Фрэзер Джеймс Джордж
Фрэ́зер Джеймс Джордж, сэр (Sir James George Frazer) (1.1.1854, Глазго – 7.5.1941, Кембридж), британский антрополог, религиовед, филолог и фольклорист, член Британской академии (1902) и Лондонского королевского общества (1920). В 1914 г. посвящён в рыцари. Окончил Университет Глазго (1874) и Тринити-колледж Кембриджского университета (1878). На формирование мировоззрения Фрэзера оказали влияние философы-позитивисты О. Конт и Г. Спенсер. С 1879 г. член Тринити-колледжа. В 1907–1908 гг. – впервые в Великобритании – профессор социальной антропологии в Ливерпульском университете.
Первоначально занимался античной филологией (основной труд – 6-томный комментированный перевод «Описания Эллады» Павсания, 1898), под влиянием книги Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» обратился к изучению антропологии. В книгах «Тотемизм» (1887) и «Золотая ветвь» (1890) создал глобальную схему духовной истории человечества, выдержанную в духе однолинейного эволюционизма и основанную на убеждении в фундаментальной противоположности разума и предрассудка. Один из основоположников современного религиоведения, Фрэзер был среди первых учёных, рассматривавших религию как вид социальной деятельности, отказавшись от теологического подхода к ней с точки зрения истинности или ложности её постулатов. Исследовал связи между мифом и ритуалом. Полемизируя с анимистической теорией происхождения религии Тайлора, Фрэзер считал, что эволюция сознания человека прошла три этапа. «Преанимистический» этап – эпоха магии, когда человек верил не в духов и божества, а в безликие неизменяемые законы мироздания [что сближало эту картину мира с научной, но в отличие от научного мышления магия учитывала не причинно-следственные связи, а внешнее подобие («симпатическая магия») или предполагаемое взаимодействие между явлениями («контагиозная магия»)], использовать которые можно, совершая магические ритуалы. На следующем этапе («век религии»), убедившись в ошибочности основанного на магии мировидения, человек придумал божества, действующие не согласно познаваемым законам, а по собственному произволу и требующие поклонения. Третья, современная эпоха науки характеризуется стремлением человека познавать и использовать себе во благо объективные законы природы на основе не ложного магического мышления, а верного научного, базирующегося не на ритуале, а на эксперименте.
Концептуальные положения Фрэзера подвергнуты критике (в частности, Э. Личем) или пересмотрены (например, относительно тотемизма – К. Леви-Стросом). Тем не менее его труды, в особенности «Золотая ветвь», оказали большое влияние на антропологов и философов (Л. Леви-Брюль, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Витгенштейн, Б. Малиновский, Э. Э. Эванс-Причард, М. Элиаде и многие другие), писателей и поэтов (А. Теннисон, Р. Киплинг, У. Б. Йейтс, Дж. Джойс, Д. Г. Лоуренс, Р. Грейвс, Э. Паунд, Т. С. Элиот), развитие литературоведения (возникновение ритуально-мифологической критики). Труды Фрэзера дали также импульс становлению в середине 20 в. неоязыческих культов.