Моэм Сомерсет
Мо́эм Со́мерсет (Уильям Сомерсет Моэм, William Somerset Maugham) (25.1.1874, Париж – 16.12.1965, Сен-Жан-Кап-Ферра, Франция), английский писатель.
Родился в семье сотрудника британского посольства во Франции. Прослушал курс философии в Гейдельбергском университете (1891); в 1892–1897 гг. учился в медицинском институте при лондонской больнице святого Фомы, получил диплом врача, но отказался от карьеры медика. В 1916–1917 гг. выполнил ряд поручений британской разведки; в августе – ноябре 1917 г. находился в России. В 1928 г. приобрёл виллу на Лазурном берегу, где жил до 1940 г. и с 1946 г. до своей кончины; в 1940–1946 гг. – в США и Великобритании.
Печатался с 1897 г.: роман «Лиза из Лэмбета» («Liza of Lambeth», рус. пер. 1995), основанный на событиях из жизни Моэма в бытность его медиком-практикантом. Успех имела комедия нравов «Леди Фредерик» («Lady Frederick», 1907), однако широкую известность Моэму принесли его прозаические сочинения. Новеллы Моэма отмечены чётко выстроенным сюжетом, строгим отбором материала, виртуозным владением языком, ясным лаконичным стилем: цикл «Эшенден, или Британский агент» («Ashenden, or The British аgent», 1928, сокращённый рус. пер. 1929, полный – 1992), отразивший опыт работы Моэма на английскую разведку и обозначивший поворот к психологизму в литературе о шпионах; сборник «Трепет листа» («The trembling of a leaf», 1921) и др. Объективная манера повествования, многообразие характеров, типов и ситуаций характерны для наиболее значительного произведения С. Моэма – отчасти автобиографического романа воспитания «Бремя страстей человеческих» («Of human bondage», 1915, рус. пер. 1959), написанного в традициях прозы И. В. Гёте и С. Батлера. Своеобразную трилогию о творцах искусства, его назначении и отношении к жизни образуют роман о художнике «Луна и грош» («The Moon and sixpence», 1919, рус. пер. 1927), в основе которого – некоторые факты из биографии П. Гогена, роман о писателе «Пироги и пиво» («Cakes and ale», 1930, рус. пер. 1976) и роман об актрисе «Театр» («Theatre», 1937, сокращённый рус. пер. 1969, полный – 1979).
Среди других сочинений: комедии, социально-психологические драмы, в том числе «Круг» («The circle», 1921) и «Шеппи» («Sheppey», 1933); социально-философские романы «Узорный покров» («The painted veil», 1925, рус. пер. 1927), «Рождественские каникулы» («Christmas holiday», 1939, рус. пер. 1992), «Острие бритвы» («The razor’s edge», 1944, рус. пер. 1981); книги «Подводя итоги» («The summing-up», 1938, рус. пер. 1957) и «Дневник писателя» («A writer’s notebook», 1949), сочетающие в себе размышления о литературе и искусстве с авторской исповедью. Произведения С. Моэма неоднократно экранизировались; среди авторов экранизаций – А. Хичкок, И. Сабо, К. Г. Муратова.