Сенека
Се́не́ка [Луций Анней Сенека Младший (Сенека Философ), Lucius Annaeus Seneca minor (Seneca Philosophus)] (около 4 до н. э., Кордуба, ныне Кордова – 65 н. э., Рим), римский писатель, философ, государственный деятель.
Средний из трёх сыновей Луция Аннея Сенеки Старшего. В Риме получил грамматическое и риторическое образование, углублённо изучал философию. Прославился как судебный оратор. В середине 30-х гг. стал сенатором. В 41 г. по воле Валерии Мессалины, супруги Клавдия I, был сослан на Корсику. В начале 49 г. возвращён в Рим и назначен воспитателем 11-летнего Нерона, после прихода к власти которого в 54 г. – фактический правитель Рима (вместе с Афранием Бурром). Писал для Нерона речи, формулировал политические и юридические решения высшей власти. В 56 г. назначен на должность консула. Принимал участие в убийстве матери Нерона – Агриппины Младшей (59). В 62 г. удалился от государственных дел, вёл скромный образ жизни, посвятив себя философии. Обвинённый в заговоре, по приказу Нерона покончил с собой.
Сенека был плодовитым писателем; многое из наследия утрачено, в том числе речи, на которых прежде всего основывалась его литературная репутация. С 11 в. известен сборником «Диалоги», составленным значительно раньше, в который вошли 12 написанных в разное время книг: «О провидении» («De providentia», после 62), «О стойкости мудреца» («De constantia sapientis», 47–63), «О гневе» («De ira», 41), «Утешение к Марции» («De consolatione ad Marciam», около 40), «О счастливой жизни» («De vita beata», около 58), «О досуге» («De otio», около 62), «О спокойствии души» («De tranquillitate animi», после 49), «О краткости жизни» («De brevitate vitae», 50–55), «Утешение к Полибию» («De consolatione ad Polybium», 44), «Утешение к матери Гельвии» («De consolatione ad Helviam matrem», 42). Сохранились трактаты «О мягкости» («De clementia», 56), «О благодеяниях» («De beneficiis», около 60), а также «Нравственные письма к Луцилию» («Epistolae morales ad Lucilium», созданы в 62, русские переводы 1893, 1977), задуманные как целостное литературное произведение (что не исключает наличия реальной переписки Сенеки с другом – эпикурейцем Луцилием).
Философия Сенеки в целом соответствует классическому стоицизму; на её формирование оказали также влияние пифагорейцы, киники и идеи Посидония. Сенека не одобрял логику, считая её бесполезной; задача философии, согласно Сенеке, – дать советы человеку в трудной ситуации, научить жить в согласии с природой, направить к блаженной жизни – полному очищению от пороков и аффектов и обретению безупречной добродетели. Поскольку философия мыслилась Сенекой как душевная терапия, то его сочинения обращены преимущественно к «нездоровой душе»; произведения обыкновенно оформлены как диалоги или письма и отмечены прямолинейным морализмом. Сосредоточившись на решении стоической проблемы свободы воли, Сенека осознавал, что прямолинейный детерминизм несовместим с практикой душевной терапии и этикой моральной ответственности. Он неоднократно высказывался о сознательном уходе из жизни как о пути к свободе; в частности, оценивал самоубийство Катона Младшего как философский акт.
Под именем Сенеки известны несколько мифологических трагедий, в целом отражающих идеалы стоической философии, в т. ч. «Агамемнон» («Agamemnon»), «Безумный Геркулес» («Hercules furens»), «Медея» («Medea», сокращённый русский перевод М. В. Ломоносова, 1748), «Эдип» («Oedipus»), «Федра» («Phaedra»), «Финикиянки» («Phoenissae»), «Фиест» («Thyestes»), «Троянки» («Troades»).
Среди прочих дошедших до нас произведений – эпиграммы, биография отца – Сенеки Старшего, научный труд «Исследования о природе» («Naturales quaestiones», после 62). Сенека приписывается инвектива в духе менипповой сатиры «Отыквление божественного Клавдия» («Apocolocyntosis divi Claudii», древнегреческий ’Αποϰολοϰύνθωσις, от ϰολοϰύνϑη – тыква, по аналогии с ἀποθέωσις – обожествление; 54 или 55, русский перевод 1891 под названием «Сатира на смерть императора Клавдия»; в русском переводе 1899 – «Псевдоапофеоз императора Клавдия»; в русском переводе Ф. А. Петровского – «Апофеоз божественного Клавдия», 1957), написанная в форме прозиметра.
Творчество Сенеки пользовалось популярностью у ранних христианских писателей (в т. ч. у Тертуллиана и Августина). К концу 4 в. получила распространение подложная переписка Сенеки с апостолом Павлом. В средние века Сенека – один из самых читаемых и авторитетных римских авторов. На русский язык активно переводился с 18 в.