Артуровские легенды
Арту́ровские леге́нды, народные легенды о короле бриттов Артуре, герое кельтской (Уэльс, французская Бретань) фольклорной традиции; в христианизированной форме – важный компонент культуры европейского Средневековья.
Образ Артура (его прототип, возможно, историческое лицо, полководец, отличившийся в сражениях с англосаксами в 5–6 вв.) вобрал черты таких персонажей кельтской мифологии, как герои Конхобар и Бран. Согласно артуровским легендам, Артур, внебрачный сын короля бриттов Утера Пендрагона и герцогини Корнуолла Игрейны, стал благодаря вмешательству мага Мерлина владыкой Британии. Волшебный меч Экскалибур помогает Артуру одерживать военные победы; он укрепляет свою власть и обеспечивает мир в Британии. Со временем Артур, хранимый высшими силами, становится главой христианского рыцарства; в его замке Камелот (возможный прототип – Кедбери, графство Сомерсет) вокруг Круглого стола могло поместиться (по разным версиям) от 150 до 1,6 тыс. рыцарей (парафраз Тайной вечери, символ равноправия и Божественной полноты). Фатальную роль в крушении артуровского мира играет взаимная ненависть Артура и его племянника Мордреда, в отсутствие короля узурпировавшего власть и посягнувшего на его жену Гиньевру (Гвиневру). В сокрушительном для бриттов сражении при Камблане с отрядами Мордреда (союзника саксов, скоттов и пиктов) убиты и Мордред, и Артур, которого переносит на о. Авалон его сестра фея Моргана. Однако он пребывает в этом своеобразном земном раю лишь временно, готовый в определённый момент вернуться и изгнать поработителей Британии.
Образ Артура претерпел в средневековой словесности большие изменения, эволюционировав от незначительного племенного вождя к видному военачальнику [поэма валлийского барда 6 в. Анейрина «Гододдин» («Gododdin»); хроники Ненния «История бриттов» («Historia Brittonum», конец 8 в.), где Артуру приписывается победа в 12 битвах; налицо параллель с подвигами Геракла], затем – к главе христианского рыцарства и покорителю европейских народов [«История бриттов» («Historia Brittonum», около 1138) Гальфрида Монмутского]. Книга Гальфрида подверглась стихотворной переработке во французском романе-хронике «Брут» («Brut», 1155; расширенная английская версия Лайамона – «История бриттов», около 1204) Васа; Гальфрид впервые ввёл в артуровские легенды образ Мерлина, Вас – мотив Круглого стола.
Во французских рыцарских романах бретонского цикла (Кретьен де Труа, 12 в.) Артур – верховный арбитр недетерминированного во временно́м и географическом отношении универсума, его роль в повествовании второстепенна, на первом плане – приключения рыцарей Круглого стола (Гавейна, Ланселота, Персеваля, Кея, Галахада и др.). Артуровские легенды отражены также у немецких поэтов Гартмана фон Ауэ (рубеж 12–13 вв.) и Вольфрама фон Эшенбаха (начало 13 в.); во французском 5-томном прозаическом цикле «Вульгата» [«Vulgate», другое название – «Ланселот-Грааль» («Lancelot-Graal», 1-я четверть 13 в.); наиболее подробное изложение истории артуровского мира]; в анонимном английском романе «Сэр Гавейн и Зелёный рыцарь» («Sir Gawain and the Green Knight», около 1375); романе Ж. Фруассара «Мелиадор» («Méliador», 1365–1388) и др. В артуровских легендах появились и другие мифологические мотивы, в том числе поиск рыцарями священного Грааля, сюжет о Тристане и Изольде и др. В конце Средневековья артуровские легенды подверглись историзации: компиляция «Смерть Артура» («Le Morte d'Arthur», 1469, опубликована в 1485) Т. Мэлори.
В Новое время артуровские легенды использованы: в литературе – Дж. Драйденом, У. Моррисом, А. Теннисоном, К. Л. Иммерманом, А. Ч. Суинберном, Марком Твеном, Дж. Джойсом, Ж. Кокто и др.; в операх Р. Вагнера («Тристан и Изольда»; многочисленные постановки, в том числе в Опере Сан-Франциско, режиссёр-постановщик Ж. Дефло, 1980; «Парсифаль»); в изобразительном искусстве и кинематографии.