Пуритане
Пурита́не (англ. Puritans, от лат. puritas – чистота), одно из течений протестантизма во 2-й половине 16–17 вв. Объединило широкий круг английских протестантов, недовольных компромиссным характером вероучения англиканской церкви. Термин возник в 1560-х гг. как прозвище сторонников очищения Церкви Англии от элементов католического вероучения.
Возникновение пуританства связано с попытками части английского духовенства инициировать более радикальную церковную реформу во время заседаний парламента 1559 г. и конвокации (собрание духовенства) 1563–1567 гг., а также с выступлениями против церковного единообразия (в частности, спором об облачениях середины 1560-х гг.), не получившими поддержки королевы Елизаветы I Тюдор и церковных властей. С начала 1570-х гг. основными объектами критики официальной Церкви стали епископат и церковная иерархия. Идею их замены пресвитерианским устройством Церкви высказал в 1570 г. Т. Картрайт (около 1535 – 1603) в своих лекциях в Кембриджском университете, позднее она была выражена в «Наставлении парламенту» («Admonition to the Parliament»), написанном Т. Уилкоксом (около 1549 – 1608) и Дж. Филдом (1545–1588) в 1572 г. Наряду с умеренным пресвитерианским направлением, с 1580-х гг. из числа пуритан выделились более радикальные индепенденты.
Многие пуритане во 2-й половине 16 в. подвергались преследованиям властей, однако популярность их идей росла. В 1603 г. королю Якову I Стюарту была подана петиция с предложениями по очищению Церкви Англии от католических обрядов, подписанная тысячей священников, однако в январе 1604 г. король согласился только на внесение незначительных изменений в Книгу общих молитв, что не устроило большинство пуритан. Несмотря на продолжавшиеся преследования, особенно усилившиеся в правление Карла I Стюарта, из-за которых многим пуританам пришлось бежать из Англии (в том числе в Америку), к середине 17 в. пуритане стали мощной политической силой и сыграли значительную роль в Английской революции 17 в. После реставрации Стюартов в 1660 г. часть пуритан присоединилась к официальной Церкви Англии, часть – к различным течениям нонконформистов (конгрегационалисты и др.).