Социализм
Социали́зм (от лат. socialis – товарищеский, общественный), общественно-экономическая система, в основании которой лежит принцип всеобщего равенства и социальной справедливости; в марксизме – первая фаза коммунистической общественно-экономической формации.
Мечта о всеобщем благе и равном для всех доступе к нему пронизывает всю историю человечества. В разные моменты истории эта мечта формулируется в конкретные идеи и проекты, в которых делается попытка осмыслить и преодолеть основные противоречия эпохи, и обретает особые характерные приметы. В традиционном аграрном обществе она связана со стремлением добиться равного доступа к земле – главному источнику общественного богатства (крестьянские утопии). В городской культуре эпохи Возрождения создателями утопических проектов движет представление об идеальном обществе и идеальном человеке (Т. Мор, Т. Кампанелла). На умозрительных конструкциях эпохи Просвещения отразились основные преобразовательные концепции Нового времени: учения об общественном договоре, о суверенитете народа, о естественных правах человека, демократическом устройстве государства. Промышленная революция, породившая, наряду со стремительным ростом богатства, невиданную прежде пауперизацию огромных масс населения («язва пролетариата»), вызвала к жизни многообразные идеи, направленные на устранение старых и новых социальных противоречий. Не сомневаясь в том, что коллективная (общественная) собственность лучше частной, наиболее авторитетные из носителей этих идей (Ш. Фурье, К.-А. Сен-Симон, Р. Оуэн) не настаивали, однако, на насильственной экспроприации капиталистов, а, напротив, включали их, наряду с наёмными работниками, крестьянами, ремесленниками, в необходимый всему обществу класс «индустриалов». Главными инструментами преобразования общества, превращающегося, по их замыслу, в совокупность свободных ассоциаций, они считали положительный пример, лучшую организацию производства, кооперацию, распространение знаний, воспитание. Их последователи пытались реализовать проекты знаменитых социалистов-утопистов, но эти опыты носили ограниченный характер и успеха не имели.
Коренной перелом в развитии социалистических идей произошёл в конце 1840-х гг. с возникновением марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс не только подвергли беспощадной критике капитализм, но указали, по их мнению, единственно верный способ замены его социализмом – осуществление интернациональной социальной революции и овладение рабочим классом политической властью (диктатура пролетариата). Марксисты назвали свою версию социализма «научным социализмом» и стали, наряду с этим понятием, пользоваться понятием коммунизм. При этом Маркс и его последователи настаивали на замене частной собственности общественной. Они внесли главный вклад в создание первых международных организаций социалистического толка (Первый интернационал, Второй интернационал) и постепенно вытеснили на периферию рабочего движения другие течения социализма (лассальянство, анархизм, тред-юнионизм и др.). При определяющем влиянии марксизма возникла европейская социал-демократия. На рубеже 19–20 вв. в ней начался пересмотр некоторых фундаментальных представлений идей Маркса. Ревизионисты призывали в первую очередь к отказу от революции и диктатуры пролетариата, отстаивая реформистский путь к социализму с использованием институтов буржуазной демократии. Первая мировая война поставила под сомнение интернациональный характер социалистического и рабочего движения, а Октябрьская революция 1917 г. привела к его окончательному расколу.
С этого момента социализм явился в двух главных вариантах. Большевики во главе с В. И. Лениным начали воплощать в жизнь свои планы построения социализма, социал-демократы занялись преобразованием капитализма в духе «демократического социализма». Создав могучую индустриальную державу – СССР, коммунисты распространили советскую модель социализма и на другие страны Европы, Азии и Америки. Их, по существу, мобилизационная модель позволила добиться значительных результатов в индустриализации, в решении социальных проблем, развитии науки и культуры. СССР внёс решающий вклад в победу над фашизмом во Второй мировой войне. Но само социалистическое строительство, осуществлявшееся командно-административными методами и потребовавшее огромных жертв, не смогло надолго удержать революционный энтузиазм масс, истощавшийся с каждым новым поколением, всё более взыскующим свободы и демократии. Поэтому успехи «реального социализма» оказались непрочными. Социализм советского образца проигрывал экономическое соревнование западному капитализму, что стало особенно очевидным с наступлением нового этапа научно-технической революции. Не удалось поднять и уровень жизни, достигнутый в ведущих странах Запада. Политическая система оставалась косной, демократические институты почти не развивались. Творческая интеллигенция страдала от идеологического гнёта. Духовные (в том числе религиозные свободы) открыто или скрыто ограничивались, а временами прямо подавлялись. Марксово предположение, что с отменой частной собственности будет преодолено свойственное капитализму отчуждение работника от условий, предметов и продуктов труда, не нашло подтверждения в практике социалистического строительства. С конца 1960-х гг. стали проявляться симптомы системного кризиса, охватившего весь социалистический мир и приведшего во 2-й половине 1980-х гг. к крушению социализма в СССР и восточноевропейских странах.
С середины 20 в. социализм на Западе приобретал всё более выраженный реформистский характер; само понятие «социализм» стало выходить из употребления в партиях Социалистического интернационала. На смену ему пришло понятие «социальная демократия», соединившее в себе принципы рыночной экономики, политической демократии и солидарности. Социалистические идеи на Западе в конце 20 – начале 21 вв. стали отступать под натиском неолиберализма и неоконсерватизма.
Идеи и практика социализма имеют многочисленных сторонников и столь же многочисленных критиков. В народном сознании не умирает стремление к равенству и социальной справедливости. Большое влияние на современный мир оказывает Китайская Народная Республика – страна с наиболее динамично развивающейся экономикой и не отказавшаяся в то же время от приверженности социалистическим идеалам. Во многих государствах активно действуют политические партии и организации социалистической ориентации. Наряду с этим значительное влияние на современное сознание оказывают различные критики социализма, утверждающие, что социализм изначально алогичен, является попыткой реализации надуманных конструкций, по самой сути враждебен свободе и демократии (К. Поппер, Ф. А. фон Хайек, Л. фон Мизес и др.). Немалый вклад в критическое осмысление социализма внесли в 20 в. писатели и деятели культуры (Дж. Оруэлл, А. И. Солженицын и др.). Вместе с тем продолжают бытовать и представления о возможности интегрировать в некое целое позитивные черты как капитализма, так и социализма (теории конвергенции).