Шеллинг Фридрих Вильгельм
Ше́ллинг Фри́дрих Вильге́льм (Friedrich Wilhelm Joseph Schelling) (27.1.1775, Леонберг – 20.8.1854, Рагац, ныне Бад-Рагац, Швейцария), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. В 1790–1795 гг. учился в Тюбингенском теологическом институте вместе с Ф. Гёльдерлином и Г. В. Ф. Гегелем. Профессор в Йенском университете (1798–1803), где сблизился с кружком романтиков (А. Шлегель и Ф. Шлегель и др.), вместе с Гегелем издавал «Критический журнал философии». В 1803–1805 гг. профессор в Вюрцбурге, в 1806–1820 гг. в Мюнхене, где был членом АН и генеральным секретарём Академии художеств. Профессор Эрлангенского (1820–1826), Мюнхенского (с 1827), Берлинского (1841–1846) университетов. Президент Баварской АН (1827–1841).
В философии Шеллинга выделяют несколько периодов: натурфилософию (с середины 1790-х гг.), трансцендентальный, или эстетический, идеализм (1800–1801), «философию тождества» (до 1806), философию свободы (до 1813), «положительную философию», или «философию откровения» (до конца жизни). Сильное влияние на Шеллинга оказал И. Г. Фихте, разъяснению учения которого посвящены первые философские сочинения Шеллинга: «Я как принцип философии, или Безусловное в человеческом знании» («Vom Ich als Prinzip der Philosophie oder Über das Unbedingte im menschlichen Wissen», 1795, рус. пер. 2000) и «Философские письма о догматизме и критицизме» («Philosophische Briefe über Dogmatismus und Kritizismus», 1795, рус. пер. 1914). Предпосылку трансцендентального идеализма Шеллинга вслед за Фихте видит в отнесении всего сущего к субъекту, самосознанию, Я. Сущность самосознания составляет свобода, а потому, по Шеллингу, начало и конец его философии «есть свобода, нечто абсолютно недоказуемое, несущее свою доказательность лишь в самом себе». В отличие от Фихте природа перестаёт быть у Шеллинга только чистым средством, материалом, на котором практический разум пробует свои силы, и становится самостоятельной реальностью – «интеллигенцией» в процессе становления. Диалектический метод, применённый Фихте при анализе деятельности Я, распространяется у Шеллинга и на анализ природных процессов: всякое природное тело понимается как продукт деятельности динамического начала (силы), взаимодействия противоположно направленных сил (положительный и отрицательный заряд электричества, положительные и отрицательные полюсы магнита и т. д.). Толчком для этих размышлений Шеллинга были открытия Л. Гальвани, А. Вольты, А. Л. де Лавуазье в физике и химии, работы А. Галлера и А. Брауна в биологии. Натурфилософия Шеллинга носила антимеханистический характер. Принцип целесообразности, лежащий в основе живого организма, стал у Шеллинга общим принципом объяснения природы в целом; неорганическая природа предстала у него в качестве недоразвитого организма («Идеи к философии природы» – «Ideen zu einer Philosophie der Natur», 1797, рус. пер. 1998). Натурфилософия Шеллинга оказала значительное влияние на многих естествоиспытателей (Х. Стеффенс, К. Г. Карус, Л. Окен и др.), а также на поэтов-романтиков (Л. Тик, Новалис и др.). Уже в этот период Шеллинг оказывается ближе к традициям неоплатонизма («О мировой душе» – «Von der Weltseele», 1798, рус. пер. 1987), чем к этическому идеализму Фихте.
Шеллинг ставит перед собой задачу последовательно раскрыть все этапы развития природы в направлении к этой высшей цели, т. е. рассмотреть природу как целесообразное целое, как форму бессознательной жизни разума, назначение которой – порождение сознания. Проблема соотношения сознания и бессознательного стоит в центре внимания Шеллинга на всех этапах его развития. Натурфилософия как органическая часть трансцендентального идеализма должна дополняться другой частью, исследующей уже развитие самого Я. Этой теме посвящена «Система трансцендентального идеализма» («System des transscendentalen Idealismus», 1800, рус. пер. 1936). Деятельность Я распадается на теоретические и практические сферы. Первая начинается с ощущения, затем переходит к созерцанию, представлению, суждению и, наконец, на высшем уровне – разума – достигает пункта, где теоретическое Я сознаёт себя самостоятельным и самодеятельным, т. е. становится практическим Я, волей. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из которых является нравственное действие, имеющее целью самоё себя. Если в теоретической сфере сознание определяется бессознательной деятельностью Я, то в практической сфере, напротив, бессознательное зависит от сознания и им определяется. Отталкиваясь от «Критики способности суждения» И. Канта и эстетического учения Ф. Шиллера, Шеллинг видит в искусстве ту сферу, где преодолевается противоположность теоретического и нравственно-практического; эстетическое начало предстаёт как «равновесие», полная гармония сознательной и бессознательной деятельности, совпадение природы и свободы, тождество чувственного и нравственного начал. В художественной деятельности и в произведениях искусства достигается «бесконечность» – идеал, недостижимый ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник, по Шеллингу, – это гений, т. е. «интеллигенция», действующая как природа; в нём разрешается противоречие, непреодолимое никаким другим путём. Соответственно философия искусства является у Шеллинга «органоном» (т. е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Шеллинг развил далее в «Философии искусства» («Philosophiе der Kunst», 1802–1803, опубл. в 1859, рус. пер. 1966), выразив миросозерцание йенских романтиков.
Одним из центральных становится у Шеллинга понятие интеллектуальной интуиции, родственной эстетической интуиции. В философии тождества Шеллинг рассматривает интеллектуальную интуицию уже не как самосозерцание Я, как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы самосозерцания Абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это учение Шеллинг наиболее отчётливо развил в «Изложении моей системы философии» («Darstellung meines Systems der Philosophie», 1801, рус. пер. 2014) и в диалоге «Бруно, или О божественном и природном начале вещей» («Bruno, oder Über das göttliche und natürliche Prinzip der Dinge», 1802, рус. пер. 1908). Будучи тождеством субъективного и объективного, Абсолют не есть ни дух, ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита), ничто, содержащее в себе возможность всех вообще определений. Полная развёрнутость, осуществлённость этих «потенций» – это, по Шеллингу, Вселенная; она есть тождество абсолютного организма и абсолютного произведения искусства. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит её как художник: эманация и творение сливаются здесь в безразличии противоположностей. В этой системе эстетического пантеизма, восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Шеллинг сближается с пантеизмом немецкой мистики (Майстер Экхарт).
В 1804 г. в сочинении «Философия и религия» («Philosophiе und Religion», рус. пер. 2002) Шеллинг ставит вопрос, выводящий его за пределы философии тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из Абсолюта, почему нарушается то равновесие идеального и реального, которое существует в точке безразличия, и в результате возникает мир? В «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы» («Philosophische Untersuchungen über das Wesen der menschlichen Freiheit», 1809, рус. пер. 1908) Шеллинг утверждает, что происхождение мира из Абсолюта не может быть объяснено рационально: это – иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой. Вслед за Я. Бёме и Ф. К. фон Баадером Шеллинг различает в Боге самого Бога и его неопределимую основу, которую он называет «бездной» или «безосновностью» (Ungrund) и которая есть нечто неразумное и тёмное – бессознательная воля. В силу наличия этой тёмной стихии происходит раздвоение Абсолюта, акт самоутверждения свободной воли, отделения от универсального, божественного начала – иррациональное грехопадение, которое невозможно понять из законов разума и природы. Акт грехопадения – это надвременный акт; бессознательная воля действует до всякого самосознания, и на метафизическом уровне человек оказывается виновным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и воссоединение с Абсолютом, а тем самым и воссоединение самого Абсолюта – такова, по Шеллингу, цель истории. Систематической разработке концепции теокосмогонии, намеченной в сочинениях о свободе, посвящены «Штутгартские частные лекции» (1810, опубл. в 1860, рус. пер. 2010) и неоконченное сочинение «Мировые эпохи» («Weltalter»), над которым Шеллинг работал с 1811 г. до середины 1820-х гг. (опубл. в 1861, 1946, 2002).
Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый первичный факт, она не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего сущего из исходного принципа. Называя эту рационалистическую философию (в том числе и свою философию тождества, и философию Г. В. Ф. Гегеля) негативной, отрицательной, Шеллинг считал необходимым дополнить её «позитивной философией», рассматривающей первичный факт – иррациональную волю. Последняя постигается эмпирически, в «опыте», отождествляемом Шеллингом с мифологией и религией, в которых сознанию было дано в истории Откровение Бога. Мифологический процесс есть в то же время процесс теогонический, в нём Бог порождает себя в сознании, открываясь не только человеку, но самому себе. Этот процесс завершается в христианском Откровении как религии духа. Стремясь преодолеть пантеистическую трактовку Бога как «абсолютной необходимости» (в духе Б. Спинозы и отчасти Гегеля), Шеллинг подчёркивал личный характер Бога, известную свободу Его по отношению к миру.
Философия Шеллинга оказала большое влияние на европейскую мысль 19–20 вв., причём на различных этапах её развития воспринимались разные аспекты учения Шеллинга. Под влиянием Шеллинга формировались философские учения Гегеля, Ф. Шлейермахера, Ф. К. фон Баадера, А. Шопенгауэра, К. К. Краузе, Э. фон Гартмана, В. Вундта и др. Значительным оказалось воздействие Шеллинга на русскую философию – через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А. Максимовича и других, московский кружок любомудров (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич), славянофилов, П. Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Шеллингом), позднее – Вл. С. Соловьёва и др. В 20 в. идеи Шеллинга получили развитие в философии жизни (А. Бергсон) и в экзистенциализме, в том числе русском (Н. А. Бердяев).