Толкин Джон Рональд Руэл
То́лкин Джон Ро́нальд Ру́эл (Джон Роналд Руэл Толкиен, John Ronald Reuel Tolkien) (3.1.1892, Блумфонтейн, Оранжевое Свободное государство, ныне провинция Фри-Стейт, ЮАР – 2.9.1973, Борнмут, Великобритания), английский писатель, филолог-медиевист, переводчик.
Биографические сведения
Родился в семье английских эмигрантов, поселившихся в Блумфонтейне в начале 1890-х гг. Отец, Артур Руэл Толкин (1857–1896), сын потомственных музыкантов, работал служащим в банке. Мать, Мэйбл Толкин (урождённая Саффилд, 1870–1904), дочь владельцев магазина, в 1895 г. вместе с детьми вернулась на родину, в Бирмингем (Великобритания). После смерти мужа воспитывала сыновей самостоятельно, в 1900 г. перешла из англиканства в католичество. После кончины Мэйбл Толкин опекуном детей стал её духовный наставник, священник Фрэнсис Морган (1857–1935).
В 1900–1911 гг. Дж. Р. Р. Толкин учился в Школе короля Эдуарда в Бирмингеме, изучал греческий и английский языки, средневековую англоязычную словесность. В 1911 г. вместе с друзьями организовал закрытое литературное объединение «Чайный клуб, барровианское общество» (англ. Tea Club, Barrovian Society), обязанное своим названием универмагу Barrow’s Stores, близ которого они собирались.
В 1911 г. поступил в Эксетер-колледж Оксфордского университета на факультет классической филологии; в 1913 г. перевёлся на отделение английского языка и литературы (окончил с отличием в 1915), занимался изучением древне- и среднеанглийской литературы, а также финского и валлийского языков (в дальнейшем на их основе изобрёл собственные языки, над которыми работал до конца жизни).
В 1908 г. познакомился с Эдит Мэри Бретт (1889–1971; поженились в 1916). Во время Первой мировой войны 1914–1918 гг. служил младшим лейтенантом, затем офицером связи; участвовал в сражении на Сомме 1916 г.
После демобилизации вернулся к научной деятельности. В 1919–1920 гг. работал над составлением оксфордского Нового словаря английского языка (A New English Dictionary; с 1933 Оксфордский словарь английского языка, The Oxford English Dictionary). В 1920–1925 гг. преподавал английский язык в Университете Лидса. К 1925 г. вместе с канадским филологом Э. В. Гордоном подготовил академическое издание средневековой поэмы «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» («Sir Gawain and the Green Knight», 14 в.), включающее оригинальный текст и комментарии.
В 1925–1945 гг. профессор англосаксонского языка в Оксфордском университете. В 1926 г. в Оксфорде организовал клуб любителей древней, главным образом скандинавской литературы «Кольбитар» (исл. Kolbitar – «Углегрызы»), куда входили К. С. Льюис и коллеги по университету. В начале 1930-х гг. вместо «Кольбитар» возникла новая неформальная группа «Инклинги» (англ. The Inklings), которую, помимо Толкина и Льюиса, посещали Ч. Уильямс, Р. Л. Грин, Э. Р. Эддисон и другие писатели. Встречи группы «Инклинги» проходили регулярно до 1949 г. на квартире Льюиса, а также в местных пабах, сопровождались чтением и обсуждением произведений участников.
В 1945–1959 гг. Толкин занимал должность профессора английского языка Мертон-колледжа при Оксфордском университете.
Последние годы жизни страдал язвой желудка, от которой и скончался. Душеприказчиком Толкина стал младший сын, редактор Кристофер Джон Руэл Толкин (1924–2020), подготовивший к печати значительную часть его рукописного наследия.
Литературное творчество
Многолетний научный интерес Толкина к древней литературе и языкам нашёл отражение в его творчестве. Центральное место в нём занимает «легендариум» (англ. legendarium) – так писатель называл свои произведения о вымышленном мире Арда и, в частности, континенте Средиземье, населённом, помимо людей, эльфами, гномами, орками и другими фантастическими существами.
Одним из первых произведений Толкина, положивших начало «легендариуму», стало стихотворение «Путешествие Эарендиля, Вечерней звезды» («The Voyage of Earendel the Evening Star», создано в 1914), в котором упоминается Эарендиль, легендарный мореплаватель Средиземья. К раннему периоду творчества относится и рассказ «Домик утраченной игры» («The Cottage of Lost Play», создан предположительно до 1917), где описано начало путешествия Эриола (в более поздних черновиках – Эльфвине) – англосаксонского путешественника 9 в., приплывшего на эльфийский остров Тол Эрессеа. Изначально произведение задумывалось как рамка для цикла «Утраченные сказания» («The Lost Tales», 1983‒1984) – серии историй, услышанных Эриолом от обитателей острова.
С 1925 г. Толкин работал над поэмой о человеке-воине Берене и эльфийской принцессе Лютиэн, которая ради любви к нему отказалась от дара бессмертия. Прототипами героев стали сам писатель и его жена (их имена на общем надгробном памятнике подписаны как Берен и Лютиэн соответственно). Поэма осталась незавершённой, однако её сюжет в разных вариациях автор использовал в цикле «Утраченные сказания» и других произведениях. Разные истории о Берене и Лютиэн представлены в одноимённой книге («Beren and Lúthien»; рус. пер. 2019), изданной в 2017 г. под редакцией К. Дж. Р. Толкина.
Важную часть «легендариума» составляют тексты о затопленном острове Нуменор, отсылающие к античному преданию об Атлантиде: «Падение Нуменора» («The Downfall of Numenor»; создано предположительно в конце 1920-х гг., издано в 2022), «Утраченный путь» («The Lost Road», создано предположительно в середине 1930-х гг.), «Записки клуба мнений» («The Notion Club Papers», создано в 1945). В произведениях «Утраченный путь» и «Записки клуба мнений» действие разворачивается как в вымышленном мире, так и в современной Англии.
Сказочная повесть «Хоббит» (полное название – «Хоббит, или Туда и обратно», «The Hobbit, or There and Back Again», 1937; рус. пер. 1976), первая законченная и изданная при жизни Толкина книга о Средиземье, ныне считается классикой детской литературы. Придуманное им слово, окказионализм «хоббит», образовано, вероятно, от староанглийского holbytla, что означает буквально «строитель нор». В основе сюжета повести – путешествие хоббита Бильбо Бэггинса с магом Гендальфом и гномами во главе с Торином Дубощитом к горе с сокровищами, охраняемыми драконом Смаугом. По ходу повествования герои сталкиваются с разными существами и народами Средиземья, проявляют отвагу, ловкость, смекалку и другие качества, с помощью которых им удаётся победить врагов и восстановить справедливость. В произведении ощутимо влияние скандинавских мифов, эпоса «Беовульф» и других источников.
Продолжением стал роман-эпопея «Властелин колец» («The Lord of the Rings»), состоящий из частей «Братство кольца» («The Fellowship of the Ring», 1954; в рус. пер. 1982 – «Хранители», 1991 – «Содружество кольца», 2002 – «Товарищество кольца», 2004 – «Дружество кольца»), «Две башни» («The Two Towers», 1954; в рус. пер. 1990 – «Две твердыни», 2000 – «Две крепости») и «Возвращение короля» («The Return of the King», 1955; в рус. пер. 1992 – «Возвращение государя»). Действие произведений происходит около 60 лет спустя после событий, описанных в повести «Хоббит, или Туда и обратно». Главный герой, хоббит Фродо, получает от своего дяди, Бильбо Бэггинса, волшебное кольцо власти (в других русских переводах – кольцо всевластия), которое во избежание мирового зла необходимо уничтожить, бросив его в жерло вулкана Ородруин. В центре внимания романов – путешествие главного героя и его соратников в Мордор, область на юго-востоке Средиземья, а также битва между армиями добра и зла за кольцо власти.
Персонажи Толкина побеждают не только внешних врагов, но и врагов внутренних. Кольцо власти, по мысли автора, не должно принадлежать никому, т. к. обладание им непременно обернётся мировым злом. Так иносказательный смысл и мораль в цикле «Властелин колец» определил В. С. Муравьёв, переводчик 1-й части: «...это книга о природе власти, которая хочет быть властью над человеком, властью безнравственной и порабощающей, основанной на лжи и насилии. Духовная капитуляция перед такой властью и всякая ей сопричастность растлевают и губят человека. Общие нравственные законы существования человечества непреложны. Человеческое достоинство – главное достояние человека, и нужно отстаивать его до конца любой ценой, в любых обстоятельствах» (Муравьёв. 1991. С. 27).
Важное место в «легендариуме» Толкина также занимает сборник «Приключения Тома Бомбадила и другие стихи из Алой книги» («The Adventures of Tom Bombadil and Other Verses from the Red Book»; рус. пер. 1994), изданный в 1962 г. Книга включает 16 стихотворений о Средиземье; в предисловии они выдаются за подлинные, древние тексты.
К сочинениям Толкина, не связанным с «легендариумом», относятся рассказ-притча «Лист кисти Ниггля» («Leaf by Niggle», 1945) на тему творческого вдохновения; сказка «Фермер Джайлс из Хэма» («Farmer Giles of Ham», 1949) о подвигах английского фермера, ставшего королём; драматическая поэма «Возвращение Беорхтнота, сына Беорхтхельма» («The Homecoming of Beorhtnoth Beorhthelm’s Son», 1953), написанная аллитерационным стихом. Произведение представляет собой продолжение средневековой поэмы «Битва при Мэлдоне» («The Battle of Maldon», дата создания неизвестна, сохранилась частично), посвящённой сражению 991 г. между англосаксами и вторгшимися в Англию викингами.
Толкин занимался художественным переводом. В частности, он перевёл на современный английский язык англосаксонский эпос «Беовульф» (1920–1926; издан под редакцией К. Дж. Р. Толкина в 2016), средневековые поэмы «Сэр Гавейн и Зелёный Рыцарь», «Жемчужина» и «Сэр Орфео» (изданы под редакцией К. Дж. Р. Толкина в 1975).
Незавершённые сочинения
Многие книги, относимые к «легендариуму», Толкин не завершил. Подготовкой их к посмертному изданию по черновикам занимался К. Дж. Р. Толкин. Так, под его редакцией вышел сборник «Сильмариллион» («The Silmarillion», 1977; рус. пер. 1992), в котором описана история мира Арда от его сотворения до конца Третьей эпохи (к ней относится действие романа «Властелин колец»). В книге «Неоконченные сказания Нуменора и Средиземья» («Unfinished Tales of Númenor and Middle-earth», 1980; под редакцией К. Дж. Р. Толкина; рус. пер. 2017) представлены фрагменты произведений, не вошедших в «Сильмариллион». Серия из 12 книг «История Средиземья» («The History of Middle-Earth», 1983–1996; под редакцией и с комментариями К. Дж. Р. Толкина) включает черновики и наброски Толкина, отражающие историю создания «легендариума».
В 1983 г. К. Дж. Р. Толкин опубликовал сборник научных трудов своего отца «‟Чудовища и критики" и другие эссе» («The Monsters and the Critics, and Other Essays»; рус. пер. 2018). В вошедшем в него эссе «Тайный пророк» («A Secret Vice») Толкин рассуждал о принципах создания искусственных языков, благозвучии отдельных языков и др. В эссе «О волшебных сказках» («On Fairy-Stories», издано впервые в 1947), посвящённом теории жанра литературной сказки, автор высказал идею о пользе сказок не только детям, но и взрослым.
Среди других сочинений Толкина, подготовленных его сыном: романы «Дети Хурина» («The Children of Húrin», 2007; рус. пер. 2008), «Легенда о Сигурде и Гудрун» («The Legend of Sigurd and Gudrún», 2009; рус. пер. 2011), «Падение Гондолина» («The Fall of Gondolin», 2018; рус. пер. 2021).
В 2021 г. под редакцией К. Ф. Хостеттера вышла книга «Природа Средиземья» («The Nature of Middle-Earth»), в которой представлены эссе и статьи Толкина, посвящённые разным социальным и культурным аспектам его вымышленной вселенной.
Влияние на культуру
Творчество Толкина оказало большое влияние на эволюцию фэнтези в мировой культуре. Многие черты «легендариума» (например, детальные описания фантастического мира, многочисленные отсылки к мифам и фольклору, построение сюжета по принципу квеста – путешествия героя и преодоления им препятствий) стали каноничными и нашли отражение в литературе фэнтези 20–21 вв.: циклы «Хроники Амбера» (1970–1991) Р. Желязны, «Сага о ведьмаке» (1986–2013) А. Сапковского, «Песнь льда и пламени» (c 1996) Дж. Мартина и др.
Существуют произведения (в их числе фанфики) других авторов, продолжающие «легендариум». Так, попытку написать вольный сиквел «Властелина колец» предпринял Ник Перумов, автор трилогии «Кольцо тьмы» (1993–2007), действие в котором происходит в Средиземье спустя 300 лет после уничтожения кольца власти.
По мотивам книг Толкина снято несколько фильмов (кинотрилогии «Властелин колец», 2001–2003; «Хоббит», 2012–2014; режиссёр – П. Джексон, и др.), вышли настольные и видеоигры. Творчество некоторых музыкальных коллективов (например, рок-групп Battlelore и Summoning) посвящено «легендариуму».
Вымышленная вселенная Толкина пользуется популярностью среди ролевиков. Поклонников (фандом) и исследователей его наследия называют толкинистами.