Томас Мор
То́мас Мор, сэр Томас Мор (Sir Thomas More) (7.2.1478, Лондон – 6.7.1535, там же), английский гуманист, социальный мыслитель и государственный деятель.
Ранние годы
Сын юриста, впоследствии судьи королевской скамьи Джона Мора (около 1450/53 – 1530). Начальное образование получил в грамматической школе при госпитале Святого Антония. В 13 лет принят пажом в дом архиепископа Кентерберийского Дж. Мортона, где привлёк внимание своими интеллектуальными способностями. В 1492–1494 гг. изучал в Оксфордском университете грамматику, риторику и логику, древнегреческий и французский языки, математику, историю, приобрёл навыки игры на скрипке и флейте, затем проходил обучение в лондонских школах правоведения Нью-Инн и Линкольнс-Инн (с 1496). Активно изучал произведения античных и раннехристианских мыслителей, в том числе Платона, Аристотеля, Лукиана, Августина. Значительное влияние на Т. Мора оказало сближение с кружком оксфордских гуманистов – Дж. Колетом (1467–1519), Т. Линакром (около 1460–1524), У. Гросином (1446–1519), У. Лили (1468–1522). В 1499 г. Т. Мор познакомился с Эразмом Роттердамским.
Около 1502 г. Т. Мор занялся адвокатской практикой, в 1502–1504 гг. также преподавал право в школе Фернивалс-Инн. В 1504 г. избран в парламент, в стенах которого подверг критике финансовую политику Генриха VII. Опасаясь репрессий, на время оставил политику и вернулся к адвокатской деятельности. В 1506 г. в Париже опубликовал подготовленный им совместно с Эразмом Роттердамским перевод на латинский язык книги диалогов Лукиана (сотрудничество этих гуманистов продолжалось и в последующие годы; Эразм Роттердамский посвятил Т. Мору свою книгу «Похвала глупости», написанную в 1509, когда он гостил в доме Моров). В 1508 г. Т. Мор посетил Лёвенский и Парижский университеты, где ознакомился с практиковавшейся в них системой преподавания. В 1509 г. вступил в Компанию торговцев тканями (англ. Mercer’s Company), от имени которой в сентябре того же года вёл переговоры о заключении контрактов с антверпенскими торговцами.
В 1510 г. Т. Мор как депутат от Лондона вновь вошёл в парламент, созванный новым королём Генрихом VIII; тогда же назначен помощником городского шерифа (занимал этот пост до 1518, выполняя функции судьи и юридического советника). В 1515 г. по рекомендации лондонских торговцев включён в состав английского посольства, направленного во Фландрию для переговоров о продлении срока действия соглашений о торговле шерстью. Находясь во Фландрии, Т. Мор вновь встретился с Эразмом Роттердамским и познакомился с другими видными нидерландскими гуманистами, П. Эгидием и И. Буслидием.
Написание «Утопии»
Во время торговых переговоров, проходивших со значительными перерывами, Т. Мор приступил к написанию первой книги сочинения «Утопия», которую завершил по возвращении на родину в 1516 г.; вторая книга (собственно повествование о якобы недавно открытом государстве утопийцев) в основном была написана им гораздо раньше. Предварив произведение вступительными письмами единомышленников-гуманистов, Т. Мор издал его в декабре 1516 г. в Лёвене под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (лат. «Libellus vere aureus nec minus salutaris quam festivus de optimo reip. statu deque nova Insula Utopia»). Третье, базельское издание «Утопии» (1518) Т. Мор дополнил «Эпиграммами» (лат. «Epigrammata») – собранием поэтических произведений различного жанра (стихотворениями, поэмами и собственно эпиграммами, направленными в числе прочих против французкого гуманиста Ж. де Бри, секретаря французской королевы, восхвалявшего в своей поэме «Chordigera» потопление английского корабля французским судном). «Утопия» была переведена на немецкий (1524), итальянский (1548), французский (1550), английский (1551), нидерландский (1553) языки. Она положила начало влиятельному направлению в литературе и общественной мысли, получившему развитие в 17–19 вв. (в сочинениях Ф. Бэкона, Т. Кампанеллы, С. Джонсона, Э.-Г. Морелли, Г. Бабёфа, К.-А. де Рувруа Сен-Симона, Ш. Фурье, Э. Кабе, Н. Г. Чернышевского и др.).
Влияние на «Утопию» оказали диалоги Платона о государстве, «Записки о Галльской войне» Юлия Цезаря, сочинения Цицерона «О пределах добра и зла», Диогена Лаэртия «Жизни и мнения прославленных философов...», трактат Августина «О граде Божием», работы Эразма Роттердамского, письма А. Веспуччи и др. Обе части «Утопии» тематически и концептуально вполне самостоятельны, связь между ними весьма условна. Эразм утверждал, что «Утопия» писалась с целью понять, отчего государство приходит в упадок, и что прежде всего Мор изобразил родную ему страну, «которую глубоко изучил и знал». Однако это суждение справедливо только в отношении первой книги, содержащей анализ социально-экономического положения Англии, острую критику огораживаний, хозяйственного монополизма, разложения английский деревни, упадка ремесла, нравственной порчи общества. Во второй описано идеальное государство Утопия, покоящееся на экономико-политических и нравственно-правовых основаниях, адекватных представлению о человеке, сложившемуся в ренессансной культуре. В нём счастье индивидуума не приносится в жертву благополучию гражданского коллектива, а регламентация материальных потребностей не только не ведёт к закрепощению личности, но, напротив, призвана создать оптимальные условия для «духовной свободы и просвещения». В Утопии различия в склонностях и взглядах каждого члена общества принимаются в расчёт: об этом свидетельствует свободный выбор утопийцами рода занятий, разномыслие при истолковании наблюдений природы, несходство точек зрения на мораль, различие религиозных верований и их терпимое отношение друг к другу. «Аскетическая простота» утопийского быта сочетается с утончёнными духовными наслаждениями (лат. voluptas), связанными с упражнением в добродетели и сознанием беспорочной жизни, которые являются «высшим благом» (лат. summum bonum). Сам образ утопийского общежития, в котором упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, получаемые по происхождению, производство роскоши на потребу имущим, стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний о строе, возвышающем людей образованных и добродетельных. Именно лица образованные и добродетельные занимают первенствующее место в Утопии: из их числа избираются высшие должностные лица государства (траниборы или протофилархи), члены главного политического органа (Сената), а также правители каждого из 54 городов (принцепсы). В утопийском государстве люди, проявившие способности к науке, освобождались от повседневного труда, в то время как остальные жители должны были изучить ремёсла и работать ежедневно по 6 часов, а также трудиться в течение 2 лет в качестве земледельцев. После ежедневного труда в свободное время утопийцы занимались «благородными науками», различными видами искусства и физическими упражнениями. Наиболее тяжёлую работу в Утопии выполняли рабы. Ими становились граждане, совершившие тяжкие уголовные преступления, пленники, захваченные во время войны, и выкупленные утопийцами иностранцы, которым на их родине грозила смертная казнь.
По-видимому, в одно время с «Утопией» Т. Мор работал и над «Историей Ричарда III» (англ. «History of King Richard III»), историческими сочинением, которое так и осталось незавершённым. Посвящённое краткому периоду – от смерти Эдуарда IV до вступления на престол Ричарда III (1483) – это произведение содержит не только изложение событий из истории Англии, но и анализ системы власти, основывающейся на произволе и насилии. Первоначально оно было издано анонимно в 1543 г. в составе хроники Дж. Хардинга, затем в 1548 и 1550 гг. в хронике Э. Холла с указанием на принадлежность его Т. Мору. В 1557 г. отдельным изданием «Историю Ричарда III» опубликовал У. Растелл. Версия этого произведения на латинском языке, имеющая расхождения с англоязычной, вышла в свет в 1566 г. В 1587 г. «Историю Ричарда III» в своей хронике перепечатал Р. Холиншед, из которой её заимствовал У. Шекспир, работая над трагедией «Ричард III».
Расцвет карьеры
Король Генрих VIII, обеспокоенный разорением крестьянства в результате огораживаний, одобрил критический пафос «Утопии» и в 1517 г. назначил Т. Мора своим советником. В том же году Т. Мор в составе английской делегации участвовал в переговорах с Францией, проходивших в городах Кале и Булонь. В 1518 г. Т. Мор стал королевским секретарём, в 1520 и 1521 гг. принимал участие в переговорах с императором Священной Римской империи Карлом V и торговцами Ганзы. В 1521 г. стал заседать в «Звёздной палате», тогда же назначен помощником казначея королевства и возведён в рыцарское достоинство.
Генрих VIII ценил Т. Мора за обширные познания и острый ум, любил беседовать с ним о политике, науках и искусстве, доверял ему деликатные поручения дипломатического и литературного характера. При этом сам Т. Мор не переоценивал степень доверия Генриха VIII. В 1521 г. от имени короля вышел в свет трактат «Защита семи таинств против Мартина Лютера» (лат. «Assertio septem sacramentum aduersus Martinum Lutherum»), редактором, а также, возможно, соавтором которого был Т. Мор. На ответный памфлет М. Лютера, содержавший оскорбления в адрес короля, Т. Мор в 1523 г. опубликовал (сначала под псевдонимом Фердинанд Баравеллий, затем Уильям Росс) «Ответ Лютеру» (лат. «Responsio ad Lutherum»), в котором обвинил немецкого реформатора в подстрекательстве народа к бунту против законных властей. В полемике с Лютером Т. Мор выдвинул 4 постулата, отражавшие его собственное отношение к церковной традиции: 1) о безусловном авторитете Библии; 2) о том, что Писание не содержит всего, что было совершено и сказано Богом; 3) о способности Римско-католической церкви (благодаря присутствию в ней Святого Духа) безошибочно отличать божественную традицию от человеческой; 4) идея о том, что для правильной интерпретации Писания необходимо руководствоваться мнением Отцов Церкви и верой всех христиан. В своих работах Т. Мор вёл полемику не только с Лютером, но и с его английскими последователями, в том числе У. Тиндейлом (1494–1536). В ряде сочинений («Диалог о ересях», 1529; «Опровержение ответа Тиндела», 1532–1533) Т. Мор выступил не только против основных лютеранских тезисов, поддерживаемых Тиндейлом (спасение исключительно через веру, Писание как единственный её источник, несвобода человеческой воли и др.), но и обвинил его в тенденциозном переводе Библии на английский язык, в котором, по мнению Т. Мора, Тиндейл путём искажения смысла слов сознательно продвигал лютеранскую доктрину. При этом саму идею перевода Писания на английский язык Т. Мор оценивал положительно.
В апреле 1523 г. Т. Мор при поддержке лорд-канцлера Т. Уолси избран спикером Палаты общин, в 1524 г. – высоким распорядителем Оксфордского, в 1525 г. Кембриджского университетов. В июле 1525 г. ему пожалован пост канцлера герцогства Ланкастерского. В 1527 г. Т. Мор участвовал в переговорах с представителями французского короля в г. Амьен, в 1529 г. – в заключении договора о мире между Англией, Францией и Священной Римской империей. После смещения Уолси в октябре 1529 г. Т. Мору была вручена большая печать лорд-канцлера Англии. В ноябре того же года он открыл работу реформационного парламента, претензии которого к английскому духовенству нашли понимание у короля.
Конфликт с Генрихом VIII
Уже в 1530 г. возникли разногласия между Генрихом VIII и Т. Мором, который стал противником развода короля с его супругой Екатериной Арагонской, а также не принял религиозную политику короля. Т. Мор, в частности, отказался подписать письмо, составленное английской знатью и духовенством (в том числе Т. Уолси) в 1530 г., в котором содержался призыв, обращённый к папе Римскому, аннулировать брак короля. Т. Мор также не поддержал попытки парламента запретить конвокации (соборы духовенства) без разрешения короля и объявить их решения недействительными. Резкая критика Т. Мором парламентского билля о прекращении выплат Риму привела к его отставке в мае 1532 г. Напряжённость в отношениях между королём и Т. Мором возросла после отказа последнего в 1533 г. присутствовать на коронации А. Болейн, на которой Генрих VIII женился после развода с Екатериной Арагонской. Начались преследования бывшего канцлера, отказывавшегося признавать короля главой английской Церкви. 13 апреля 1534 г. Т. Мор предстал перед королевской комиссией, потребовавшей от него присяги по Акту о престолонаследии, признававшему законными наследников новой королевы. Т. Мор выразил готовность признать легитимность прав Болейн, но отказался от присяги, т. к. она не признавала папской супрематии. 17 апреля 1534 г. Т. Мор был заключён в Тауэр. В тюрьме он, пользовавшийся благодаря рыцарскому титулу некоторыми привилегиями по сравнению с другими заключёнными, написал теологическую работу «Диалог об утешении в невзгодах» (лат. «A dialogue of comfort against tribulation»). В июле 1535 г. по обвинению в государственной измене Т. Мор был осуждён на смерть и казнён. Традиционная казнь для обвинённых в государственной измене (повешение, потрошение и четвертование) была заменена по решению Генриха VIII на отсечение головы. Тело Т. Мора было захоронено в церкви Святого Петра в Тауэре. По некоторым версиям, в дальнейшем оно было перенесено в церковь в Челси, в строительстве одной из капелл которой Т. Мор принимал участие. Его голова, выставленная после казни на лондонском мосту, была, по преданию, выкуплена близкими родственниками или выдана им. Впоследствии, как утверждают биографы Т. Мора, голова была похоронена вместе с телом его дочери Маргарет в церкви в Челси.
Гибель Т. Мора была болезненно воспринята современниками. Папа Павел III обещал отлучить Генриха VIII от Церкви, Эразм Роттердамский подчёркивал, что такого англичанина не было и больше не будет в истории, Карл V заявил о том, что был бы готов потерять лучший город, чем советника, подобного Мору.
В 1886 г. Т. Мор был объявлен Римско-католической церковью блаженным мучеником, в 1935 г. канонизирован. День памяти святого Томаса Мора, установленный Римско-католической церковью 14 февраля 1966 г., приходится на 22 июня. Имя Т. Мора помещено также в календарь святых Англиканской церкви (память – 6 июля).