Диккенс Чарлз
Ди́ккенс Чарлз, Чарлз Джон Хаффем Диккенс (Charles John Huffam Dickens) (7.2.1812, Лендпорт, близ Портсмута, графство Хэмпшир – 9.6.1870, Гейдс-Хилл, графство Кент), английский писатель.
Родился в семье мелкого портового чиновника. Из-за бедности не смог окончить школу, но в детстве интенсивно занимался самообразованием (читал романы Д. Дефо, Г. Филдинга, Т. Смоллетта и др.). После разорения отца работал в Лондоне на фабрике ваксы, служил писцом, парламентским стенографом (с 1831), репортёром.
Нравоописательные очерки и рассказы Диккенса, печатавшиеся с 1833 г. под псевдонимом Боз (Boz) в различных лондонских журналах, вошли позднее в книгу «Очерки Боза» («Sketches by Boz», 1836). Диккенс много путешествовал (США, 1842, 1867–1868; Италия, 1844–1845; Швейцария, 1846, и др.), основал газету Daily news (1846), издавал литературно-художественные журналы Household words («Домашнее чтение», с 1850), All the year round («Круглый год», с 1859). Имея актёрский талант, с 1858 г. успешно выступал с чтением собственных сочинений. В 1860 г. поселился в поместье близ Лондона.
Славу Диккенсу принёс юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» («The Posthumous papers of the Pickwick Club», 1836–1837) о благодушном чудаке Пиквике, трогательное донкихотство которого противопоставлено грубости буржуазного мира, а также сентиментально-дидактический роман «Приключения Оливера Твиста» («The adventures of Oliver Twist», 1837–1838) – счастливо завершающаяся история похождений бедного сироты, чья ангельская чистота, стойкость перед злом противостоят алчности взрослых, преступному миру лондонских трущоб.
Другие ранние сочинения Диккенса – авантюрный роман «Жизнь и приключения Николаса Никльби» («The life and adventures of Nicholas Nickleby», 1838–1839), роман-сказка «Лавка древностей» («The old curiosity shop», 1841), идеализирующий детский характер, – построены на чётком противопоставлении положительных и отрицательных героев и также пронизаны верой в победу добра над злом.
Романы Диккенса поначалу печатались в периодике по частям; сопровождались иллюстрациями [наиболее известны работы Физа (Х. К. Брауна) и Дж. Крукшанка]. Сочиняя романы, Диккенс «опережал» читателей всего лишь на один журнальный выпуск, учитывал их отзывы (порой даже изменяя план сюжета), а также, сохраняя развлекательность, ставил с позиций христианского морализма вопросы об истине, любви, смерти, природе зла и др.
Черты авантюрно-приключенческой и исторической прозы сочетает роман «Барнаби Радж» («Barnaby Rudge», 1841). В 1840-е гг. Диккенс, сохраняя авантюрность интриги, предпринял попытку синтеза семейно-бытового романа и романа воспитания: «Мартин Чеззлвит» («The life and adventures of Martin Chuzzlewit», 1843–1844), где подвергнута острой критике американская действительность. Дальнейшим шагом в этом направлении стал роман «Домби и сын» («Dealings with the firm of Dombey and Son», 1847–1848) – первый психологический шедевр Диккенса, в котором дано развёрнутое обоснование его этического кредо. Через драму отношений отца и сына автор раскрывает многогранность детского сознания, не только невольно «просвещающего» тьму мира взрослых, но и приходящего через неприятие зла (порочности жёстко регламентированного мира собственников, обделённых истинным пониманием семейных ценностей) к постижению тайн времени, вечности.
Начало нового периода творчества ознаменовано автобиографическим романом «Дэвид Копперфильд» («David Copperfield», 1849–1850), повествующим о становлении писателя. Пессимизм Диккенса в отношении социальных реформ, морального совершенствования английского общества отражён в романах «Тяжёлые времена» («Hard times», 1854), где усилились сатирические интонации, и «Крошка Доррит» («Little Dorrit», 1855–1857) с его образом тюрьмы как универсальным символом. В романе «Повесть о двух городах» («A tale of two cities», 1859) Диккенс поднял трагическую тему опьянения насилием во время Французской революции 18 в.
Вершина творчества Диккенса – романы «Холодный дом» («Bleak house», 1852–1853) и «Большие надежды» («Great expectations», 1860–1861). Первый из них – семейная драма, основанная на искусном контрапункте нескольких повествовательных линий. Роман поднимает весь комплекс типичных для автора тем: бездушия современного общества; зла, царящего в нём и способного выдать себя за добро; незащищённости, одиночества детей, а также искупительных жертв, приносимых за проступки прошлого. Роман «Большие надежды» построен в форме автобиографии. Его герой, превращаясь из деревенского оборвыша в лондонского джентльмена, мучительно расстаётся с иллюзиями о сословном снобизме, о привлекательности богатства и готов, отказавшись от роли социального лицедея, пережить нравственное возрождение. Сложные сюжетные переплетения с элементами детектива характерны для последних романов Диккенса – «Наш общий друг» («Our mutual friend», 1865), «Тайна Эдвина Друда» («The mystery of Edwin Drood», 1870, не окончен).
Воображение Диккенса, всегда хранившего веру в высший идеал, святость воспоминаний детства, создало целый мир, отождествлённый читателями 19–20 вв. с викторианской эпохой (отсюда пародирование писателя модернистами, постмодернистами – И. Во, Дж. Фаулзом и др.). Произведения Диккенса демократичны, пронизаны сочувствием к социально обездоленным, невинно пострадавшим, женщинам, детям; доброта, теплота сердца, индивидуальная предприимчивость берут в них верх над злом, бессердечием, властью денег, зловещими людьми-масками, безличием сословной и бюрократической системы.
Художественной манере Диккенса присущи яркие, близкие к гротеску характеристики (особенно гротескны олицетворения зла, «подполья» человеческой души: Квилп в «Лавке древностей», Талхингхорн, Крук в «Холодном доме» и др.), использование пейзажных и портретных лейтмотивов (в частности, зубы Каркера в «Домби и сыне», пальцы-когти Риго-Бландуа в «Крошке Доррит»), а также символических образов (например, часы, железная дорога, море в «Домби и сыне»; трущобы, туман в «Холодном доме»; река в «Нашем общем друге»), говорящих имён. Диккенс мастерски дополнял одновременное ведение нескольких планов повествования юмористическими эффектами (обыгрывание английской эксцентрики, колоритные речевые обороты), элегически-патетическими интонациями, риторическими вопросами, варьированием темпа рассказа.
Среди других произведений: т. н. рождественские повести: «Рождественская песнь в прозе» («А Сhristmas carol in prose», 1843), «Колокола» («The chimes», 1845), «Сверчок на печи» («The cricket on the hearth», 1846); сатирические «Американские заметки» («American notes», 1842), «История Англии для юных» («Child’s history of England», 1852–1854, русский перевод 2005).
Имена ряда персонажей Диккенса (Пиквик; Фэджин из «Оливера Твиста»; Пип из «Больших надежд»; Скрудж из «Рождественской песни в прозе» и др.) стали нарицательными.
Творчество Диккенса оказало большое влияние на англо-американскую прозу 2-й половины 19–20 вв. (Т. Харди, Э. М. Форстер, Г. К. Честертон, Марк Твен, Г. Джеймс, У. Фолкнер, П. Акройд и др.).
В России переводы Диккенса печатались с 1838 г. Мотивы его произведений нашли отражение в творчестве Ф. М. Достоевского.