Франческо Петрарка
Франче́ско Петра́рка (Francesco Petrarca) (20.7.1304, Ареццо, Флорентийская республика – 19.7.1374, Аркуа, близ Падуи, Венецианская республика), итальянский поэт, родоначальник европейского гуманизма.
Отец – Пьетро ди Пареццо по прозвищу Петракко, нотариус, изгнан из Флоренции в октябре 1302 г. До 1312 г. семья жила в Тоскане, с 1312 г. – под Авиньоном. В 1316–1320 гг. Петрарка учился в Университете Монпелье; с осени 1320 г. – в Болонском университете. После смерти отца (весна 1326) вернулся в Авиньон, окончательно оставив университетские занятия. С августа 1330 г. на службе у кардинала Джованни Колонны (из рода Колонна) в звании капеллана; с этого времени основным источником дохода для Петрарки стали церковные бенефиции. В 1337 г. приобрёл дом в Воклюзе, близ Авиньона, где начал реализовывать модель жизненного устройства, не имевшую в истории прямых прецедентов, – своего рода культурное отшельничество; от всех постоянных и почётных должностей неизменно отказывался. В 1350 г., совершая паломничество в Рим, впервые посетил Флоренцию, где встретился с Джованни Боккаччо. В мае 1353 г. навсегда покинул Авиньон и поселился в Милане при дворе архиепископа Джованни Висконти (из рода Висконти); выполнял важные дипломатические миссии. В июне 1361 г. покинул Милан и переехал сначала в Падую, а затем (осенью 1362) в Венецию; выстроил себе загородный дом («новый Воклюз») в селении Аркуа, близ Падуи (1369), где в основном провёл последние годы жизни.
Основное содержание поэтического творчества – любовное чувство к Лауре (лицо историческое, но с достоверностью неидентифицируемое); встречу с ней в церкви Святой Клары в Авиньоне Петрарка датировал 6 апреля 1327 г. С «Канцоньере», или «Книгой песен» [«Canzoniere»; авторское название – «Rerum vulgarium fragmenta» («Отрывки, написанные на народном языке»); название «Canzoniere» впервые встречается в издании 1516], – произведением, состоящим (за небольшим исключением) из обращённых к Лауре любовных стихов (сонеты, канцоны, секстины, баллады, мадригалы) и во многом определившим границы и содержание лирики как рода литературы, связана преимущественно посмертная слава Петрарки. Хотя сам поэт неоднократно отзывался о своих итальянских стихах как о недостойных внимания безделицах, свой сборник он отделывал на протяжении всей творческой жизни. Установлено 9 редакций сборника: первая, содержащая около 100 стихотворений, восходит к 1342 г., последняя датируется 1373–1374 гг. В окончательной редакции сборник включает 366 стихотворений (по числу дней в году) и делится на две части: «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры». В «Канцоньере» – первом в послеантичный период собрании поэтических произведений, организованном именно в качестве книги стихов, т. е. наделённом определённым внешним и внутренним единством, – Лаура предстаёт как олицетворение поэзии и сопряжённой с ней славы; при этом никаких мистических коннотаций в её образе нет. Петрарка учитывает опыт средневековой лирики – от трубадуров до Данте, с её пафосом всевозрастающей спиритуализации любовного чувства; однако, воспользовавшись уроками этой традиции, он совершенно меняет её смысл – в частности, снимает выстроенную этой традицией трансцендентную вертикаль (Лаура и после смерти не удаляется в горние сферы и, главное, не уводит за собой поэта: уходя из мира, она не преодолевает его и свою природность, а одухотворяет её). Центральная оппозиция культивируемого Петраркой биографического мифа (юность – любовь – поэзия // зрелость – умудрённость – учёность) претворяется в «Канцоньере» в неизменное, при всей его противоречивости, содержание внутреннего мира поэта. К душе поэта, как к центру, стягивается весь окружающий мир; через неё он обретает смысл, порядок и красоту, высшим выражением которой становится образ Лауры.
С начала 1350-х гг. и до конца жизни работал над другим своим известнейшим сочинением – «Триумфы» («I Trionfi»), представляющим собой единую поэму в терцинах. Поэма состоит из 6 самостоятельных частей: «Триумф Любви» («Triumphus Cupidinis»), «Триумф Целомудрия» («Triumphus Puducitie»), «Триумф Смерти» («Triumphus Mortis»), «Триумф Славы» («Triumphus Fame»), «Триумф Времени» («Triumphus Temporis»), «Триумф Вечности» («Triumphus Eternitatis»). Формально оставаясь в рамках общего с Данте жанра видения, «Триумфы» представляют альтернативный по отношению к дантовскому опыт самоанализа и самоисправления через обращение к авторитетным культурным прецедентам. Любовь к Лауре остаётся центральным событием душевного мира автора и героя поэмы; её общий сюжет организован восходящей последовательностью властвующих над миром сил и ценностей. Эта последовательность отрицаний (Любовь побеждается Целомудрием, Смерть – Славой, Слава – Временем и т. п.) и выстраиваемая ими иерархия приводит, однако, не к дискредитации нижестоящих ценностей, а к их преображению и прояснению.
Среди латиноязычных поэтических сочинений особое место принадлежит поэме в гекзаметрах «Африка» («Africa»), которую Петрарка считал главным своим трудом, работал над ней всю жизнь (начиная с 1338–1339) и оставил незаконченной. В основу сюжета положены завершающие события 2-й Пунической войны; главный герой – Сципион Старший; основная жанровая модель – «Энеида» Вергилия. При этом Петрарка далеко отступает от Вергилия как в стиле (придавая ему лирическую интонацию), так и в композиции (нарушая повествовательный порядок многочисленными отступлениями); главное внимание он уделяет не событийной канве, а внутренней жизни персонажей. Латинская поэзия Петрарки включает также «Буколическую песнь» («Bucolicum carmen»); цикл из 12 аллегорических эклог (написаны в 1346–1348, редактировались до 1366); «Стихотворные послания» («Epystole») – сборник из 3 книг (создавался с 1350, перерабатывался в 1357–1363), включающий 64 стихотворения разнообразного содержания (жизнь в Воклюзе, любовь к Лауре и к Италии, защита поэзии, призывы к папам вернуть в Рим папский престол и др.).
Произведения, составившие славу Петрарки как родоначальника европейского гуманизма, являют собой обширный и разножанровый корпус, в котором условно можно выделить несколько групп сочинений. К историческим сочинениям относятся: книга «О преславных мужах» («De viris illustribus», 1-я редакция – 1341–1343) – собрание жизнеописаний, включавшее первоначально 23 биографии знаменитых римлян и дополненное 12 биографиями библейских и мифологических персонажей в 1351–1353 гг.; собрание исторических заметок и зарисовок в 4 книгах – «Достопамятности» («Rerum memorandarum libri», 1343–1345).
Сочинения дидактико-моралистического толка представлены трактатами: «Об уединении» («De vita solitaria», 1346, редактировался до 1371) – обоснование петрарковского жизненного идеала, состоящего в ничем не нарушаемом собеседовании с книгой, природой и Богом; «О покое в вере» («De otio religioso», 1347, редактировался до 1356) со сходной по пафосу апологией уединённой и созерцательной монашеской жизни; «О средствах против Фортуны» («De remediis utriusque fortunae», 1354–1360), проникнутым духом стоицизма и разоблачающим ложные блага и ложные несчастья.
Группу полемических сочинений составляют трактаты: «Обличения против лекаря» («Invective contra medicum quendam», 1352–1353) – апология поэзии, свободных искусств и уединённой жизни; «Обличение против некоего лица высокого положения, но малой учёности и добродетели» («Invectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie aut virtutis», 1355), где Петрарка оправдывает собственное решение принять гостеприимство Дж. Висконти и где утверждается идея внутренней свободы; «О невежестве своём собственном и многих других людей» («De sui ipsius et multorum ignorantia», 1367–1370), где содержится критика традиции Аристотеля и постулируется примат гуманитарных ценностей; «Обличение против злословящего Италию» («Invectiva contra eum qui maledixit Italiae», 1373), где обосновывается необходимость вернуть в Рим папский престол.
К произведениям исповедального характера относится книга «Сокровенное» («Secretum», 1347–1353), в которой итогом самоанализа, направленного на выявление как устойчивых психологических характеристик, так и личных слабостей (любовь к женщине, любовь к славе), становится не твёрдая воля к преодолению последних, а изображение душевной противоречивости в качестве самодостаточного эстетического феномена. Все основные мотивы данного корпуса сочинений представлены в эпистолярии Петрарки, объединяющем несколько сводов: «Без адреса» («Sine nomine», 1342–1359); «Книга писем о делах повседневных» («Familiarium rerum libri», 1351–1364) в 24 книгах (всего 350 писем); «Старческие письма» («Senilium rerum libri», 1361–1374) в 17 книгах (125 писем; содержание 18-й книги должно было ограничиться не доведённым до конца «Письмом к потомкам», «Posteritati», 1374). Если в своих латинских сочинениях Петрарка сформулировал главные идеологемы европейского гуманистического движения (культ античности, выдвижение на первый план дисциплин гуманитарного цикла, неприятие чистой абстракции и чистой эмпирики, универсальное значение поэзии), то в эпистолярии, наряду с этим, он превратил риторически обработанное слово в инструмент для передачи индивидуальных состояний, сведя воедино две развивавшиеся до тех пор параллельно и имевшие различный генезис тенденции европейской культуры – интерес к древности и интерес к личностному началу; тем самым была определена вся конфигурация Возрождения как типа культуры.
В России интерес к поэзии Петрарки возник в конце 18 в. и в дальнейшем нарастал; подражания и переводы его стихов представлены в творчестве Г. Р. Державина, К. Н. Батюшкова, И. И. Козлова, А. Н. Майкова, Д. С. Мережковского, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина, Вяч. И. Иванова, Ю. Н. Верховского, О. Э. Мандельштама и др.