Паунд Эзра
Па́унд Э́зра, Эзра Уэстон Лумис Паунд (Ezra Weston Loomis Pound) (30.10.1885, Хейли, штат Айдахо – 1.11.1972, Венеция), американский поэт, литературный критик, издатель.
Потомок колонистов, переселившихся из Англии в 17 в. Окончил Колледж свободных искусств при Пенсильванском университете (1906); преподавал в провинциальном колледже штата Индиана (1907–1908). В 1908–1920 гг. жил в Лондоне (где некоторое время был секретарём У. Б. Йейтса), Париже (1921–1924); с 1924 г. в Италии.
Как сотрудник американских литературно-художественных журналов Poetry («Поэзия»), Little Review («Краткий обзор») и New Age («Новая эра») сыграл решающую роль в публикации романа «Улисс» (1918) и поэзии Дж. Джойса, а также сочинений Т. С. Элиота, Д. Г. Лоуренса, Р. Фроста, Р. Олдингтона и др.
В 1933 г. встречался с Б. Муссолини; разочарование Паунда в традиционных ценностях европейской цивилизации, тотальное отрицание современного буржуазного мира способствовали сочувственному восприятию идей фашизма. В 1940–1945 гг. выступал с выдержанными в профашистском и антисемитском духе передачами по итальянскому радио; американский суд заочно признал его виновным в государственной измене. Арестован итальянскими партизанами в мае 1945 г.; несколько месяцев содержался в лагере для военнопленных [трагический опыт этого времени отразился в поэтическом цикле «Пизанские песни» («Canti pisani», 1948)]. В ноябре 1945 г. перевезён в США; признан невменяемым и помещён в специальную психиатрическую больницу Святой Елизаветы (Вашингтон). В 1958 г. под давлением литературной общественности освобождён; вернулся в Италию.
Один из идеологов и главных представителей имажизма и вортицизма. Дебютировал поэтическим сборником «Погасший свет» («A Lume spento», 1908). В поэзии Паунда интерес к средневековой европейской (прежде всего итальянской и провансальской) и восточной (китайской и японской) поэзии, унаследованный от прерафаэлитов, сочетается с новаторской образностью и смелым экспериментированием в области ритмики; яркая символика и изощрённая архаика словесного рисунка – с элементами разговорной речи: сборники «Восторги» («Exultations», 1909), «Маски» («Personae», 1909), «Прованс» («Provenca», 1910), «Ответные удары» («Ripostes», 1912), «Lustra» (1916) и др. В 1914 г. издал антологию поэзии и теории имажизма «Имажисты» («Des imagistes»).
Резкое неприятие Паундом бездуховности и пошлости буржуазного мира отразилось в сатирической поэме «Хью Селвин Моберли: жизнь и знакомства» («Hugh Selwyn Mauberly: life and contacts», 1920; русский перевод 1982).
Вершина поэтического творчества Паунда – незавершённая лиро-эпическая поэма «Сantos» (1915–1960, опубликована полностью в 1970; русский перевод отдельных песен 2003), написанная в подражание «Божественной комедии» («La Divina Commedia») Данте Алигьери и насыщенная сатирической образностью, философскими отступлениями и историческими зарисовками.
Среди других сочинений: литературно-критические и культурологические очерки, в том числе статья «Символ веры» («Credo», 1912); переводы древневосточной литературы, в том числе Конфуция; музыкальные сочинения, среди которых оперы «Завещание Франсуа Вийона» («The Testament of François Villon», 1923) и «Кавальканти» («Cavalcanti», 1932); сочинения по политической экономии.