Аддисон Джозеф
А́ддисон Джо́зеф (Joseph Addison) [1(11).5.1672, деревня Милстон близ Эймсбери, графство Уилтшир – 17(28).6.1719, Лондон], английский писатель, драматург, политик. Деятель Просвещения, один из родоначальников английской журналистики.
Родился в семье англиканского священника. Учился в Оксфордском университете, в 1693 г. получил степень магистра.
В 1690-х гг. вошёл в литературу как поэт-классицист, высоко оценён Н. Буало. Самое значительное из ранних произведений – стихотворный «Обзор крупнейших английских поэтов» («An Account of the Greatest English Poets», 1694). Член Палаты общин английского парламента (1708–1719), одновременно депутат Палаты общин парламента Ирландии (1709–1713), выступал на стороне вигов, поддержку которых (в том числе Ч. Монтегю – графа Галифакса) приобрёл после публикации поэтического послания к Вильгельму III Оранскому (1695). Благодаря содействию вигов получил королевский грант, на который совершил путешествие по Европе (1699–1704), посетив Францию, Италию, Швейцарию, Германию и Нидерланды. Во время поездки создал «Заметки об Италии» («Remarks on the Several Parts of Italy», 1705).
С 1704 г. член литературно-политического клуба вигов «Кит-Кэт», в который входили У. Конгрив, Дж. Ванбру, Дж. Свифт и др. Опираясь на опыт Конгрива и Ванбру, сочинил либретто для оперы «Розамонда» («Rosamond», 1707, композитор Т. Клейтон). Премьера была освистана публикой, и опера исчезла из репертуаров лондонских театров.
Написанная по заказу правительства поэма «Поход» («Campaign», 1705, по другим данным, 1704), воспевающая победу Ч. Дж. Мальборо в битве при Бленейме и прославляющая Англию, позволила Аддисону получить должность уполномоченного по делам торговли и колоний. Впоследствии занимал должности заместителя государственного секретаря Южного департамента (1705–1708), секретаря лорда-наместника Ирландии графа Т. Уортона (1708–1710), государственного секретаря Южного департамента (1717–1718).
В классицистической трагедии «Катон» («Cato», 1713), поставленной театром «Друри-Лейн», прославлял гражданские идеалы Древнего Рима. Трагедия была высоко оценена публикой и вызвала ряд подражаний (например, «Умирающий Катон» И. К. Готшеда).
Печатался в журналах Р. Стила The Tattler («Болтун», 1709–1711), The Guardian («Опекун», 1713). Совместно со Стилом издавал журнал The Spectator («Зритель», 1711–1712). Содержание журнала разнообразно – от обсуждения последних тенденций моды до серьёзных рассуждений о критике и морали. Ежедневно выходило более 3 тыс. экземпляров журнала (затем 555 номеров были собраны в 7 томов). Два года спустя (с июня по декабрь 1714) Аддисон с помощью двух ассистентов опубликовал 80 дополнительных номеров (объединены в 8-й том). «Зритель» оказал значительное влияние на журналистику других стран, включая Россию.
В 1715–1716 гг. издавал журнал Freeholder («Фригольдер», всего 55 выпусков), который выходил дважды в неделю, в формате, подобном «Зрителю», однако в отличие от предшественника был более политизированным.
Влиятельный литературный критик [серия эссе «Услады воображения» («The Pleasures of Imagination», 1712), статьи о Дж. Мильтоне, возродившие интерес к его эпической поэме «Потерянный рай», и др.]; мастер очерка быта и нравов; создатель остроумных литературных портретов, оказавших влияние на стилистику английского романа 18 в.; автор многочисленных афоризмов.
В честь Дж. Аддисона названа одна из аллей г. Оксфорд.