Льюис Клайв Стейплз
Лью́ис Клайв Стейплз (Стейплс) (Clive Staples Lewis) (29.11.1898, Белфаст – 22.11.1963, Оксфорд), английский писатель, учёный и богослов ирландского происхождения. Преподаватель Оксфордского и Кембриджского университетов, друг и коллега Дж. Р. Р. Толкина. Наиболее известен по серии фэнтези-повестей «Хроники Нарнии» («The Chronicles of Narnia») и сатирической повести «Письма Баламута» («The Screwtape Letters»).
Работы Льюиса [если не учитывать ранние сборники стихов «Угнетённый дух» («Spirits in Bondage», 1919) и «Даймер» («Dymer», 1926), опубликованные под псевдонимом Клайв Гамильтон] можно разделить на богословские, литературоведческие и фантастические, или фэнтези. Все они пронизаны ключевыми для Льюиса интересами и ценностями – христианством, мифологией, историей литературы – до такой степени, что их разделение становится весьма условным. Так, поздний роман Льюиса «Пока мы лиц не обрели» («Till We Have Faces: A Myth Retold», 1956) предлагает оригинальную интерпретацию античного мифа об Амуре и Психее, включает в себя темы искупления, прощения, взаимоотношений с божественным, но по форме является фэнтези-историей о выдуманной стране и чудесных событиях.
Льюис был популярным преподавателем Оксфордского (1925–1954), а затем Кембриджского (1954–1963) университетов. Особую известность получили его курсы «Введение в средневековые исследования» и «Введение в исследование Возрождения». Его исследования в области литературоведения включают в себя следующие работы: «Аллегория любви. Исследование литературной традиции Средневековья» («The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition», 1936), «Предисловие к "Потерянному раю"» («A Preface to Paradise Lost», 1942), «Английская литература шестнадцатого века, за исключением драмы» («English Literature in the Sixteenth Century: Excluding Drama», 1954). Отдельные сюжеты и образы средневековой литературы и литературы эпохи Возрождения нашли отражение в серии книг «Хроники Нарнии».
В течение жизни Льюис написал как богословские работы, так и популярные произведения на тему христианства. К ним можно отнести: «Кружной путь, или Блуждания паломника» («The Pilgrim's Regress», 1933), «Страдание» («The Problem of Pain», 1940), «Письма Баламута» («The Screwtape Letters», впервые публиковалась в 1941 г. в The Guardian, отдельной книгой была выпущена в 1942) и продолжение «Баламут предлагает тост» («Screwtape Proposes a Toast», 1959), «Расторжение брака» («Great Divorce», в 1944–1945 публиковалась в The Guardian, в 1946 вышла в виде книги), «Чудо» («Miracles: A Preliminary Study», 1947), «Просто христианство» (Mere Christianity, 1952), «Размышления о псалмах» («Reflections on the Psalms», 1958), «Четыре любви» («The Four Loves», 1960), «Исследуя скорбь» («A Grief Observed», 1961). Из этого списка можно выделить книгу «Просто христианство», т. к. она основана на серии радиопередач Льюиса, которые он вёл на BBC во время Второй мировой войны, а также сатирическую и фантастическую повесть в эпистолярном жанре «Письма Баламута». В фантастической повести «Письма Баламута» старый бес даёт наставления своему племяннику о том, как лучше склонить человека к грехам. Повесть стала популярна не только в Великобритании, но и в США: журнал Time опубликовал портрет Льюиса на обложке в компании беса на левом плече.
На религиозные взгляды Льюиса оказал существенное влияние его друг и коллега Дж. Р. Р. Толкин. Вместе они входили в оксфордское литературное сообщество «Инклинги» (Inklings), где читались и обсуждались неоконченные литературные произведения членов общества. Именно там впервые был представлен «Властелин колец» («The Lord of Rings») Толкина и первый роман из «Космической трилогии» Льюиса «За пределы безмолвной планеты» («Out of the Silent Planet», 1938).
Следующие романы в трилогии – это «Переландра» («Perelandra», 1943) и «Мерзейшая мощь» («That Hideous Strength», 1945). Фантастические романы Льюиса включают в себя характерные элементы фантастики – путешествия на Марс и Венеру, инопланетян и инопланетную природу, образы безумного учёного и загадочного научного института, оригинальные мотивы: христианское описание Солнечной системы, аллегории грехопадения, а также важные для Льюиса вопросы нравственного выбора и сопротивления злу.
Наиболее известное произведение Льюиса – серия фэнтези-повестей «Хроники Нарнии» («The Chronicles of Narnia»): «Племянник чародея» («The Magician’s Nephew», 1955), «Лев, колдунья и платяной шкаф» («The Lion, the Witch and the Wardrobe», 1950), «Конь и его мальчик» («The Horse and His Boy», 1954) «Принц Каспиан: Возвращение в Нарнию» («Prince Caspian: The Return to Narnia», 1951), «"Покоритель зари", или Плавание на край света» («The Voyage of the Dawn Treader», 1952), «Серебряное кресло» («The Silver Chair, 1953), «Последняя битва» («The Last Battle», 1956). «Хроники Нарнии» объединяют в себе все описанные выше мотивы: вопросы этики, христианские аллегории, мифологические образы, переработанные литературные сюжеты и интерес к вымышленным мирам.
О жизни Льюиса снят художественный фильм «Страна теней» («Shadowlands», 1993, режиссёр Р. Аттенборо), посвящённый отношениям писателя и его жены, Дж. Дэвидмен, а также документальный фильм «К. С. Льюис: За пределами Нарнии» («C.S. Lewis: Dreamer of Narnia», 2006, режиссёр М. Д. Мелвин).