Колридж Сэмюэл Тейлор
Ко́лридж Сэ́мюэл Те́йлор (Сэмюэл Тейлор Кольридж; Samuel Taylor Coleridge) (21.10.1772, Оттери-Сент-Мэри, графство Девоншир – 25.7.1834, Хайгейт, ныне в черте Лондона), английский поэт, литературный критик, философ. Наряду с У. Вордсвортом один из основателей английского романтизма.
Ранние годы
Родился в семье англиканского священника, был младшим из десяти детей. После смерти отца (1781) направлен в 1782 г. в Христов госпиталь (благотворительный пансион) в Лондоне, где подружился с Ч. Лэмом. В 1791–1794 гг. учился в колледже Иисуса Кембриджского университета (не окончил). Увлечение идеями социального равенства (У. Годвин и др.) и Французской революции нашло отражение в его проекте коммуны «Пантисократия» (от греч. πᾶς, в родительном падеже παντός – весь, целый, ἴσος – равный, κράτος – власть), в разработке которого участвовал Р. Саути. Колридж планировал реализовать проект на реке Саскуэханна в штате Пенсильвания (США), однако он не состоялся из-за отсутствия средств.
Первые стихотворения написал в 1790-е гг. В «Монодии на смерть Чаттертона» [«Monody on the Death of Chatterton», 1790; в сборнике «Стихотворения на разные темы» («Poems on Various Subjects», 1796)] Колридж, оттолкнувшись от истории жизни Т. Чаттертона, создал идеальный образ романтического поэта, непризнанного гения, загубленного филистерами. Первое опубликованное стихотворение – «К Фортуне» («To Fortune», 1793). В 1794 г. написал пьесу на актуальную для того времени тему – «Падение Робеспьера» («Robespierre’s Fall», в соавторстве с Р. Саути), в которой осуждается якобинский террор. Тогда же поэт окончательно разочаровался в идеях эпохи Просвещения и Французской революции.
С 1794 г. жил в Бристоле. В 1795 г. познакомился с У. Вордсвортом. В том же году женился на Саре Фрикер (1770–1845), дочери директора местной школы. Их союз продлился до 1806 г. и был несчастливым; в браке родились сын Гартли (1796–1849), получивший своё имя в честь любимого философа Колриджа Д. Гартли и ставший литератором, и дочь Сара (1805–1852), впоследствии поэтесса. Во 2-й половине 1790-х гг. Колридж начал выступать как публичный лектор, резко критикуя в своих выступлениях премьер-министра Великобритании У. Питта Младшего. С 1796 г. принимал опиум, считавшийся болеутоляющим средством, и сохранил пристрастие к нему до конца жизни.
Поэзия романтизма
Вместе с У. Вордсвортом анонимно издал сборник «Лирические баллады» («Lyrical Ballads», 1798), положивший начало романтизму в английской поэзии и ставший его манифестом. Впоследствии в книге «Biographia Literaria» («Литературная биография», 1817; частичный рус. пер. 1987) Колридж писал, что, по замыслу авторов, в сборник должны были войти стихотворения двух родов: «В стихотворениях первого рода события и действующие лица должны были хотя бы частично быть сверхъестественными; достоинство этих произведений должно было состоять в том, чтобы вызвать симпатию читателей драматической истинностью эмоций, какие естественно возникали бы в подобных ситуациях, имей они место в действительности. <…> Предмет стихов второго рода надлежало выбрать из повседневной жизни; здесь следовало представить события и персонажи, какие можно было бы обнаружить в любой деревне и её окрестностях, где только отыщется чувствительный и склонный к размышлениям ум, готовый их отыскать или заметить их появление» (цит. по: Горбунов. 2012. С. 201–202). Стихотворения первого рода создавались Колриджем, второго – Вордсвортом. Так начала формироваться одна из отличительных черт творчества Колриджа – размывание границ между фантазией и действительностью.
Сборник открывает «Поэма о старом моряке» («The Rime of the Ancient Mariner»; рус. пер. Ф. Б. Миллера, 1851) – самое известное произведение Колриджа. Поэма наследует стилистике народной баллады и основывается на легенде о Летучем Голландце. Главный герой совершает ничем не мотивированное преступление (убийство альбатроса) и тем самым исключает себя из единства жизни; живая органическая целостность мира противопоставлена греховной воле человека. Моряк вынужден пройти путём искупления греха, в конце которого признаёт необходимость любить людей и природу:
Молитвы до Творца дойдут,
Молитвы сердцу мир дадут,
Когда ты любишь всякий люд
И всякое зверьё.
Когда ты молишься за них
За всех, и малых и больших,
И за любую плоть,
И любишь всё, что сотворил
И возлюбил Господь.
Дидактическое начало в произведении борется с романтическим: мораль, высказанная в конце, не исчерпывает многогранного содержания поэмы, которая в иносказательной форме рассматривает конфликт между разумным и греховным началом в человеке, бессилие человека перед стихиями, возможность покаяния и др.
В это же время написаны оставшаяся незавершённой поэма «Кристабель» («Christabel», 1797–1800, опубликована в 1816; рус. пер. Г. В. Иванова, 1919) – фантазия на тему готического романа с противопоставлением двух женских образов, светлого и зловещего; фрагмент «Кубла Хан, или Видение во сне» («Kubla Khan: or, the Vision in a Dream», 1797, опубликован в 1816; рус. пер. К. Д. Бальмонта, 1908), в котором восточная образность служит утверждению романтической идеи о творческом могуществе поэтического гения.
Стремясь придать поэтическому высказыванию естественность обыденной речи, Колридж разработал жанр т. н. разговорного стихотворения (англ. conversation poem), в котором сочетаются обращение к воображаемому собеседнику, монолог, пейзажная зарисовка и философская медитация: «Эолова арфа» («The Eolian Harp», 1795), «Полуночный мороз» («Frost at Midnight», 1798), «Страхи в одиночестве» («Fears in Solitude», 1798) и др. Последнее стихотворение написано в период французских революционных войн, когда Франция угрожала вторжением в Великобританию, и демонстрирует авторское понимание патриотизма:
Я сказал,
О братья! О британцы! Я сказал
Вам злую правду, но не злобой движим
И не мятежным, неуместным рвеньем;
В том нет прямого мужества, кто, прячась
От совести, боится увидать
Свои пороки.
Жанр разговорного стихотворения предшествовал жанру драматического монолога, получившему развитие в творчестве Р. Браунинга, А. Теннисона, Р. Киплинга.
В 1798–1799 гг. Колридж вместе с У. Вордсвортом и его сестрой Дороти (1771–1855) совершил путешествие в Германию, где увлёкся немецкой философией и поэзией, слушал лекции в Гёттингенском университете. Он перевёл драматическую трилогию Ф. Шиллера «Валленштейн» (1800), позднее осуществил первый перевод на английский язык «Фауста» И. В. Гёте, долгое время считавшийся утерянным и опубликованный лишь в 2007 г.
В 1800 г. поэт поселился в т. н. Озёрном крае на северо-западе Англии (графства Нортамберленд и Камбрия). Возникшее там содружество Колриджа, Вордсворта и Саути получило название «Озёрная школа». Колриджу было первоначально посвящено главное произведение Вордсворта – поэма ««Прелюдия, или Становление сознания поэта» (1850). Колридж – одно из основных действующих лиц поэмы, постоянный собеседник Вордсворта. Впоследствии, в 1832 г., Вордсворт назвал его «одним из двух существ, кому больше всего обязан мой интеллект»; вторым была его сестра Дороти (Горбунов. 2012. С. 183).
Колридж – критик и мыслитель
С начала 1800-х гг. Колридж уделял большее внимание критике, нежели поэзии. В 1802 г. написал оду «Уныние» («Dejection: An Ode»), обращённую к своей возлюбленной Саре Хатчинсон, в которой простился как с ней, так и с поэзией в целом. В 1804–1805 гг. служил секретарём губернатора о. Мальта. В 1808 г. выступил с серией публичных лекций по теме «О поэзии и принципах ощущения» («On Poetry and the Principles of Taste»), проявив себя как выдающийся докладчик. Как теоретик эстетики поэт испытал влияние идей Э. Бёрка, изложенных в его книге «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» (1757). В 1809–1810 гг. Колридж издавал еженедельный журнал The Friend («Друг»); статьи на политические и философские темы, вошедшие в него, впоследствии составили отдельную книгу (1818 – переработанное издание). Проявил себя мастером афоризма, например: «В политике то, что начинается со страха, кончается безрассудством» (Английский афоризм. Москва, 2008. С. 164).
В конце 1800 – 1810-х гг. Колридж выступал с чтением лекций по истории философии, литературы и др. Предложил новый взгляд на У. Шекспира, отличный от принятого у классицистов 18 в., считавших его «диким гением». Познакомил Великобританию с немецкой классической философией; впоследствии его взгляды повлияли на Р. У. Эмерсона и американских трансценденталистов.
В 1810-х гг. обострился интерес Колриджа к религии: считал, что существуют общие основания для всех мировых религий и мифологических традиций, заключающиеся в признании существования Бога и бессмертной души. В это время он пережил духовный переворот и стал верующим христианином; выступал с требованием реформ в англиканской церкви. В зрелые годы Колридж был консерватором и поддерживал политический курс правительства.
Наиболее значительное прозаическое сочинение – «Biographia Literaria» – совмещает автобиографическое повествование, критические разборы и философско-эстетический трактат. Взгляды Колриджа сложились во многом под влиянием идей И. Канта и Ф. В. Шеллинга (о природе гения, о принципах литературной критики, а также разграничение фантазии как пассивной способности – «разновидности памяти» – и воображения как творческой синтетической «силы»). В книге Колридж критиковал Вордсворта, в частности за высказанное им в предисловии к «Лирическим балладам» утверждение, что «между языком прозы и языком поэзии нет и не может быть существенного различия» (Вордсворт У. Стихотворения. Москва, 2015. С. 216). «Литературная биография» принесла Колриджу славу одного из крупнейших мыслителей своего времени и стала важным источником по эстетике английского романтизма.
Среди других произведений: трагедии «Осорио» [«Osorio», 1797; переработана в 1813 под названием «Раскаяние» («Remorse»)] и «Заполья» («Zapolya», 1817), статьи и эссе на литературные, политические, философские темы. Колридж был знаменит как мастер устного рассказа; его беседы изданы посмертно в 1835 г. («Specimens of the Table Talk», т. 1–2).
Творчество Колриджа оказало значительное влияние на английскую поэзию 19–20 вв. (В. Скотт, Дж. Китс, П. Б. Шелли, прерафаэлиты, У. Б. Йейтс и др.); в России – на А. С. Пушкина (в 1830-е гг.).
Имя поэта дано кратеру на Меркурии.