Предромантизм
Предроманти́зм, преромантизм (франц. préromantisme, англ. preromanticism, нем. Vorromantik), комплекс идейно-стилевых тенденций в культуре европейских стран и США 18 в., подготовивших появление романтизма.
Понятие предромантизма, введённое в начале 20 в. французскими литературоведами Д. Морне и П. Ван Тигемом, обосновывало необходимость эволюционного подхода к романтизму, который, по мнению сторонников концепции предромантизма, возник не из «революционного» отрицания просветительского рационализма, но в результате длительного развития иррационалистичских и мистических тенденций, сосуществовавших в 18 в. с идеями разума. Философскую основу предромантизма составили, с одной стороны, выдвижение «естественности» и народно-архаической «первозданности» на роль культурных доминант в концепциях Ж.-Ж. Руссо и И. Г. Гердера, с другой – мистическая устремлённость к трансцендентному в учениях идеолога движения «Буря и натиск» И. Г. Гамана, нидерландского философа Ф. Гемстергейса (1721–1790), французского мистика Л.-К. де Сен-Мартена. В первом случае научно-теоретическому познанию противопоставлялась непосредственная данность «естественного» чувства, в котором человеку открываются как его собственные глубины, так и сам Бог; во втором – идеал земного счастья заслонялся мистическим представлением о человеке как «зародыше» будущей жизни, истинный смысл которого раскроет лишь смерть.
В эстетических теориях предромантизма [трактаты «О влиянии и использовании фантазии» («Von dem Einfluß und Gebrauche der Einbildungskraft», 1727) И. Я. Бодмера и И. Я. Брейтингера, «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («A Philosophical Enquiry into the Origin of Our Ideas of the Sublime and Beautiful», 1757) Э. Бёрка, «Мысли об оригинальном творчестве» («Conjectures on Original Composition», 1759) Э. Юнга; труды Г. Э. Лессинга, Гердера, Руссо] было выработано представление о воображении и гении как главных движущих силах творчества; обрели самостоятельность категории «возвышенного» и «чудесного».
Предромантизм в литературе
В литературе мысль об изначальном «примитивном» языке человечества как истинной, идеальной поэзии, развитая И. Г. Гаманом и И. Г. Гердером, стимулировала интерес к поэтической архаике и народному творчеству: издание шотландских и английских баллад в сборнике «Памятники старинной английской поэзии» («Reliques of Ancient English Poetry», 1765) Т. Перси; публикации скандинавских литературных памятников П. Малле, русских былин и исторических песен – в сборнике «Древние русские стихотворения» (1804) Кирши Данилова.
Характерные жанры литературы предромантизма – сентиментально-психологические роман и повесть (А. Ф. Прево, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-А. Бернарден де Сен-Пьер, Л. Стерн, С. Ричардсон, И. В. Гёте, Н. М. Карамзин); готический роман и «демонологическая» повесть [«Влюблённый дьявол» («Le Diable amoureux», 1772) Ж. Казота]; слёзная комедия и мелодрама; кладбищенская поэзия; медитативно-философская и религиозная лирика, получившая особое развитие в Германии (Б. Г. Брокес, А. фон Галлер, Н. Л. фон Цинцендорф, Ф. Г. Клопшток). Убеждение, что сельская жизнь ближе, чем городская, к Богу и природе – двум ключевым понятиям предромантизма, привело к широкому распространению жанра идиллии (Галлер, С. Геснер, Э. К. фон Клейст, Дж. Томсон, Т. Грей, О. Голдсмит, Р. Бёрнс, И. Г. Фосс). Герой предромантизма, проникнутый религиозным энтузиазмом и восторгом перед природой, может благополучно выстраивать своё семейное счастье (как Памела в одноимённом романе Ричардсона, 1740), гибнуть, защищая свой идеал добродетели [Виргиния в «Поле и Виргинии» («Paul et Virginie», 1788) Бернардена де Сен-Пьера], погружаться в тайны потустороннего и демонического (в кладбищенской поэзии и готическом романе), однако он всегда следует голосу «чувства», которое в предромантизме ещё не вступает в острый конфликт с разумом, как это произойдёт в эпоху романтизма.
В области поэтики представители предромантизма пытались переосмыслить традиционные жанры и формы, либо модернизируя их (трагедии, написанные полубытовым прозаическим языком, в творчестве писателей «Бури и натиска»; прозаическая идиллия у Геснера), либо, напротив, внося в них момент архаики и «первобытной» народности (греческая метрика и свободные «рапсодические» ритмы в одах Ф. Г. Клопштока; стилизация народной баллады у Г. А. Бюргера, архаизирующие мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона).
Понятие предромантизма, включающее в себя ряд разнородных явлений, остаётся спорным и расплывчатым, вплоть до отрицания предромантизма как целостного явления. Дискуссионно и соотношение предромантизма с сентиментализмом: если П. Ван Тигем трактует сентиментализм как один из признаков предромантизма, то другие исследователи видят в сентиментализме предшествующую предромантизму ступень литературной эволюции.
Предромантизм в изобразительном искусстве и архитектуре
В архитектуре и изобразительном искусстве предромантизм не является целостным и самостоятельным явлением. Условно его связывают с предвосхищением в творчестве ряда мастеров классицизма 18 – начала 19 вв. и сентиментализма отдельных приёмов, излюбленных тем, сюжетов и образов романтизма. Так, к предромантизму можно отнести явление, получившее в англоязычных странах название Gothic Survival («пережитки готики»), предшествовавшее неоготике 19 в. и тесным образом связанное с переоценкой в 18–19 вв. европейского Средневековья, становлением медиевистики как науки. В 18 в. свободные фантазии «в готическом стиле» создавали архитекторы Дж. Ванбру, Дж. Гиббс, У. Кент и другие (в Великобритании), Й. Эфнер, Ф. В. Эрмансдорф, Г. К. Юссов (в Германии), Ф. Йегер (в Австрии) и др. В утверждении и распространении этой моды в усадебной архитектуре значительная роль принадлежала английским писателям Х. Уолполу, У. Бекфорду, позднее В. Скотту, принимавшим участие в создании проектов своих загородных «замков». Тенденции предромантизма ощутимы и в садово-парковом искусстве 18 в. (ландшафтный парк с павильонами, искусственными руинами, каскадами и т. д.) – в Великобритании, России (например, спланированные Ч. Камероном парк в Павловске, В. И. Баженовым – подмосковная усадьба Царицыно) и других странах. К представителям предромантизма относят также художников, использовавших приёмы «фантазийности», прихотливое смешение реального и воображаемого (каприччио Ф. Гварди, Дж. Б. Пиранези, Ю. Робера, пóзднее творчество Ф. Гойи, сценография П. Гонзаго), мистическое визионерство (И. Г. Фюсли, У. Блейк), поэтизацию природы (например, Т. Гейнсборо, Семён Ф. Щедрин), акцентирование её необычных состояний (К. Ж. Верне и др.) и раскрытие её эмоциональных связей с человеком (П.-П. Прюдон, А.-Ж. Гро и др.).