Патер Уолтер
Па́тер Уо́лтер (Уолтер Пейтер, Walter Pater) (4.8.1839, Лондон – 30.7.1894, Оксфорд), английский историк искусства, художественный критик и писатель.
Из семьи врача. Окончил Оксфордский университет (1862). В 1858 г. совершил путешествие в Гейдельберг, где увлёкся философией Г. В. Ф. Гегеля и творчеством немецких романтиков. С 1864 г. и до конца жизни преподавал в Оксфордском университете. Ранние критические исследования посвящены С. Т. Колриджу (1866) и И. И. Винкельману (1867).
Главное и наиболее значительное сочинение Патера – книга «Очерки по истории Ренессанса» («Study in the history of the Renaissance», 1873; с 1877 издавалась под названием «Ренессанс: очерки искусства и поэзии», «The Renaissance: studies in art and poetry»; русский перевод под названием «Ренессанс», 1912), где Патер выступил одним из родоначальников художественно-критической эссеистики. В предисловии к книге Патер изложил свою «теорию впечатлений», согласно которой исследователь должен стремиться не только к объективному воспроизведению художественных фактов, но и к выражению эмоций и чувств, возникающих у него под воздействием произведения искусства. Преклоняясь перед искусством эпохи Возрождения и пропагандируя индивидуализм во всех сферах общественной и личной жизни, Патер, именовавший свой метод «эстетической критикой», призывал следовать инстинкту страсти, считая наслаждение красотой и искусством наиболее ценным в жизни. Стремление преодолеть позитивизм с позиций релятивизма и скептицизма, утверждение ценности индивидуального чувственного опыта, переживание искусства как реальности, подобной природе и равноценной ей, противопоставление безотносительных и вечных принципов искусства зыбким принципам морали оказались созвучны эстетическим поискам У. Б. Йейтса и О. Уайльда и легли в основу концепции искусства для искусства, сделав У. Патера одним из теоретиков английского эстетизма.
Автор насыщенного аллюзиями на современность историко-философского романа «Марий-эпикуреец; его ощущения и взгляды» («Marius the Epicurean; his sensations and ideas», 1885, русский перевод 1916), в котором запечатлел историю молодого римлянина, пытающегося обрести идеал в христианстве; сборника новелл «Воображаемые портреты» («Imaginary portraits», 1887, русский перевод 1908) о тщетных попытках художника-творца противостоять пошлости мира; сборника литературно-критических этюдов и эссе «Оценки с очерком о стиле» («Appreciations, with an essay on style», 1889) о творчестве У. Шекспира, У. Вордсворта, Т. Брауна, Ч. Лэма и Д. Г. Россетти; книги «Платон и платонизм: цикл лекций» («Plato and Platonism: a series of lectures», 1893); автобиографической книги «Воображаемые портреты. Ребёнок в доме» («The child in the house: an imaginary portrait», 1894, русский перевод 1908).
Влияние У. Патера, во многом предвосхитившего эстетические и художественные опыты импрессионизма, ощущается в творчестве Дж. Мура, О. Бёрдсли, Дж. М. Хопкинса, В. Вулф, Дж. Джойса, М. Пруста, Г. Джеймса; в искусствоведческих и литературоведческих трудах Б. Беренсона, К. Кларка, П. П. Муратова, Ю. И. Айхенвальда.