Литераторы

Тургенев Иван Сергеевич

Турге́нев Ива́н Серге́евич [28.10(9.11).1818, Орёл – 22.8(3.9).1883, коммуна Буживаль, близ Парижа; похоронен в Санкт-Петербурге], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860).

Дворянин. Детство провёл в имении матери Спасское (Мценский уезд, Орловская губерния, ныне Музей-усадьба И. С. Тургенева ). В 1827 г. вместе с семьёй переехал в Москву, учился в частных пансионах. В 1833 г. поступил на словесное отделение , в 1834 г. перешёл на историко-филологический факультет . В 1838 г. отправился в Берлин, слушал лекции в университете, сблизился с и . Во время пребывания за границей сформировалось мировоззрение Тургенева как . Вернулся в Россию в 1841 г., поселился в Москве; в 1843 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел.

Дебютировал как поэт в 1838 г. Самое известное стихотворение И. С. Тургенева – «В дороге» («Утро туманное, утро седое...», 1843, опубликовано в 1845), положенное на музыку и исполняемое как романс. В юности испытал сильное, но непродолжительное увлечение творчеством и , а также философией . В дальнейшем в мировоззрении и творчестве Тургенева нашло отражение пессимистическое видение мира, присущее . Публикация поэмы «Параша» (1843), написанной на материале повседневной жизни и, в отличие от ранних произведений Тургенева [поэма «Стено» (1834, опубликована в 1913) и др.], близкой принципам формирующейся , вызвала благожелательную оценку и сблизила И. С. Тургенева с , , . 1(13) ноября 1843 г. Тургенев познакомился с певицей , любовь к которой изменила его жизнь. В 1845 г. вышел в отставку; с начала 1847 г. по июнь 1850 г. жил за границей (в Германии и Франции), стремясь быть вблизи возлюбленной, замужней женщины. Драма, испытанная писателем, отразилась позднее в его трактовке любви как чувства исключительного высокого, но при этом неразделённого или обречённого на страдания, утрату любимой. Находясь за границей, Тургенев часто встречался с , познакомился с писателями , , , композиторами и .

Первые опыты в прозе – повести «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1847) – отмечены унаследованным от интересом к герою с трагической и необычной судьбой, отчуждённому от окружающей реальности, вниманием к повседневным обстоятельствам, социальной типизацией. В 1847 г. в журнале опубликован рассказ «Хорь и Калиныч» – первый из цикла рассказов и очерков «Записки охотника» (1847–1851, отдельным изданием 1852; позднее добавлены «Конец Чертопханова», 1872; «Живые мощи», «Стучит!», оба 1874), принёсшего И. С. Тургеневу настоящую славу и закрепившего за ним репутацию одного из лучших русских писателей. Тургенев соединил элементы этнографического описания и нравоописания в традиции с индивидуализацией и тонкой психологической обрисовкой персонажей-крестьян, изображение мрачной и страшной стороны крепостного права – с поэзией народных суеверий и лирическими описаниями природы. За границей написана повесть «Дневник лишнего человека» (1850), рисующая не как исключительную или хотя бы яркую личность, а как слабое и несчастное существо. «Лишний человек» в самых разных вариациях станет любимым героем Тургенева.

В 1840-е гг. И. С. Тургенев обратился к драматургии, отмеченной реалистическим изображением быта и нравов, психологизмом и выразительностью речевых характеристик: пьесы «Безденежье» (1846), «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвётся» (1851), «Провинциалка» (1851), «Месяц в деревне» (1855) и др. В 1852 г. в связи со смертью Тургенев написал статью-некролог для , которая была запрещена к изданию цензурой, но, несмотря на это, опубликована в газете . По высочайшему повелению Тургенев был арестован, провёл месяц в заключении, где написал рассказ «Муму» (опубликован в 1854; прототипом вздорной барыни послужила мать Тургенева), а затем выслан в Спасское, где создал повесть «Постоялый двор» (опубликован в 1855), обращённую к крестьянской теме и высоко оценённую . По возвращении в декабре 1853 г. из ссылки, которое состоялось благодаря хлопотам многих влиятельных знакомых, в том числе графа , Тургенев до середины 1856 г. жил в России. Его ближайшим литературным окружением стала редакция журнала «Современник», где он познакомился с , , . Отношения с Толстым оказались недружественными и напряжёнными; в 1861 г. личный и идейный конфликт едва не привёл к дуэли, примирение состоялось только в 1878 г. Тургенев выступал и как литературный критик, публикуя статьи о произведениях , , А. Н. Островского, .

Дебютный роман – «Рудин» (1856; прототипом главного героя стал М. А. Бакунин). Присущие роману черты – выбор в качестве центрального персонажа героя-идеолога, наделённого чертами «лишнего человека», мотив испытания героя любовью и образ сильной, решительной и чистой девушки (), перед которой он пасует, великая тайна красоты и любви, а также пристальное внимание к различиям эпох и поколений, обсуждение животрепещущих вопросов общественной жизни, неустроенность российской действительности и безысходность попыток её изменить, будут в дальнейшем характерны в той или иной степени и для других романов Тургенева. Вариациями типа «лишнего человека» (на этот раз свободного от притязаний на идейную и социальную роль, но оказывающегося жертвой стечения обстоятельств) стали Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859) и болгарский революционер Инсаров («Накануне», 1860), чуждый разъедающей рефлексии и слабости Рудина, но также бессмысленно умирающий, не успев осуществить задуманное. По существу, «лишним человеком» оказывается не только Павел Петрович Кирсанов, но и его идейный антагонист и как будто бы антипод Евгений Базаров («Отцы и дети», 1862). Другая вариация образа – народник-революционер с «говорящей» фамилией Нежданов («Новь», 1877). И. С. Тургенев не видел глубины за идейными спорами либералов и консерваторов и подал их сатирически; подлинная драма – это едва было не потерянная любовь главного героя Литвинова и Тани («Дым», 1867). В отличие от большинства русских романистов 2-й половины 19 в., изображавших героев в их попытке переделать мир и меняющих или старающихся изменить себя, Тургенев описывает трагическую коллизию героической, но бессмысленной смерти в противостоянии обстоятельствам. Счастье или хотя бы его подобие в мире романов Тургенева достижимы только для героев, принимающих жизнь как она есть, не претендующих в ней на важную роль (Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий в «Отцах и детях», Соломин в «Нови»). Галерею почти идеальных женских характеров, начиная с Натальи Ласунской («Рудин»), позднее пополнили Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Елена Стахова («Накануне»), Таня («Дым»).

В июле 1856 г. И. С. Тургенев вновь уехал за границу; в 1857 г. посетил Великобританию, затем Германию, где по воспоминаниям почти двадцатилетней давности создал лирико-философскую повесть «Ася» (1858). В 1860 г. из-за неприятия опубликованной в «Современнике» статьи «Когда же придёт настоящий день?», усмотревшего в романе «Накануне» призыв к русской революции, Тургенев прекратил сотрудничество с журналом. Расхождение Тургенева с приверженным радикализму молодым поколением возросло после публикации романа «Отцы и дети», воспринятого радикальной критикой (исключение – ) как клевета на представителей демократического лагеря.

Во 2-й половине 1850-х – 1860-е гг. Тургенев оказался вовлечён в полемику с А. И. Герценом о перспективах социального и политического развития России. Как убеждённый западник и либерал, не принимающий революционное насилие, Тургенев считал, что Россия должна идти в своём развитии по пути западных стран; отмену крепостного права он приветствовал, хотя и видел её изъяны. В письмах Герцену [особенно в письме от 26 сентября 1862], который крестьянскую реформу сначала приветствовал, а затем оценил негативно, утверждая необходимость социального переворота, Тургенев выступил против революции, за эволюционный путь развития России и реформы на основе будущей конституционной монархии, упрекал Герцена в непонимании народа, в славянофильской идеализации крестьянской общины и догматизме. Простой русский народ, утверждал Тургенев, начало косное, ставку надо делать на образованные слои, которые Герцен и его единомышленники третировали. Позднее, в романе «Дым», Тургенев в образе Губарева сатирически воплотил некоторые черты герценовского сподвижника и друга и остро критически оценил вложенные в его уста идеи «русского социализма», противопоставив им воззрения радикального западника Потугина.

Последние 20 лет Тургенев жил преимущественно за границей – в Баден-Бадене и Париже. В позднем творчестве появляются и возрастают мистические мотивы: рассказы и повести «Собака» (1865), «История лейтенанта Ергунова» (1868), «Сон» (1877), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). В них Тургенев словно возвратился к романтической поэтике, характерной для его ранних произведений, и вместе с тем предварил мистику близящегося . Сквозная тема «Senilia» (лат. «Старческие», 1877–1882) – цикла, созвучного произведениям аналогичной формы раннего французского , – размышления о приближающейся смерти.

Получив широкое признание на родине, Тургенев стал одним из первых русских писателей, чьё творчество уже при жизни было оценено на Западе. Об И. С. Тургеневе высоко отзывались , , , ; его влияние испытал . В 1878 г. совместно с председательствовал на Международном литературном конгрессе в Париже. Традиции прозы Тургенева прослеживаются в произведениях многих русских писателей (, , , , ), в 2-й половины 20 в. (, и др.). Произведения многократно экранизированы и воплощены в театральных постановках.

  • Русские писатели 19 века
  • Великие русские писатели
  • Русские классики