Барокко (в литературе)
Баро́кко, направление и стиль в европейской литературе 16–18 вв.
Ранние проявления барокко в литературе, сохраняющие близость к маньеризму, относятся к последней четверти 16 в.: трагедия «Ипполит» («Hippolyte», 1573) Р. Гарнье, «Трагические поэмы» («Les tragiques», написана в 1575–1616, окончательная авторская редакция 1630, 1-е издание 1616) Т. А. д’Обинье, поэма «Освобождённый Иерусалим» («Gerusalemme liberata», 1581) Т. Тассо. Стиль угас во 2-й половине 17 в. (хронологической границей барокко для Италии считается основание академии «Аркадия» в 1690), однако в славянских литературах продолжал удерживаться и в эпоху Просвещения.
Формотворческое экспериментальное начало, тяга к новизне, к необычному и непривычному в литературе барокко связаны со становлением новоевропейской картины мира и во многом порождены тем же обновлением познавательных парадигм, что и научные и географические открытия рубежа 16–17 вв. Влияние новоевропейского эмпиризма сказалось в активном использовании писателями жизнеподобных и даже натуралистических форм (не только в прозе, но и в поэзии), по закону контраста сочетающихся с гиперболизмом стиля и космизмом образного строя (поэма «Адонис», «Adone», 1623, Дж. Марино).
Важнейшая составляющая барокко – стремление к разнообразию (лат. varietas), которое рассматривалось как один из критериев художественного совершенства поэзии (в т. ч. Б. Грасиан-и-Моралесом, Э. Тезауро, Т. Лермитом и особенно Ж.-П. Камю, создателем монументального 11-томного труда «Пёстрая смесь», «Diversités», 1609–1619). Всеохватность, стремление к суммированию знаний о мире (с учётом новейших открытий и изобретений) – характерные особенности барокко. В иных случаях энциклопедизм оборачивается хаотичностью, коллекционированием курьёзов, последовательность обзора универсума принимает крайне прихотливый, индивидуально-ассоциативный характер; мир предстаёт как лабиринт слов, совокупность загадочных знаков (трактат «Опыт о чудесах…», «Essai des merveilles…», 1621, Э. Бине). В качестве универсальных сводов разного рода истин и представлений о мире широкой популярностью пользовались книги эмблем; влияние эмблематики ощущается в поэзии Дж. Марино, Ф. фон Цезена, Я. Морштына, Симеона Полоцкого, в романе «Критикон» («El criticón», 1651–1657) Б. Грасиан-и-Моралеса.
Для литературы барокко характерно стремление к исследованию бытия в его контрастах (мрака и света, плоти и духа, времени и вечности, жизни и смерти), в его динамике и на различных уровнях (маятниковое движение между ступенями социальной иерархии в романе «Симплициссимус», «Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch», 1669, Х. фон Гриммельсхаузена). Поэтика барокко отмечена повышенным вниманием к символам ночи (А. Грифиус, Дж. Марино), темам бренности и непостоянства мира (Б. Паскаль, Ж. Дюперрон, Л. де Гонгора-и-Арготе), жизни-сновидения (Ф. де Кеведо-и-Вильегас, П. Кальдерон де ла Барка). В барочных текстах часто звучит экклезиастовская формула «суетности мира» (лат. vanitas mundi). Экстатичность, спиритуальное начало нередко сливаются с болезненной завороженностью смертью (трактат «Биотанатос», Biathanatos, 1644, Дж. Донна, поэзия Ж. Б. Шассинье). Рецептом против этой завороженности может стать как стоическое равнодушие к страданиям (А. Грифиус), так и сублимированный эротизм (Ф. Депорт, Т. Кэри). Трагизм барокко отчасти имеет социально-историческую детерминированность (войны во Франции, Германии и др.).
Отмеченная стилевой изощрённостью и насыщенная риторическими фигурами (повторами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксиморонами и пр.) поэзия развивалась в рамках национальных вариантов: гонгоризм и консептизм (в котором с особой силой выразилась присущая барокко нарочитая смысловая затемнённость) в Испании, маринизм в Италии, прециозность во Франции, метафизическая школа и эвфуизм в Англии. Наряду с сочинениями светского, придворного и салонного (В. Вуатюр) характера важное место в барочной поэзии занимают духовные стихотворения (П. Флеминг, Дж. Херберт, Дж. Лубрано). Наиболее популярные жанры: сонет, эпиграмма, мадригал, сатира, религиозная и героическая поэма и пр.
Для западно-европейского барокко чрезвычайно значим жанр романа; именно в этом жанре барокко с наибольшей полнотой проявило себя как интернациональный стиль: так, латиноязычный роман «Аргенида» («Argenis», 1621) Дж. Барклая стал моделью для повествовательной прозы всей Западной Европы. Наряду с реально-бытовой и сатирическими модификациями барочного романа (Ш. Сорель, П. Скаррон, А. Фюретьер, И. Мошерош) большим успехом пользовалась его галантно-героическая разновидность (Ж. де Скюдери и М. де Скюдери, Дж. А. Марини, Д. К. фон Лоэнштейн). Т. н. высокий роман барокко привлекал читателей не только запутанными перипетиями, обилием литературных и политических аллюзий и хитроумным соединением «романического» и познавательного начал, но и своим значительным объёмом, который можно считать одним из проявлений барочной «поэтики изумления», стремящейся охватить мир во всём его причудливом разнообразии. По структурным особенностям к галантно-героическому близок религиозный роман барокко (Ж.-П. Камю, А. Дж. Бриньоле-Сале).
В культуре барокко, отмеченной повышенной театральностью, важное место занимают драматические жанры – как светские (елизаветинская драма в Англии, пасторальная трагикомедия, «новая комедия» в Испании), так и религиозные (испанские ауто, библейские драмы Й. ван ден Вондела). К барокко относится и ранняя драматургия П. Корнеля; его «Комическая иллюзия» («L’illusion comique», поставлена в 1635, издана в 1639) – энциклопедия театральных жанров 16–17 вв.
Литература барокко, вслед за литературой маньеризма, тяготеет к жанровым экспериментам и смешению жанров (возникновение жанра эссе, ироикомической и бурлескной поэм, оперы-трагикомедии). В «Симплициссимусе» Х. фон Гриммельсхаузена соединяются элементы плутовского, аллегорического, утопического, пасторального романов, а также стилистика шванков и лубочных картинок. Учёная христианская эпопея «Потерянный рай» («Paradise Lost», 1667–1674) Дж. Мильтона вмещает в себя и целый ряд мелких жанров: оду, гимн, пасторальную эклогу, георгику, эпиталаму, альбу, жалобу и т. д.
Характерная особенность барокко, парадоксальным образом сочетающаяся с тенденцией к анормативности, – склонность к теоретическому самоосмыслению: трактаты «Остромыслие и искусство изощрённого ума» («Agudeza y arte de ingenio», 1642–1648) Б. Грасиан-и-Моралеса, «Подзорная труба Аристотеля» («Il cannocchiale Aristotelico», 1654) Э. Тезауро. Ряд романов барокко включают в себя литературно-эстетический комментарий: «Сумасбродный пастух» («Le berger extravagant», 1627) Ш. Сореля, «Пёс Диогена» («Il cane di Diogene», 1687–1689) Ф. Ф. Фругони, «Ассенат» («Assenat», 1670) Ф. фон Цезена.
В славянских странах барокко обладает рядом особенностей, позволяющих говорить о «славянском барокко» как особой модификации стиля (термин предложен в 1961 А. Андьялом). В ряде случаев в нём ощутима вторичность по отношению к западно-европейским образцам (Я. Морштын как продолжатель маринизма в польской поэзии), однако первая польская поэтика М. К. Сарбевского («Praecepta poetica», начало 1620-х) по времени опережает трактаты Б. Грасиан-и-Моралеса и Э. Тезауро. Высшие достижения славянского барокко связаны с поэзией (философская и любовная лирика в Польше, религиозная поэзия в Чехии). В русском литературном барокко менее выражено трагическое мироощущение, ему присущ парадный, государственный пафос, просветительское начало, сильно выраженное у основоположника поэтического барокко в России Симеона Полоцкого, его ученика Сильвестра (Медведева) и Кариона Истомина. В 18 в. традиции барокко были поддержаны Феофаном Прокоповичем и Стефаном Яворским. Повествовательные структуры барочного романа использованы в масонской прозе («Кадм и Гармония», 1789, М. М. Хераскова).