постапокалипсис» в широкий оборот ввёл американский журналист А. Финк в 1978 г. Однако постапокалиптические сюжеты являются одними из древнейших в истории человечества. Множество мифологических сюжетов в различных культурах посвящено уничтожению человечества и последующему его возрождению силами героя. Подобные сюжеты, связанные с наводнением, можно обнаружить в мифологии Древнего Шумера (миф о благочестивом царе Зиусудре), Древнего Аккада (поэма об Атрахасисе), Библии (сюжет о Ное и Ноевом ковчеге), Древней Греции (миф о Девкалионе и Пирре), Древней Индии (рассказ о Вайвасвате), древнескандинавской мифологии (Рагнарёк) и т. д.
Литературным родоначальником жанра считают английскую писательницу М. Шелли, которая в 1826 г. опубликовала роман «Последний человек» («Last Man», 1826). В романе повествуется о человечестве начала 21 в. и его уничтожении вследствие распространения загадочной болезни. Именно пандемия в течение 19 – 1-й половины 20 вв. использовалась писателями в качестве причины, обусловившей наступление постапокалипсиса. Так, в романе Джека Лондона «Алая чума» («Scarlet Plague», 1912) человечество подвергается уничтожению из-за распространения болезни («алой чумы») и оставшиеся в живых люди создают небольшие племена, вынужденные вести первобытный образ жизни. В повести Г. Уэллса «Машина времени» («Time Maсhine», 1895) герой, переносясь во времени на несколько тысячелетий вперед, становится свидетелем жизни общества, пережившего глобальную катастрофу (вероятно, болезнь, следствием чего стала мутация).
Начиная с 1950-х гг. в постапокалиптической литературе доминируют сюжеты, связанные с уничтожением человечества в результате атомной войны. К наиболее известным работам этого периода относят романы Дж. Уиндема «Хризалиды» («The Chrysalids», 1955), У. Миллера «Страсти по Лейбовицу» («A Canticle for Leibowitz», 1961), цикл А. ван Вогта «Линн» («Linn», 1946–1950), повесть Х. Эллисона «Парень и его пёс» («A Boy and His Dog», 1969). Множество литературных источников впоследствии были адаптированы в кино, сериалах, компьютерных играх, комиксах и т. д.
Внимание к вопросам экологии и исчерпания ресурсов, порождённое движением хиппи и работой Римского клуба, привело к появлению во 2-й половине 1960–1970-х гг. постапокалиплитических произведений, в которых на первый план были выдвинуты вопросы взаимоотношения человека и природы, а также ответственности человека за состояние экологии. К таковым относится, например, повесть Ф. Герберта «Зелёный мозг» («The Green Brain», 1966), в котором повествуется о борьбе латиноамериканских джунглей (под предводительством переродившегося человеческого мозга) с человечеством, а также роман Ларри Нивена (род. 1938) и Джерри Пурнелла (1933–2017) «Мошка в зенице Господней» («The Mote in God’s Eye», 1974), в котором человечество вынуждено решать дилемму взаимоотношений с новым видом живых организмов (замаскированных под инопланетян), чьё бесконтрольное распространение может привести к вымиранию человечества.
В романе Дж. Бойда (1919–2013) «Опылители Эдема» («The Pollinators of Eden», 1969) рассказывается о взаимоотношении человека с природой в рамках исследования флоры новой планеты, которая оказывается носителем могучего интеллекта. В повести «Ночные крылья» («Nightwings», 1969) Р. Силверберг (род. 1935) рисует картину пришедшей в упадок в результате климатической катастрофы Земли в канун её завоевания пришельцами. С. Ланье (1927–2207) в цикле работ об Иеро Дестине («Hiero Desteen», 1973–1983) погружает читателя в реалии Земли через тысячу лет после ядерной войны, где животные и растения приобрели разум в результате мутаций.
Наблюдавшаяся в 1980–2000-х гг. бурная эволюция информационных технологий и биотехнологий привела к развитию такого поджанра постапокалипсиса, как техноапокалипсис, основной чертой которого выступал страх перед увеличением роли новых технологий, в частности искусственного интеллекта и биотехнологий, в жизни человека. К написанным в этот период произведениям следует отнести циклы романов Д. Симмонса (род. 1948) «Песни Гипериона» («Hyperion Cantos», 1989–1999), Ф. Рива (род. 1966) «Тетралогия Смертных машин» («Mortal Engines», 2001–2006), Дж. Дашнера (род. 1972) «Бегущий в лабиринте» («The Maze Runner», 2009–2012), В. Рот (род. 1988) «Дивергент» («Divergent», 2011–2014).
Страх перед новыми технологиями активно эксплуатируется в кинофраншизах «Терминатор» («Terminator», 1984–2019), «Матрица» («Matrix», 1999–2021, режиссёры Л. и Л. Вачовски), в фильмах «Бегущий по лезвию» («Blade Runner», 1982, режиссёр Р. Скотт), «Бегущий по лезвию 2049» («Blade Runner 2049», режиссёр Д. Вильнёв, 2017), а также в аниме: «Аниматрица» («Animatrix», режиссёры Моримото Кодзи, Ватанабэ Синъитиро, Маэда Махиро, П. Чон, Э. Джонс, Кавадзири Ёсиаки, Коикэ Такэси, 2003), «Акира» («Akira», режиссёр Отомо Кацухиро, 1988).
Сеттинг и жанровое своеобразие
Для произведений, созданных в жанре постапокалипсиса, характерны следующие черты. Обычно это истощённая окружающая среда, с обширными пустынями или затопленными территориями, населённая мутировавшими (в случае ядерного апокалипсиса) или одичавшими животными и людьми. При этом окружающая среда наполнена артефактами погибшей более развитой цивилизации. Зачастую эти артефакты несут опасность (цикл об Иеро Дестине), но могут выступать просто фоном повествования («Ночные крылья»).
Социальная структура постапокалиптичных обществ носит упрощённый характер и напоминает общество эпохи Средневековья («Страсти по Лейбовицу») или Римской империи («Линн»). За пределами городских поселений, выступающих центром торговли и ремесла, царствует анархия и беззаконие. Криминальные банды и дикие племена, часто состоящие из мутировавших или одичавших людей, готовы убить любого, кто не способен дать им отпор («Парень и его пёс»). При этом существуют сообщества, сохранившие доступ к технологиям эпохи, предшествующей апокалипсису (цикл об Иеро Дестине). Такие сообщества, как правило, рассматриваются как зло и выступают в качестве антагонистов главного героя («Парень и его пёс»).
Постапокалипсис в популярной культуре
Постапокалипсис – один из самых широко представленных жанров в мировой популярной культуре. К нему обращались наиболее известные авторы-фантасты 19–20 вв. Появление кино, комиксов и компьютерных игр сделало его крайне востребованным. Именно постапокалипсис стал тем жанром, в котором был снята картина «Пятеро» («Five», 1951, режиссёр А. Оболер). «Пятеро» стал первым фильмом, реклама которого шла по телевидению, а также первым фильмом, в котором запись живого звука производилась на магнитную плёнку.
Постапокалипсис изначально служил жанром, в котором общество старалось рационализировать терзающие его страхи. Так, уже книга «Машина времени» Г. Уэллса наполнена размышлениями о последствиях социального расслоения общества на богатых и бедных, «праздный класс» и пролетариев. Впоследствии эта тема нашла отражение в популярности в 2000-х гг. фильмов и сериалов о зомби и вызванного их появлением «зомби-апокалипсиса».
Кинематограф позволил обсуждать названные проблемы в более наглядной форме. Так, в фильме «Когда земля остановилась» («When The Earth stood», 1951, режиссёр Р. Уайз), выражаются страхи американского общества перед ядерной войной и угрозой ракетной атаки. Фильм «Терминатор» рационализирует страхи перед развитием робототехники и возможной угрозе со стороны искусственного интеллекта.
Вопрос наличия даже в самом страшном враге таких человеческих качеств, как любовь, сострадание, готовность пожертвовать жизнью ради близкого, поднимается в фильме «Я – легенда» («I am Legend», 2007, режиссёр Ф. Лоуренс). Франшиза «Безумный Макс» («Mad Max», 1979–2015, режиссёр Джордж Миллер) демонстрировала страх западного общества потребления перед возможным дефицитом автомобильного топлива.
Постапокалипсис нашел место в анимации и комиксах. Именно в этой области он получил признание со стороны критиков. Так, мультипликационный фильм «Валл-И» («Wall-E», 2008, режиссёр Э. Стантон), поднимающий вопросы ответственности людей за экологию планеты, удостоен премии «Оскар» как лучший анимационный фильм 2009 г. Проблемы взаимоотношений между человеком и природой поднимает один из наиболее известных мультипликационных фильмов Миядзаки Хаяо «Навсикая из Долины Ветров» («Nausicaä of the Valley of the Wind», 1984), удостоенный премии Anime Grand Prix и неоднократно включенный в число лучших японских фильмов.
В условиях постапокалипсиса происходят события многих сериалов [в том числе отечественных («Эпидемия», 2019)], например, это минисериал «Противостояние» («The Stand», первая версия 1994, вторая – 2020), «Ходячие мертвецы» («The Walking Dead», с 2010), «Революция» («Revolution», 2012–2014), «12 обезьян» («12 Monkeys», 2015–2018), «Последний человек на Земле» («The Last Man on Earth», 2015–2018).
В сеттинге постапокалипсиса созданы многие эпизоды аниме и манги. Среди наиболее известных «Кулак Северной звезды» («Fist of the North Star», 1984–1988, режиссёры Асида Тоёо, Умэдзава Ацутоси, Матано Хиромити и др.), «Копелион» («Coppelion», 2013, режиссеры Судзуки Синго, Кудо Сусуму, Канадзава Хиромицу), «На закате человечества» («Humanity Has Declined», 2012, режиссёр Киси Сэйдзи), «Школа мертвецов» («Highschool of the Dead», 2010, режиссёр Араки Тэцуро и др.).
Не менее популярен постапокалипсис в комиксах. Среди комиксов вселенной Мarvel следует назвать «Годы минувшего будущего» (Years of Future Past, 2015), «Эпоха Альтрона» («Age of Ultron», 2013), «Marvel Зомби» («Marvel Zombies», 2005–2006), «Восстание мертвецов 3» («Dead Rising 3», 2013), «Каратель: конец» («Punisher: The End», 2004). Вселенная DC поднимает тему постапокалипсиса в «Бэтмен: последний рыцарь на Земле» («Batman: The Last Knight on Earth», 2019), «ДиСинфекция: Надежда в погибшем мире» («DCeased: Hope At World's End», 2020), «БэтВуман: Конец будущего» («Batwoman: The Future’s end», 2014) и др.
Постапокалипсис нашел отражение в видеоиграх. Наиболее часто встречающиеся жанры, в которых используются элементы постапокалипсиса, – это RPG: серия игр «Fallout», «Abomination: The Nemesis Project» (1999), «Metalheart: Replicants Rampage, (2005); шутеры от первого/третьего лица: серия игр «Half-Life», «Rage» (2010), «Metro 2033» (2010), «The Swarm» (2008), «Collapse» (2008); экшен-RPG «Hellgate: London» (2007); стратегии «Soldiers of Anarchy» (2002), «Warzone 2100» (1999).