Саути Роберт
Са́ути Ро́берт (Роберт Соути, Robert Southey) (12.8.1774, Бристоль – 21.3.1843, Кезик, графство Камберленд, ныне графство Камбрия), английский поэт. Поэт-лауреат (1813). Наряду с У. Вордсвортом и С. Т. Колриджем представитель старшего поколения английских романтиков, составивших «озёрную школу».
Родился в семье торговца льняным товаром Роберта Саути-старшего (ум. 1792). По некоторым данным, его предок, Роберт Саути, участвовал в восстании герцога Монмута в 1685 г. против Якова II Стюарта и чудом избежал смертной казни после его разгрома. В 1776–1780 гг. Саути воспитывался в г. Бат в семье тётки Элизабет Тайлер. С раннего детства отличался литературными способностями: к 6 годам знал все пьесы У. Шекспира, к восьми впервые прочёл некоторые пьесы Ф. Бомонта и Дж. Флетчера, в 9 лет начал писать – драматические произведения о Сципионе Африканском и Троянской войне, а также пьесы для своего кукольного театра. С детства мечтал прославиться литературным творчеством: «сочинить больше стихов, чем Лопе де Вега, больше трагедий, чем Дж. Драйден, и больше эпических поэм, нежели Блэкмор» (Southey R. The Life and Correspondence of Robert Southey. Vol. 1. London, 1849. P. 278). Читал эпические поэмы Л. Ариосто, Т. Тассо, Л. ди Камоэнса и Дж. Мильтона; сочинения просветителей – Вольтера, Ж.-Ж. Руссо, Э. Гиббона и др.
Получил начальное образование в школах Бристоля (1780, 1782–1786) и Корстона (1781–1782). В 1788–1792 гг. учился в престижной Вестминстерской школе, откуда его исключили за публикацию в издававшемся учениками журнале The Flagellant («Флагеллант»), в которой Саути выступил против телесных наказаний. В связи с исключением пережил эмоциональное потрясение, о котором впоследствии писал: «Я покинул Вестминстер в опасном состоянии – сердце переполнено чувствами и поэзией, голова забита идеями Руссо и "Вертером", а мои религиозные принципы расшатаны Гиббоном: многие обстоятельства направляли в неправильное русло мои мысли и пристрастия, в правильное – ни одно, исключая несчастья – самую благотворную из всех дисциплин. Инстинктивная скромность скорее, чем любая ясная причина, уберегла меня на время от всех грехов» (цит. по: Рогова. 2008. С. 66). Пытался преодолеть кризис чтением Эпиктета, который стал его любимым философом. Испытал влияние современных мыслителей, в особенности У. Годвина и его книги «Политическая справедливость» («Political Justice», 1793), но впоследствии разочаровался в его идеях.
В 1792 г. поступил в Баллиол-колледж Оксфордского университета по настоянию дяди, англиканского священника Г. Хилла, для подготовки к духовной службе. После 2 семестров обучения покинул университет; по его словам, в Оксфорде научился лишь плавать и управлять лодкой (Southey. Vol. 1. 1849. P. 176).
Ко времени студенчества Саути сформировался как поэт-романтик с радикальными политическими симпатиями, выступавший за республиканскую форму правления. Его религиозные взгляды были далеки от ортодоксального англиканства и представляли собой сложное сочетание деизма и унитарианства. Саути отрицал догмат о Троице и первородный грех. Особую неприязнь испытывал к католицизму и религиозному фанатизму некоторых протестантских деноминаций, прежде всего методизма.
В 1794 г. на почве симпатий к идеям Французской революции сблизился с С. Т. Колриджем. В 1795 г. поэты женились на сёстрах: Саути – на Эдит Фрикер (1774–1837), Колридж – на Саре Фрикер (1770–1845). В соавторстве Саути и Колридж написали пьесу в стихах на злободневную тему – «Падение Робеспьера» («The Fall of Robespierre», 1794). Тогда же создали проект коммуны «Пантисократия» (от греч. πᾶς, παντός – весь, целый, ἴσος – равный, κράτος – власть), которую планировали основать на берегах реки Саскуэханна в США (штат Пенсильвания). Идею не удалось осуществить по финансовым причинам; это привело к размолвке между поэтами. В статье 1798 г. Саути раскритиковал сборник Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» («Lyrical Ballads», 1798) и в особенности открывавшую его поэму Колриджа «Сказание о старом мореходе» («The Rime of the Ancient Mariner»).
В 1795 г. Р. Саути в соавторстве с Р. Ловеллом (1771–1796) опубликовал первый поэтический сборник – «Стихотворения, содержащие ретроспективные произведения, оды, элегии, сонеты и др.» («Poems containing Retrospect, Odes, Elegies, Sonnets, &c.»; под псевдонимами Мосх и Бион). В дебютной эпической поэме Саути «Жанна д'Арк» («Joan of Arc», 1796; 2-я редакция – 1798) ощутимы революционные тенденции. Поэма была издана Дж. Коттлом (1770–1853), впоследствии написавшим воспоминания о Саути и Колридже («Ранние воспоминания, в основном относящиеся к покойному Сэмюэлу Тейлору Колриджу во время его длительного пребывания в Бристоле» – «Early Recollections, chiefly relating to the late Samuel Taylor Coleridge, during his long residence in Bristol», 1837).
В том же году поэт вместе с дядей Г. Хиллом впервые посетил Лиссабон, оставив жену на попечение сестёр Дж. Коттла. В поездке Саути выучил португальский язык и проникся культурой страны; многие его стихотворения основаны на сюжетах из истории Португалии и Испании. Первое опубликованное прозаическое сочинение – «Письма, написанные во время краткого пребывания в Испании и Португалии» («Letters Written During a Short Residence in Spain and Portugal», 1797), близкие к журналистике, жанру газетной статьи. В путешествии Саути, увидев, что испанцы и португальцы жили тяжелее его соотечественников, начал отходить от радикальных позиций и переходить на консервативные. Впоследствии поэт собрал крупнейшую библиотеку испанских и португальских книг в Великобритании. Делом жизни считал монументальную «Историю Португалии» («History of Portugal»), которая осталась незавершённой. Из-за поездки в Португалию в 1799 г. отклонил предложение о присвоении ему звания поэта-лауреата, которое принял лишь в 1813 г. по настоянию В. Скотта.
В 1797–1806 гг. получал ежегодную пенсию в размере 160 фунтов стерлингов от бывшего товарища по Вестминстерской школе, Ч. Уинна (1775–1850). Это позволило поэту выпустить 2-й том «Стихотворений» («Poems», 1797–1799) и издание поэтических произведений Т. Чаттертона (в 3 томах, 1803), завершить эпическую поэму «Талаба-разрушитель» («Thalaba the Destroyer», 1801) и создать поэму «Мэдок» («Madoc», 1805).
В 1802–1803 гг. Саути пережил кончину нескольких близких, в том числе матери и дочери, умершей во младенчестве. Стремясь избавиться от тяжёлых воспоминаний, переехал с женой в Озёрный край (графство Камберленд) и поселился по соседству с Колриджем. Там прожил до конца своих дней в уединении, поэтическом труде и чтении. Супруги пережили смерть ещё троих детей, в том числе первенца Габриэля (ум. 1816). В 1839 г., спустя 2 года после смерти Эдит Фрикер, Саути женился на поэтессе Кэролайн Энн Боулc (1786–1854).
Р. Саути – один из самых плодовитых английских писателей, оставивший после себя огромное наследие. Его поэзия включает в себя произведения разных жанров: элегия, сонет, лирическое стихотворение и др. В историю английской литературы вошёл прежде всего как автор баллад: прочитав «Ленору» («Lenora», 1773) Г. А. Бюргера, он вступил в творческое состязание с немецким поэтом и создал 31 балладу; сюжеты некоторых из них заимствовал из истории Испании и Португалии. Первый и главный переводчик баллад Саути на русский язык – В. А. Жуковский.
Известен также эпическими поэмами: «Талаба-разрушитель», «Мэдок», «Проклятие Кехамы» («The Curse of Kehama», 1810). В 1817 г. издал драму в стихах «Уот Тайлер» («Wat Tyler») о восстании Уота Тайлера 1381 г., которую написал в 1790-х гг. во время увлечения республиканскими идеями. После публикации Саути упрекали в том, что он отрёкся от радикальных идей ради звания поэта-лауреата.
Многочисленны и его прозаические произведения: автобиография («Жизнь и переписка Роберта Саути» – «The Life and Correspondence of Robert Southey», в 6 томах, издана в 1849–1850; 'автобиография' – авторский неологизм Саути), исторические сочинения, художественная проза, литературно-критические статьи в журналах (в 1809–1839 постоянный автор журнала Quarterly Review), статьи на широкий круг тем (Саути считается энциклопедистом) и др. Особая роль принадлежит письмам, по которым можно проследить, как менялась личность поэта и трансформировались его взгляды.
Первая книга Саути, изданная в России, – сборник «Баллады» (1922), составленный Н. С. Гумилёвым. В предисловии к нему Гумилёв писал:
Исключительно образованный, он охотно выбирал темами своих поэм и стихотворений отдалённые эпохи и чужие ему страны, причём стремился передавать характерные для них чувства, мысли и все мелочи быта, сам становясь на точку зрения своих героев. Для этого он пользовался всем богатством народной поэзии и первый ввёл в литературу её мудрую простоту, разнообразие размеров и могучий поэтический приём повторений. Однако именно это и послужило причиной его непризнания, потому что девятнадцатый век интересовался прежде всего личностью поэта и не умел увидеть за великолепием образов их творца. Для нас стихотворения Саути – это целый мир творческой фантазии, мир предчувствий, страхов, загадок, о которых лирический поэт говорит с тревогой и в которых эпический находит своеобразную логику, только некоторыми частями соприкасающуюся с нашей. Никаких моральных истин, кроме, может быть, самых наивных, взятых как материал, невозможно вывести из этого творчества, но оно бесконечно обогащает мир наших ощущений и, преображая таким образом нашу душу, выполняет назначение истинной поэзии.
Ныне Р. Саути забыт в Великобритании: его помнят лишь как автора английского варианта сказки «Три медведя» («The Story of the Three Bears», 1837; пересказ на русский язык Л. Н. Толстого, 1875) и друга С. Т. Колриджа и У. Вордсворта.