Готический роман
Готи́ческий рома́н (от англ. gothic novel), жанр художественной прозы, сложившийся в английской литературе во 2-й половине 18 в. Представлен как крупными (роман), так и малыми (повесть, новелла) эпическими формами.
Для готического романа характерна атмосфера таинственности и ужаса, которая тесно связана с топосом «проклятого места»: события происходят в средневековом готическом (отсюда и название) замке или монастыре, старинном доме и др. Мрачные локусы формируют т. н. готический хронотоп: обособленное от обыденной реальности пространство, которое, как капсула времени, сохраняет дух минувших эпох.
В произведениях нередко используется рамочная композиция: одна история (в виде рассказа очевидца, письма, предания, дневниковой записи, научного отчёта и др.) переходит в другую, создавая несколько «слоёв» повествования. Так, зловещие события прошлого, о которых рассказывает «найденная рукопись», актуализируются в настоящем.
Герои готического романа зачастую оказываются жертвами извращённых (например, инцестуозных) страстей и кровавых преступлений. События происходят главным образом по воле рока или в силу других иррациональных причин (действие проклятия, вмешательство дьявола и др.). Фантастический элемент, один из важных жанровых признаков, трактуется в религиозно-мистическом ключе. Повесть «Замок Отранто» («The Castle of Otranto», 1764) Х. Уолпола, считающаяся первым образцом литературы ужасов, носит подзаголовок «готическая история» («A Gothic Story»). Сюжет строится вокруг тщетных попыток князя Манфреда, потомка преступника, отравившего сюзерена Альфонсо Доброго и захватившего его земли, снять тяготеющее над своим родом проклятие. Чудесное появление гигантской железной перчатки, шлема и других рыцарских доспехов предвещает торжество феодальной справедливости: после трагической смерти прямых наследников Манфред передаёт власть законному владельцу Отранто и принимает монашеский постриг.
Другие готические романы 18 в. – «Старый английский барон» («The Old English Baron», 1777) К. Рив, «Ватек» («Vathek», 1786) У. Бекфорда, «Монах» («The Monk», 1796) М. Г. Льюиса, – ориентированные в жанровом и тематическом отношении на «Замок Отранто», сочетают элементы сентиментальной и авантюрной просветительской прозы. В «Удольфских тайнах» («The Mysteries of Udolpho», 1794), «Итальянце» («The Italian», 1797) и других романах А. Радклиф мистические события оказываются мнимыми и получают рациональное объяснение.
Традиции английской готической прозы получили развитие в романтической литературе. В романе «Эликсиры сатаны» («Die Elixiere des Teufels», 1815–1816) Э. Т. А. Гофмана значительную роль играет мотив двойничества: главный герой, утративший самоидентичность капуцин Медард, проявляет «ночную сторону души» (die Nachtseite der Seele). М. Шелли в романе «Франкенштейн, или Современный Прометей» («Frankenstein, or The Modern Prometheus», 1818) в романтическом ключе переосмыслила готические мотивы стремления к запретному знанию и греховной претензии на статус Бога-творца. Заложенное ей представление о зловещих последствиях научного прогресса легли в основу научно-фантастической литературы. Роман «Мельмот-Скиталец» («Melmoth the Wanderer», 1820) Ч. Р. Метьюрина показателен с точки зрения усложнённой готической композиции: рассказ автора о Джоне, последнем представителе рода Мельмотов, переходит в историю о его предке Мельмоте-Скитальце, описанную англичанином Стентоном. Бóльшую часть произведения составляет рассказ испанца Монсады, читающего повесть, в рамках которой воспроизведены ещё две истории.
Для готического романа, несмотря на его мрачный антураж, характерна отстранённая и даже насмешливая манера повествования. Так, в «Монахе» М. Г. Льюиса нарочитое нагромождение пугающих событий (убийства, инцест, сделка с дьяволом, совершаемые вожделеющим капуцином) придаёт произведению гротескную окраску.
В романе «Нортенгерское аббатство» («Northanger Abbey», 1817) Дж. Остин на примере главной героини, попадающей в курьёзные ситуации, высмеяно увлечение английских дворянок готической литературой. В романе «Аббатство кошмаров» («Nightmare Abbey», 1818) Т. Л. Пикока пародийно переосмыслены готические клише, в том числе мрачное место действия (родовой полуразрушенный особняк, который «не лучше, чем просторная конура») и соответствующие ему персонажи (хозяин замка Сердитый, слуги Скелет, Ворон, Стон и др.). Многие новеллы Э. По о воскрешении мёртвых («Падение дома Ашеров», «The Fall of the House of Usher», 1839; «Правда о том, что случилось с мсье Вальдемаром», «The Facts in the Case of M. Valdemar», 1845; «Без дыхания», «Loss of Breath», 1846) и визита смерти к живым («Маска красной смерти», «The Masque of the Red Death», 1842, и др.) строятся на нагнетании ужасов, в основе которых лежит романтическая ирония.
Элементы готического романа активно использовали не только романтики, но и писатели других направлений, в том числе реализма (сёстры Бронте, Ч. Диккенс), неоромантизма (Р. Л. Стивенсон, А. К. Дойл), эстетизма (О. Уайльд, Г. Джеймс).
Во 2-й половине 19 в. в английской литературе получил распространение родственный готическому роману жанр истории о привидениях (ghost story). Призраки в ней фигурируют не всегда, однако ужасы, связанные со сверхъестественным злом и готическим антуражем, присутствуют. Один из главных представителей жанра – М. Р. Джеймс. Его произведения, в том числе сборники прозы «Истории о привидениях, рассказанные собирателем древностей» («Ghost Stories of an Antiquary», 1904), «Новые истории о привидениях, рассказанные собирателем древностей» («More Ghost Stories of an Antiquary», 1911), «Неясный призрак и другие» («A Thin Ghost and Others», 1919), отличает ироническая игра жанровыми клише и аллюзиями на готические романы.
У истоков готической традиции в России стоял Н. М. Карамзин. Повесть «Сиерра-Морена» (1793) строится на сюжете о злом роке. В повести «Остров Борнгольм» (1794) прослеживаются мотивы, заложенные Уолполом в «Замке Отранто»: пленение героини, инцест и др. Элементы готической поэтики можно обнаружить в романе Н. И. Гнедича «Дон-Коррадо де Геррера, или Дух мщения и варварства гишпанцев» (1803), повестях А. А. Бестужева («Замок Венден», 1823; «Замок Нейгаузен», 1824), А. Погорельского («Лафертовская маковница», 1825), А. С. Пушкина («Гробовщик», 1831; «Пиковая дама», 1834), Н. В. Гоголя («Вий», 1835; «Портрет», 1835), В. Ф. Одоевского («Живой мертвец», 1838; «Саламандра», 1844).
Совокупность произведений, написанных в жанре готического романа и родственных ему, породила т. н. готический миф, в основе которого лежит фантастическое допущение, религиозно-мистическая трактовка смерти, идея фатализма и др. Возможность продуцирования готических сюжетов, которые восходят к разным источникам и превращаются в новые мифы, продемонстрировал Б. Стокер в романе «Дракула» («Dracula», 1897). Основываясь на повести «Вампир» («The Vampyre», 1819) Дж. У. Полидори, фольклоре жителей Балкан и исторических хрониках, писатель разработал сюжет, ставший частью массового сознания и породивший новые истории о вампирах. В русле готического мифа сформирован и художественный мир Г. Мейринка. В романах «Голем» («Der Golem», 1914), «Вальпургиева ночь» («Walpurgisnacht», 1917), «Ангел западного окна» («Der Engel vom westlichen Fenster», 1927) типичные элементы готического сюжета (встреча со сверхъестественным, чтение манускрипта и др.) приводят героев к основополагающему оккультному или эзотерическому знанию, скрытому от простых смертных.
Г. Ф. Лавкрафт во многих повестях («Шепчущий во тьме», «The Whisperer in Darkness», 1931; «Хребты безумия», «At the Mountains of Madness», 1936) и рассказах («Дагон», «Dagon», 1919; «Крысы в стенах», «The Rats in the Walls»; 1924; «Цвет из космоса», «The Colour Out of Space», 1927; «Ужас в Ред Хуке», «The Horror at Red Hook», 1927; «Зов Ктулху», «The Call of Cthulhu», 1928; «Кошмар Данвича», «The Dunwich Horror», 1929; «Сны в ведьмином доме», «The Dreams in the Witch House», 1933, и др.) представил оригинальную космогонию, постижение которой ввергает героев в сверхъестественный ужас. Готические воплощения зла принимают у Лавкрафта формы разумных хтонических чудовищ. Повторяющиеся в его произведениях идеи, мотивы, сюжетные повороты лежат в основе художественной вселенной, известной как «миф Ктулху».
С 20 в. готический роман оказывает значительное влияние как на интеллектуальную (М. А. Булгаков, Т. Капоте, Ф. Кафка, Х. Кортасар, Дж. Фаулз, У. Эко), так и на массовую литературу (С. Кинг, Дж. Роулинг).
Готическая тематика получила широкое распространение в жанрах остросюжетного кино (ужасы, триллер) и рок-музыки (готика), видеоиграх, субкультуре готов и др.