The Beatles
The Beatles («Битлз»; игра слов, от англ. beetles – жуки и beat – бит, ритмическая пульсация), британский вокально-инструментальный ансамбль.
В 1956 г. Джон Леннон основал в Ливерпуле группу The Quarry Men, в которую в разное время вошли Пол Маккартни, Джордж Харрисон, Стюарт Сатклифф (1940–1962; бас-гитара), Пит Бест (род. 1941; ударные). В 1960 г. утверждено новое название группы – The Beatles. Cостав ансамбля окончательно сложился в 1962 г., в него вошли: Леннон (гитара, вокал, губная гармоника, клавишные), Маккартни (бас-гитара, вокал, гитара, клавишные), Харрисон (гитара, ситар, вокал), Ринго Старр (ударные, вокал). В 1970 г. группа официально заявила о прекращении деятельности, каждый музыкант продолжил выступать и записываться сольно. Наиболее заметным и коммерчески успешным остаётся Маккартни.
Все участники ансамбля – уроженцы г. Ливерпуль, поэтому группу иногда называют «ливерпульской четвёркой» (англ. Liverpool four). Низкое социальное происхождение участников ансамбля и отсутствие у них специального музыкального образования способствовали их популярности.
Творческий облик группы определяли Дж. Леннон и П. Маккартни, которые были основными авторами музыки и текстов песен, а также исполнителями большей части вокальных партий (песню как правило исполнял тот, кто считался основным автором совместно созданного произведения). Реже в качестве автора композиций выступал Дж. Харрисон, примеры песен Ринго Старра единичны. Коммерческой популярности The Beatles существенно способствовал менеджер Брайан Эпштейн (1934–1967). С 1962 г. с группой сотрудничал аранжировщик и продюсер Джордж Мартин (1926–2016), получивший профессиональное музыкальное образование в Гилдхоллской школе музыки и театра.
До 1966 г. битломания носила характер массовой истерии в Великобритании и в США , затем увлечение The Beatles охватило весь мир; это привело к тому, что ансамбль фактически перестал концертировать и сосредоточился на студийной записи. Временна́я разница между последними двумя концертами The Beatles составляет 3 года (первый проходил на стадионе «Уэмбли» в Лондоне в 1966, второй состоялся на крыше здания основанной The Beatles мультимедийной компании Apple Corps в 1969 и в сущности представлял собой хэппенинг).
Стиль музыки The Beatles до альбома «Help!» (1965) включительно складывался на основе элементов английского фольклора (в особенности баллад), американского блюза и рок-н-ролла, отчасти кантри. The Beatles принадлежали тогда и к рок- и поп-культуре одновременно (т. н. бит-музыка или биг-бит, также мерси-бит – по названию реки Мерси, протекающей через Ливерпуль). В этом плане их творчество сравнимо с деятельностью американской группы The Beach Boys (например, песня The Beatles «Back in the USSR» производна от хитов «Back in the USA» Чака Берри и «California girls» группы The Beach Boys), Тома Джонса, Клиффа Ричарда (один из первых исполнителей рок-н-ролла в Англии) и группы The Shadows. В период творческого становления (1956–1960) на участников ансамбля повлиял стиль скиффл.
После альбома «Rubber Soul» (1965) в группе произошли серьёзные изменения: с каждым последующим альбомом «командный» стиль всё больше уступал место пёстрой палитре индивидуальных стилевых предпочтений. Элементы индийской традиционной музыки сильнее всего ощущались в композициях Дж. Харрисона. С Дж. Ленноном, в первую очередь, связывают эксперименты в духе зарождающегося психоделического рока, как, например, в композиции «Strawberry fields forever» (здесь же – один из первых случаев использования меллотрона). Альбомы «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band» и «Magical mystery tour» (оба – 1967) сравнивают с вышедшим в том же году первым альбомом группы Pink Floyd – «The piper at the gates of dawn». Леннону принадлежат композиции, объединяемые пафосом преобразования, переустройства мира – анархического, как в «Revolution 9» (где фрагменты звукового хаоса ассоциируются с музыкой академического авангарда), или мирного – через утопический призыв ко всеобщей любви «All you need is love» (впрочем, этот призыв открывается символической цитатой из «Марсельезы»). В «Белом альбоме» (1968; альбом официально никак не назван, его обложка представляет собой «белый лист») как автор раскрылся Харрисон – ему принадлежат композиции «Something», «Here comes the sun» и «While my guitar gently weeps». В последней в качестве сессионного гитариста выступил Э. Клэптон; словосочетание gently weeps в заглавии – цитата из «Книги перемен», важной в то время для духовного поиска Харрисона, а затем – и всей группы.
Субкультуре хиппи The Beatles посвятили композицию «She’s leaving home». Темы одиночества, оппозиции, присущие арт-року, ярче всего представлены в песнях «Eleanor Rigby» и «The fool on the hill». Вместе с тем продолжалось производство песен-хитов, в которых к старой манере рок-н-ролла и биг-бита («мерси-бита») добавлялись элементы ставших популярными во второй половине 1960-х гг. блюз-рока («Yer Blues») и фолк-рока («Norwegian wood», «If I needed someone»).
Помимо психоделического рока, группа обратила внимание на хард-рок (в то время наиболее радикальную форму рок-музыки), например в «Helter skelter» («Белый альбом»). Влияние хард-рока ощущается и в композиции «I want you (she’s so heavy)» из альбома «Abbey Road» (1969) – последнего полноценного студийного альбома группы, в котором применены наиболее современные технические средства (число многократно записываемых дорожек дошло до восьми, в то время как раньше обычно использовались две, также среди новшеств – применение в аранжировках синтезатора Муга).
Черты нового стиля проступают в двух «сольных» хитах – «Yesterday» и «Eleanor Rigby», где из членов группы занят только П. Маккартни (вокал, акустическая гитара). К сольной гитаре в обоих случаях добавлены партии струнных смычковых инструментов в аранжировке Дж. Мартина с участием Маккартни (в «Yesterday» – квартет, в «Eleanor Rigby» – октет). Маккартни в составе The Bealtes и своим имиджем, и творческой составляющей (выраженной в лирической мелодике и в соответствующей «романтической» поэзии) воплощал образ мечтательного джентльмена, которому противопоставлялся образ «витального бунтаря» Леннона. В поздний период The Beatles антиномия противоположных по духу лидеров переросла в открытый конфликт. Леннон, например, публично распространял «шутки ради» слухи о смерти Маккартни – в отместку за то, что последний был недоволен вмешательством в творческий процесс «музы» Леннона – Йоко Оно, которую Леннон упорно навязывал членам ансамбля как пятого участника группы (при отсутствии у неё музыкальных способностей).
Музыка альбомов «A hard day’s night» (1964), «Help!» (1965) используется в одноимённых художественных кинофильмах, «Magical mystery tour» – в художественном телефильме, «Yellow submarine» (1969) – в мультипликационном фильме, «Let it be» (последний «опусный» альбом группы, представляющий собой компиляцию из песен разных лет и вышедший уже после фактического распада группы в 1970; название – по песне «Let it be») – в документальном фильме. Музыканты принимали участие в съёмках фильмов; все выпущены в тех же годах, что и одноимённые альбомы (фильм «Yellow submarine» – в 1968). В 1995 г. вышел документальный фильм «The Beatles anthology» («Антология "Битлз"») и одноимённое издание, представляющее 3 двойных музыкальных альбома-сборника.
Группа внесла огромный вклад в развитие мировой поп- и рок-музыки. В СССР её влияние испытали известные эстрадные и рок-музыканты: А. Б. Градский, Б. Б. Гребенщиков (в 2023 в РФ признан иностранным агентом), А. В. Макаревич (в 2022 в РФ признан иностранным агентом) и многие другие. Прямое влияние на английскую массовую культуру ощущается более всего у исполнителей брит-попа, из более ранних течений современной неакадемической музыки – инди-рока (в 1980-е гг. Маккартни, Харрисон и Старр обсуждали возможность воссоединения The Beatles с представителем этого стилевого направления Элвисом Костелло).
Семь премий «Грэмми» (1964; две в 1967; 1972; три в 1996). Почётная премия «Грэмми» в номинации «за достижения всей жизни» (2014).