Тургенев Иван Сергеевич
Турге́нев Ива́н Серге́евич [28.10(9.11).1818, Орёл – 22.8(3.9).1883, коммуна Буживаль, близ Парижа; похоронен в Санкт-Петербурге], русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук (1860).
Дворянин. Детство провёл в имении матери Спасское (Мценский уезд, Орловская губерния, ныне Музей-усадьба И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново). В 1827 г. вместе с семьёй переехал в Москву, учился в частных пансионах. В 1833 г. поступил на словесное отделение Московского университета, в 1834 г. перешёл на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1838 г. отправился в Берлин, слушал лекции в университете, сблизился с Н. В. Станкевичем и М. А. Бакуниным. Во время пребывания за границей сформировалось мировоззрение Тургенева как западника. Вернулся в Россию в 1841 г., поселился в Москве; в 1843 г. поступил на службу в Министерство внутренних дел.
Дебютировал как поэт в 1838 г. Самое известное стихотворение И. С. Тургенева – «В дороге» («Утро туманное, утро седое...», 1843, опубликовано в 1845), положенное на музыку и исполняемое как романс. В юности испытал сильное, но непродолжительное увлечение творчеством А. А. Бестужева и В. Г. Бенедиктова, а также философией Г. Ф. В. Гегеля. В дальнейшем в мировоззрении и творчестве Тургенева нашло отражение пессимистическое видение мира, присущее А. Шопенгауэру. Публикация поэмы «Параша» (1843), написанной на материале повседневной жизни и, в отличие от ранних произведений Тургенева [поэма «Стено» (1834, опубликована в 1913) и др.], близкой принципам формирующейся натуральной школы, вызвала благожелательную оценку В. Г. Белинского и сблизила И. С. Тургенева с Н. А. Некрасовым, И. И. Панаевым, А. В. Дружининым. 1(13) ноября 1843 г. Тургенев познакомился с певицей П. Виардо, любовь к которой изменила его жизнь. В 1845 г. вышел в отставку; с начала 1847 г. по июнь 1850 г. жил за границей (в Германии и Франции), стремясь быть вблизи возлюбленной, замужней женщины. Драма, испытанная писателем, отразилась позднее в его трактовке любви как чувства исключительного высокого, но при этом неразделённого или обречённого на страдания, утрату любимой. Находясь за границей, Тургенев часто встречался с А. И. Герценом, познакомился с писателями Жорж Санд, П. Мериме, А. де Мюссе, композиторами Ф. Шопеном и Ш. Гуно.
Первые опыты в прозе – повести «Андрей Колосов» (1844), «Три портрета» (1846), «Бретёр» (1847) – отмечены унаследованным от романтизма интересом к герою с трагической и необычной судьбой, отчуждённому от окружающей реальности, вниманием к повседневным обстоятельствам, социальной типизацией. В 1847 г. в журнале «Современник» опубликован рассказ «Хорь и Калиныч» – первый из цикла рассказов и очерков «Записки охотника» (1847–1851, отдельным изданием 1852; позднее добавлены «Конец Чертопханова», 1872; «Живые мощи», «Стучит!», оба 1874), принёсшего И. С. Тургеневу настоящую славу и закрепившего за ним репутацию одного из лучших русских писателей. Тургенев соединил элементы этнографического описания и нравоописания в традиции физиологического очерка с индивидуализацией и тонкой психологической обрисовкой персонажей-крестьян, изображение мрачной и страшной стороны крепостного права – с поэзией народных суеверий и лирическими описаниями природы. За границей написана повесть «Дневник лишнего человека» (1850), рисующая «лишнего человека» не как исключительную или хотя бы яркую личность, а как слабое и несчастное существо. «Лишний человек» в самых разных вариациях станет любимым героем Тургенева.
В 1840-е гг. И. С. Тургенев обратился к драматургии, отмеченной реалистическим изображением быта и нравов, психологизмом и выразительностью речевых характеристик: пьесы «Безденежье» (1846), «Холостяк» (1849), «Где тонко, там и рвётся» (1851), «Провинциалка» (1851), «Месяц в деревне» (1855) и др. В 1852 г. в связи со смертью Н. В. Гоголя Тургенев написал статью-некролог для «Санкт-Петербургских ведомостей», которая была запрещена к изданию цензурой, но, несмотря на это, опубликована в газете «Московские ведомости». По высочайшему повелению Тургенев был арестован, провёл месяц в заключении, где написал рассказ «Муму» (опубликован в 1854; прототипом вздорной барыни послужила мать Тургенева), а затем выслан в Спасское, где создал повесть «Постоялый двор» (опубликован в 1855), обращённую к крестьянской теме и высоко оценённую славянофилами. По возвращении в декабре 1853 г. из ссылки, которое состоялось благодаря хлопотам многих влиятельных знакомых, в том числе графа А. К. Толстого, Тургенев до середины 1856 г. жил в России. Его ближайшим литературным окружением стала редакция журнала «Современник», где он познакомился с И. А. Гончаровым, Л. Н. Толстым, А. Н. Островским. Отношения с Толстым оказались недружественными и напряжёнными; в 1861 г. личный и идейный конфликт едва не привёл к дуэли, примирение состоялось только в 1878 г. Тургенев выступал и как литературный критик, публикуя статьи о произведениях В. И. Даля, Е. Тур, А. Н. Островского, Ф. И. Тютчева.
Дебютный роман – «Рудин» (1856; прототипом главного героя стал М. А. Бакунин). Присущие роману черты – выбор в качестве центрального персонажа героя-идеолога, наделённого чертами «лишнего человека», мотив испытания героя любовью и образ сильной, решительной и чистой девушки («тургеневской девушки»), перед которой он пасует, великая тайна красоты и любви, а также пристальное внимание к различиям эпох и поколений, обсуждение животрепещущих вопросов общественной жизни, неустроенность российской действительности и безысходность попыток её изменить, будут в дальнейшем характерны в той или иной степени и для других романов Тургенева. Вариациями типа «лишнего человека» (на этот раз свободного от притязаний на идейную и социальную роль, но оказывающегося жертвой стечения обстоятельств) стали Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859) и болгарский революционер Инсаров («Накануне», 1860), чуждый разъедающей рефлексии и слабости Рудина, но также бессмысленно умирающий, не успев осуществить задуманное. По существу, «лишним человеком» оказывается не только Павел Петрович Кирсанов, но и его идейный антагонист и как будто бы антипод Евгений Базаров («Отцы и дети», 1862). Другая вариация образа – народник-революционер с «говорящей» фамилией Нежданов («Новь», 1877). И. С. Тургенев не видел глубины за идейными спорами либералов и консерваторов и подал их сатирически; подлинная драма – это едва было не потерянная любовь главного героя Литвинова и Тани («Дым», 1867). В отличие от большинства русских романистов 2-й половины 19 в., изображавших героев в их попытке переделать мир и меняющих или старающихся изменить себя, Тургенев описывает трагическую коллизию героической, но бессмысленной смерти в противостоянии обстоятельствам. Счастье или хотя бы его подобие в мире романов Тургенева достижимы только для героев, принимающих жизнь как она есть, не претендующих в ней на важную роль (Николай Петрович Кирсанов и его сын Аркадий в «Отцах и детях», Соломин в «Нови»). Галерею почти идеальных женских характеров, начиная с Натальи Ласунской («Рудин»), позднее пополнили Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), Елена Стахова («Накануне»), Таня («Дым»).
В июле 1856 г. И. С. Тургенев вновь уехал за границу; в 1857 г. посетил Великобританию, затем Германию, где по воспоминаниям почти двадцатилетней давности создал лирико-философскую повесть «Ася» (1858). В 1860 г. из-за неприятия опубликованной в «Современнике» статьи Н. А. Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?», усмотревшего в романе «Накануне» призыв к русской революции, Тургенев прекратил сотрудничество с журналом. Расхождение Тургенева с приверженным радикализму молодым поколением возросло после публикации романа «Отцы и дети», воспринятого радикальной критикой (исключение – Д. И. Писарев) как клевета на представителей демократического лагеря.
Во 2-й половине 1850-х – 1860-е гг. Тургенев оказался вовлечён в полемику с А. И. Герценом о перспективах социального и политического развития России. Как убеждённый западник и либерал, не принимающий революционное насилие, Тургенев считал, что Россия должна идти в своём развитии по пути западных стран; отмену крепостного права он приветствовал, хотя и видел её изъяны. В письмах Герцену [особенно в письме от 26 сентября 1862], который крестьянскую реформу сначала приветствовал, а затем оценил негативно, утверждая необходимость социального переворота, Тургенев выступил против революции, за эволюционный путь развития России и реформы на основе будущей конституционной монархии, упрекал Герцена в непонимании народа, в славянофильской идеализации крестьянской общины и догматизме. Простой русский народ, утверждал Тургенев, начало косное, ставку надо делать на образованные слои, которые Герцен и его единомышленники третировали. Позднее, в романе «Дым», Тургенев в образе Губарева сатирически воплотил некоторые черты герценовского сподвижника и друга Н. П. Огарёва и остро критически оценил вложенные в его уста идеи «русского социализма», противопоставив им воззрения радикального западника Потугина.
Последние 20 лет Тургенев жил преимущественно за границей – в Баден-Бадене и Париже. В позднем творчестве появляются и возрастают мистические мотивы: рассказы и повести «Собака» (1865), «История лейтенанта Ергунова» (1868), «Сон» (1877), «Рассказ отца Алексея» (1877), «Песнь торжествующей любви» (1881), «После смерти (Клара Милич)» (1883). В них Тургенев словно возвратился к романтической поэтике, характерной для его ранних произведений, и вместе с тем предварил неоромантическую мистику близящегося Серебряного века. Сквозная тема стихотворений в прозе «Senilia» (лат. «Старческие», 1877–1882) – цикла, созвучного произведениям аналогичной формы раннего французского модернизма, – размышления о приближающейся смерти.
Получив широкое признание на родине, Тургенев стал одним из первых русских писателей, чьё творчество уже при жизни было оценено на Западе. Об И. С. Тургеневе высоко отзывались Г. Флобер, Г. де Мопассан, братья де Гонкур, А. Доде; его влияние испытал Г. Джеймс. В 1878 г. совместно с В. Гюго председательствовал на Международном литературном конгрессе в Париже. Традиции прозы Тургенева прослеживаются в произведениях многих русских писателей (А. П. Чехов, И. А. Бунин, К. Г. Паустовский, М. М. Пришвин, В. В. Набоков), в «городской прозе» 2-й половины 20 в. (Ю. В. Трифонов, В. С. Маканин и др.). Произведения многократно экранизированы и воплощены в театральных постановках.