Толстой Лев Николаевич
Толсто́й Лев Никола́евич [28.8(9.9).1828, усадьба Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии, ныне деревня Щёкинского района Тульской области – 7.11(20.11).1910, станция Астапово Рязанско-Уральской железной дороги, ныне в черте посёлка Лев Толстой Лев-Толстовского района Липецкой области], граф, русский писатель, публицист, философ и общественный деятель, член-корреспондент (1873) и почётный член (1900) Петербургской академии наук.
Происхождение
Из рода Толстых. Отец, Николай Ильич (1794–1837) – отставной подполковник, отличавшийся независимым поведением с представителями власти; прототип графа Николая Ростова в романе-эпопее «Война и мир». Мать – Мария Николаевна, урождённая княжна Волконская (из рода Волконских) (1790–1830) умерла, когда Толстой был ребёнком; обрывочные воспоминания и впечатления сына [«в представлении моём о ней есть только её духовный облик, и всё, что я знал о ней, всё прекрасно» (Бирюков. Т. 1. 1923. С. 10)], а также семейные предания о ней отразились в образе княжны Марьи Болконской (роман «Война и мир»).
Принадлежность к аристократии на протяжении всей жизни определяла поведение и мысли писателя. В юности и в зрелые годы он много размышлял об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы (см.: дневниковые записи от 25 марта 1847, от 2 августа 1852; черновик письма председателю департамента законов Государственного совета графу Д. Н. Блудову от 9 июня 1856 г. и неозаглавленный текст, условно именуемый <«Записка о дворянском вопросе»>, 1858). Позиция молодого и зрелого Толстого вплоть до конца 1870-х гг. отличалась особого рода аристократической оппозиционностью утопического характера, выразившейся в неприятии правительственной бюрократии и методов управления, либеральных реформ 1800-х гг. (проект М. М. Сперанского) и Крестьянской реформы 1861 г. Демонстративная «несовременность» политических и социальных взглядов Толстого сочеталась с консервативностью сформировавшихся в молодые годы литературных вкусов («архаистичность» общественной, а также и литературной позиции Толстого в 1850-х гг. подробно прослежена Б. М. Эйхенбаумом: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Кн. 1. Ленинград, 1928. С. 261–291). Эпатирующие отголоски этих представлений – образ Сперанского в «Войне и мире» и Николая Ростова в её эпилоге, а также отношение Константина Лёвина, главного героя романа «Анна Каренина», к крестьянской реформе. Мысли писателя о предназначении старого дворянства созвучны пушкинским представлениям 2-й половины 1820 – 1830-х гг. о роли родовитых дворян в истории России. На склоне лет Толстого тяготили привилегированное положение и бытовой уклад, не похожий на быт трудового народа.
Детство и юность
В раннем детстве Толстой вместе с братьями и сестрой [Николай (1823–1860), Сергей (1826–1904), Дмитрий (1827–1856), Мария (1830–1912)] рос и воспитывался в Ясной Поляне. Испытал сильное нравственное влияние со стороны брата Николая, который играл с ним в придуманные им самим игры и рассказывал истории о всеобщем человеческом счастье. Толстой описывал в воспоминаниях одну особенно нравившуюся ему игру: брат Николенька «объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться, и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья [чешская христианская секта. – А. Р.], о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья.)» (Толстой Л. Н. Собрание сочинений. В 20 т. Т. 14. Москва, 1964. С. 466). Детская мечта о братстве людей, об их духовном и душевном единении, нашла своё воплощение в творчестве писателя. Ранние впечатления Л. Н. Толстого отражены в его первой, во многом автобиографической повести – «Детство» (1852).
В 1837 г. семья Толстого переехала в Москву, в том же году умер Николай Ильич Толстой, и опекуншей осиротевших детей стала их тётка по отцовской линии Александра Ильинична Остен-Сакен (1795–1841), а также приятель покойного отца – Семён Иванович Языков (1787–1865), владелец деревни Бутырки Белёвского уезда Тульской губернии. Однако спустя 4 года А. И. Остен-Сакен умерла, и Толстые перебрались в Казань, к другой тётке, Пелагее Ильиничне Юшковой (1797–1875).
В 1844 г. Л. Н. Толстой поступил на философский факультет Казанского университета. Учился несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к экзаменам. В 1845 г. перешёл на юридический факультет; однако спустя два года [12(24) апреля 1847], разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Уехал в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще – благоустроить быт своих крепостных крестьян. Однако крестьяне не понимали барина, отказывались от его советов и помощи. Первый неудачный опыт хозяйствования описан в рассказе «Утро помещика» (1856), герой которого, Нехлюдов, наделён чертами автора. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом – одна из постоянных тем художественной прозы и публицистики писателя: повесть «Казаки», романы «Анна Каренина», «Воскресение», трактат «Так что же нам делать?» и др.
Трилогия о взрослении: «Детство», «Отрочество», «Юность»
Покинув в начале 1849 г. Ясную Поляну, Л. Н. Толстой провёл несколько лет в Санкт-Петербурге и в Москве, где вёл в основном разгульный образ жизни. В мае 1851 г. уехал на Кавказ, в январе 1852 г. поступил на военную службу в артиллерию, участвовал в сражениях Кавказской войны 1817–1864 гг. В этот период работал над повестью «Детство» [опубликована в журнале «Современник» (1852, № 9) под заглавием «История моего детства», название дано редактором Н. А. Некрасовым]. Повесть имела большой успех и принесла Толстому славу одного из самых талантливых начинающих писателей. Спустя два года там же появилось продолжение – повесть «Отрочество» (1854, № 47), а повесть «Юность» (1857, № 61) завершила рассказ о взрослении главного героя и рассказчика – Николеньки Иртеньева. Своеобразие повестей тонко подметил литератор и критик Н. Г. Чернышевский в статье «Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856), назвав отличительными чертами толстовского таланта «глубокое знание тайных движений психической жизни и непосредственную чистоту нравственного чувства» (Чернышевский. 1947. С. 428).
Три повести – описание ряда эпизодов жизни: детские игры, первая охота и первая влюблённость, смерть матери, отношения с друзьями. В сознании героя-ребёнка равное место занимают и те события, которые кажутся окружающим мелкими, недостойными внимания, и те, что для других являются действительными и важными в жизни Николеньки. Толстой раскрывает многослойность сознания, в котором одновременно уживаются противоположные чувства, стремления и мысли – искренность соседствует с самолюбованием, а порой и притворством.
Герои Толстого – и Николенька Иртеньев первый в этом ряду – в большинстве своём не социальные типы или определённо очерченные характеры с устойчивым набором качеств. «В дотолстовском романе считалось высшим достижением, если решительно всё, что сообщалось о герое, определяло его характер. Это было лучшей похвалой писателю. Но герой Толстого – больше, чем характер. <…> Текучесть толстовского персонажа – это не отсутствие характера, а особое отношение между свойствами этого характера, мотивами поступков и самими поступками» (Гинзбург. 1999. С. 272, 274). Изображение чувств героя напоминает анализ собственных переживаний в дневниках молодого Толстого. Намеченные в дневниках и воплощённые в трилогии принципы изображения внутреннего мира персонажей нашли продолжение в романах «Война и мир», «Анна Каренина» и др. Отдельные художественные образы и мотивы трилогии варьировались и в более поздних сочинениях.
Рассказ об этапах жизни героя, в своей основе автобиографический, сопровождается многочисленными комментариями, наблюдениями, умозаключениями, обобщениями, посвящёнными природе человека, которые во многом напоминают анализ человеческого характера в нравственно-философских сочинениях 18 или даже 16 столетия [например, «Опыты» М. Монтеня («Essais», 1580)].
Кавказ и Севастополь. «Севастопольские рассказы»
Во время Крымской войны 1853–1856 гг. Толстой участвовал в Севастопольской обороне 1854–1855 гг. как артиллерийский офицер (в звании подпоручика; перевёлся в Севастополь по собственному прошению из штаба артиллерии Дунайской армии, дислоцировавшегося в Кишинёве). Много дней он провёл на четвёртом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Рассказ «Набег» (1852, первая публикация в журнале «Современник», 1853, № 3), написанный по впечатлениям событий Кавказской войны, тяготеет к очерковой форме. Это не сюжетное повествование, а ряд сцен из военной экспедиции против горцев. Рассказ вызывающе полемичен по отношению к романтической «кавказской» прозе, знаковым именем которой был А. А. Бестужев – автор ультраромантических повестей из кавказской жизни. Также ощутима преемственность по отношению к роману «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова (образы поручика Розенкранца и капитана Хлопова у Толстого и образы Грушницкого и штабс-капитана Максима Максимыча у Лермонтова). Развенчивает Толстой и романтическое представление о благородстве горцев, будто бы не способных к подлости: они стреляют в спину и нарушают законы побратимства. Официальная историография также глубоко неприятна писателю своей удалённостью от правды войны (символом историографии в рассказе выступает имя известного в то время историка А. И. Михайловского-Данилевского). Описание событий ограничено узким кругозором офицера-повествователя, но этот «узкий» взгляд автор преподносит как взгляд единственно по-настоящему верный – пристальный и честный. Батальная поэтика Толстого испытала воздействие Стендаля – автора романа «Пармская обитель» («La сhartreuse de Parme», 1839).
Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и спор с «парадным» изображением войны выражены в «Севастопольских рассказах», напечатанных в журнале «Современник»: «Севастополь в декабре» (1855, № 6), «Севастополь в мае» (1855, № 9, без подписи, под заглавием: «Ночь весною 1855 года в Севастополе») и «Севастополь в августе 1855 года» (1855, опубликован в 1856, № 1). «Севастопольские рассказы» по форме тяготеют к очерку с установкой на документальную точность; сюжет либо отсутствует (в первом рассказе), либо лишь пунктирно намечен (в двух остальных). Это не панорамное описание многомесячной битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях – в изображении будней солдат, матросов, сестёр милосердия, офицеров, горожан – писатель ищет правду войны. Он изображает переживания, поток разноречивых чувств, мыслей, воспоминаний персонажей-офицеров, однако подлинно бесстрашны и невозмутимы в очерках Толстого прежде всего не дворяне (хотя подвиги совершают и они), а «нижние чины» – солдаты и матросы.
В очерке «Севастополь в декабре» Л. Н. Толстой описывает не стратегию боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Он прибегает к особому способу повествования: непосредственно обращается к читателю, тем самым делая его свидетелем этих ужасающих, отталкивающих сцен, а также использует приём контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мёртвых – жертв войны. Толстой-баталист лишает войну возвышенного ореола, строя описание на приёме разрушения «автоматизма восприятия», изображении привычного как необычного, странного. В. Б. Шкловский назвал этот – ставший типично толстовским – приём остранением. В финале рассказа «Севастополь в мае» Толстой называет главную тему рассказа и всего своего последующего творчества: «Герой… моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, – правда» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 4. Москва, 1935. С. 59). «Севастопольские рассказы» – зерно будущего романа-эпопеи «Война и мир».
В 1855 г. из Севастополя перебрался в Санкт-Петербург (окончательно оставил военную службу в ноябре 1856). На сотрудничество с Толстым надеялись писатели и журналисты разных направлений («Меня приняли как своего, льстили мне» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 23. Москва, 1957. С. 5), однако литературная среда, дух литературных кружков и соперничества вскоре оттолкнули его от новых знакомых: «Люди эти мне опротивели, и сам себе я опротивел...» (Толстой. Полн. собр. соч. Т. 23. 1957. С. 6). В мае 1856 г. покинул Санкт-Петербург и вновь поселился в Ясной Поляне. Новые произведения, напечатанные в журнале «Современник» в 1856–1858 гг. (рассказ «Метель», № 3; повесть «Два гусара», № 5; рассказ «Альберт», 1858, № 8, и др.), не принесли автору прежней славы. Темы и предметы, взятые для изображения, оценивались критиками как неактуальные и надуманные, т. к. не совпадали с господствующей линией литературы, посвятившей себя злободневным вопросам. В 1857 г. совершил поездку за границу (Париж, Рим, Берлин, Дрезден), однако путешествие не вдохновило Толстого: своё разочарование он описал в рассказе «Из записок князя Нехлюдова. Люцерн» («Современник», 1857, № 9).
Яснополянская школа
Осенью 1859 г. Л. Н. Толстой открыл в Ясной Поляне бесплатную школу для крестьянских детей. Школа состояла из младшего, среднего и старшего классов (в 1861–1862 учебном году: старший, младший и приготовительный), каждый с двумя отделениями. Кроме Толстого, в ней работали 4 учителя. Учащиеся занимались естествознанием, математикой, физикой, русским языком, историей, этикой, пением, рисованием, гимнастикой, столярным делом и сельскохозяйственным трудом. Яснополянская школа была одним из первых опытно-педагогических заведений, практиковавших методы свободного воспитания: поощрялись самодеятельность и творческая инициатива учащихся, учителя уважали личность ребёнка и старались учитывать его интересы.
В течение 1862 г. Л. Н. Толстой издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (последний номер журнала вышел с опозданием в 1863). Выводы из своего опыта преподавания писатель сформулировал в статье со «скандальным» названием: «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» («Ясная Поляна», 1862, № 5). По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянные в образованных сословиях, поэтому приобщение их к ценностям «высокой» культуры едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, но учащегося.
В июле 1862 г. в школе был проведён полицейский обыск, причиной которого стали подозрения властей, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительственной деятельностью. Обыск возмутил Л. Н. Толстого (писатель отправил Александру II письмо, в котором просил привлечь к ответственности устроителей обыска, подорвавшего авторитет школы в глазах крестьян) и стал одной из причин, побудивших приостановить педагогическую деятельность.
23 сентября (5 октября) 1862 г. вступил в брак с дочерью московского врача Софьей Андреевной Берс, которая на многие годы стала верной помощницей мужа: вела хозяйство, переписывала его произведения, в частности роман-эпопею «Война и мир». В браке родилось 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве. Жизнь супругов отражена в дневниках Толстого, а также в дневниках и мемуарах С. А. Толстой.
«Казаки»
В середине 1850-х гг. Л. Н. Толстой приступил к работе над повестью «Казаки» (Русский вестник. 1863. Т. 43, 44). В её основе лежат кавказские воспоминания писателя, прежде всего – история его неразделённой любви к казачке, жившей в Старогладковской станице (ныне станица Старогладовская Шелковского района Чечни). Толстой избирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлаждённого, разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к «естественной» и страстной героине. На схожий сюжет уже были написаны поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» (1822) и «Цыганы» (1827), повесть «Бэла» из романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Толстой придал этому сюжету совершенно новый смысл. Молодой дворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: его усталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийной жизни казаков, но остаётся им чужд. Эта повесть среди произведений Толстого – наиболее откровенное прославление чувственности (казаки Лукашка и дядя Ерошка, казачка Марьяна).
Вместо неожиданных событий и захватывающих приключений в повести властвует бессобытийность. В повести «Казаки» Толстой искал новые возможности для создания большого прозаического жанра. Проблема была поставлена, но не решена: задуманный роман превратился в повесть, сюжет ослаблен и «провисает», его подавляет «очерковость» и рассказы-наставления казака дяди Ерошки, а фигура Оленина лишь условно скрепляет повествование.
«Большая» проза: «Война и мир» и «Анна Каренина»
С 1856 по 1863 гг. Л. Н. Толстой работал над романом о декабристах (написаны первые 3 главы), из этого начинания родился замысел романа «Война и мир» (писался и перерабатывался на протяжении 1863–1869, издан в 1865–1869, в изданиях 1873 и 1886 в текст внесены некоторые изменения).
Произведение мало похоже на классический роман; в литературоведении 20 в. его жанр был определён как роман-эпопея. Толстой предпочитал называть своё произведение просто «книгой». В ней нет традиционного любовного треугольника, любовного или социального конфликта как основы сюжета. Традиционные ключевые элементы романа (дуэль, женитьба или смерть персонажей) тут не являются ни кульминациями, ни развязками. Толстовский текст имеет открытый финал – будущее семьи Пьера и Наташи, а также Николеньки Болконского неизвестно и лишь смутно угадывается. Не внешние перемены в судьбах героев, а их духовная эволюция, их нравственные поиски на фоне «большой» истории – войн с Наполеоном I, прежде всего Отечественной войны 1812 г., – составляют подлинное содержание романа. Историко-философские главы, необычные в беллетристическом произведении, предваряют будущее обращение писателя к жанру религиозно-философского трактата.
Роман «Война и мир» имел большой читательский успех, однако литературная критика не смогла понять и объяснить художественное новаторство произведения и толстовскую философию истории, основанную на отрицании роли т. н. великих людей и на утверждении, что решающее значение принадлежит сочетанию воль множества обыкновенных людей.
В 1877 г. Л. Н. Толстой закончил роман «Анна Каренина» (опубликован в 1875–1877). В этом произведении соединены истории трёх семей, которые одновременно и похожи, и различны. Анна выбирает любовь, губя семью. Долли, жена её брата Стивы Облонского, ради счастья и благополучия детей примиряется с изменившим ей мужем. Константин Лёвин, женясь на юной и очаровательной сестре Долли, Кити Щербацкой, стремится создать истинно духовный и чистый брак, в котором муж и жена становятся одним, сходно чувствующим и думающим существом. Но на этом пути его подстерегают искушения и трудности – Лёвин теряет понимание жены: Кити чуждо его желание к опрощению, сближению с народом.
«Анна Каренина» – произведение не только полное философского смысла, но и злободневное. Действие романа происходит в 1873–1876 гг., и автор откликается на все животрепещущие темы: пишет о крестьянской реформе, о введении независимого суда, о военной реформе, о добровольческом движении в поддержку восставших сербов. Оценки реформ Толстым весьма суровы: бездумное перенимание западных институций вредно, помещичье хозяйство подорвано. Героем-идеологом, смело оспаривающим принятые либеральные мнения, выступает Лёвин.
Духовный кризис
В конце 1860-х – 1870-х гг. Л. Н. Толстой пережил мучительный духовный кризис. В 1869 г. по дороге в Пензенскую губернию (где он рассчитывал чрезвычайно выгодно купить имение) он остановился в гостинице в г. Арзамас. Ночью Толстой внезапно проснулся в ужасе: ему представилось, что он сейчас умрёт. Позднее свои чувства писатель отразил в незаконченной повести «Записки сумасшедшего» (опубликована в 1912), над которой работал в 1884–1886 гг.: «Я пробовал думать о том, что занимало меня: о покупке, об жене – ничего не только весёлого не было, но всё это стало ничто. Всё заслонял ужас за свою погибающую жизнь. <…> Жутко, страшно, кажется, что смерти страшно, а вспомнишь, подумаешь о жизни, то умирающей жизни страшно» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 26. Москва, 1936. С. 470).
Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали писателя на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях, однако не получил понятного и близкого ему ответа о смысле жизни – философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными; его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.
Толстой – религиозный философ
Л. Н. Толстому удалось преодолеть кризис на рубеже 1870–1880-х гг.: внеразумную, интуитивную народную религиозность он признал единственным ответом на вопрос о смысле жизни. В опрощении и уподоблении себя людям из народа Толстой увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом писатель не принимал и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее, что в художественной форме отражено в раздумьях Константина Лёвина, героя романа «Анна Каренина», и непосредственным образом – в трактате-автобиографии «Исповедь». Новую веру, прежде всего нравственное учение, он проповедовал в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х гг. [«Соединение и перевод четырёх Евангелий» (1880–1881), «В чём моя вера?» (1882–1884), «Исследование догматического богословия» (1879–1884), «Царство Божие внутри нас» (1890–1893)] и произведениях более позднего времени. Бог для Толстого – высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности православие, он считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа; не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов); упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, никакое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере писатель рассказал в «Исповеди» (написана в 1879–1882, опубликована в 1884 в издательстве М. К. Элпидина, Женева).
Переосмыслив прожитую жизнь, Толстой счёл её ложной: он и прежде считал, что люди из простого народа во многом лучше, естественнее людей из высших сословий, теперь же пришёл к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье «Что такое искусство?» (Вопросы философии и психологии, 1897, книга 5; 1898, книга 1) он отвергает всё в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли писателя, единственная истинная функция искусства – дать знание «различия между добром и злом» («Предисловие к сочинениям Гюи де Мопассана» // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Москва, 1951. Т. 30. С. 5) и эту функцию в полной мере исполняет лишь искусство, созданное простым народом.
Л. Н. Толстой призывал состоятельных людей помогать народу не только словом, но и делом (принял участие в организации общественной помощи голодающим крестьянам в 1891). В трактате «Так что же нам делать?» (1886) настаивал на необходимости личного труда, прежде всего физического, отказа от богатства и собственности, нажитой благодаря работе других (по мнению писателя, частная собственность на землю противоестественна), утверждал, что государство, прибегающее к насилию и жестоким наказаниям, не должно существовать. Трактат публиковался отрывками: «Что же нам делать?», «Жизнь в городе» (Русское богатство, 1885, книга 3, с. 638, и книга 4, с. 1–5), «Из воспоминаний о переписи» (1885, книга 9, с. 129–143, и книга 10, с. 1–18), «Деревня и город» (книга 12, с. 145–147); с цензурными купюрами в издании М. К. Элпидина в Женеве (под заглавием «Какова моя жизнь», 1886, полностью – в 1889); в России в издательстве «Посредник» в 1906 г.
В 1908 г., узнав о казни через повешение 12 крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков, откликнулся на это событие статьёй «Не могу молчать». Статья в отрывках впервые напечатана 4(17) июля 1908 г. в газетах «Русские ведомости», «Речь», «Современное слово» и др.; все эти издания были оштрафованы. В июле 1908 г. статья вышла отдельной брошюрой в Санкт-Петербурге в переводе на латышский язык; в августе 1908 г. напечатана в нелегальной типографии в Туле; в том же году издана И. П. Ладыжниковым; распространялась в гектографированных и рукописных списках и в подпольных изданиях (Подробнее об истории написания и публикации см. Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 37. Москва, 1956. С. 425–432).
Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение, но в отличие от социалистов Толстой – убеждённый противник революции. Путь к человеческому счастью писатель видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная, чуждая роскоши, жизнь, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы нравственные ориентиры, согласно Толстому. Он выступал с позиции пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой – публицист и учитель жизни приобрёл огромную известность не только в России, но и во всём мире. Начиная со 2-й половины 1880-х гг. Ясная Поляна стала местом подлинного паломничества: за советом к писателю приходили люди разных сословий из России и других стран. 24 февраля (9 марта) 1901 г. Синод вынес определение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный дух его учения. Однако отлучение не поколебало исключительного влияния Толстого на русское общество. На юге России его последователи – толстовцы – создали сельскохозяйственные коммуны.
Поздняя проза
В творчестве позднего Толстого проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность: писатель создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам (среди них – рассказ-легенда «Чем люди живы?», 1881, «Детский отдых», № 12); некоторые работы тяготеют к форме притчи (например, «Фальшивый купон», 1904). В них он выразил своё понимание учения Христа и представления о достойной и праведной жизни. Многие художественные произведения отличаются открытой публицистичностью, основные темы: извращённость, неправильность жизни людей и устройства общества.
Так, в рассказе «Холстомер» (1886, первый вариант – 1864–1865) уродство царящих среди людей отношений обнажено благодаря особому приёму: всё происходящее изображается в восприятии лошади – мерина Холстомера. На замысел произведения повлияло знакомство с одним из первых русских коннозаводчиков – Александром Александровичем Стаховичем (1830–1913), который передал Толстому сюжет повести, задуманной его братом М. А. Стаховичем (убит своими крестьянами в 1858). На авторство указано в предисловии к первому изданию: «Посвящается памяти М. А. Стаховича. Сюжет был задуман М. А. Стаховичем, автором "Ночного" и "Наездники", и передан автору А. А. Стаховичем». Рассказ строится на контрасте: трагическая история жизни мудрого Холстомера / история бессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичного князя Серпуховского. Показывая человеческую жизнь остраняющим взглядом Холстомера, Толстой прибегает к приёму, характерному для словесности 18 в. (ср. антитезу «добродетельные лошади – порочные люди» в четвёртой части «Путешествия Гулливера» Дж. Свифта).
«Отец Сергий»
В повести «Отец Сергий» (Толстой работал над ней в 1890-х гг., впервые опубликована в книге Толстой Л. Н. Посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого. Т. 2. Москва, 1911) рассказана история жизни князя Степана Касатского, человека крайне честолюбивого [«большое самолюбие… честолюбие и потребность безукоризненности» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 51. Москва, 1952. С. 98)], принявшего постриг под именем старца Сергия и пришедшего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника. Основную идею повести Л. Н. Толстой раскрыл в письме В. Г. Черткову от 16(28) февраля 1891 г. – главная борьба не с похотью, как могло бы показаться, но «с другим – с славой людской» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 87. Москва, 1937. С. 71). Письмо созвучно с дневниковой записью Толстого во время работы над повестью от 6(18) ноября 1891 г.: «Надо, чтобы он боролся с гордостью, чтоб попал в тот ложный круг, при к[отором] смирение оказывается гордостью; чувствовал бы безвыходность своей гордости и только после падения и позора почувствовал бы, что он вырвался из этого ложного круга и может быть точно смирен[ен]. И счастье вырваться из рук дьявола и почувствовать себя в объятиях Бога» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 52. Москва, 1952. С. 57–58). Похожие идеи писатель высказывал, размышляя о сути христианского вероучения [12(24) августа 1891]: «Если только будешь делать, что от тебя требуется сейчас, в том положении, в к[аком] ты находишься, наилучшим образом, по-христиански, во всю, то жизнь будет полна, и нечего будет искать добрых дел и подвигов» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 52. С. 49).
«Крейцерова соната»
В повести «Крейцерова соната» (1887–1889, первая публикация 1890) рассказана история мужчины, из ревности убившего свою жену. В монологах главного героя Л. Н. Толстой транслирует свои взгляды на межполовые взаимоотношения: критикует институт брака, изображает плотскую любовь низменным, недостойным человека чувством, провозглашает этическую догму полного полового воздержания во имя нравственности.
Повесть распространилась в рукописях и получила большой общественный отклик: «В Петербурге идут нескончаемые толки о "Крейцеровой сонате". Черновой набросок её, неотделанный, незаконченный, проникший в публику благодаря медвежьей услужливости друзей Л. Н. Толстого, – даже этот черновой список сделался событием» (Неделя. 1890. № 6. С. 198). А. А. Толстая вспоминала: «Трудно себе представить, что произошло, например, когда явились "Крейцерова соната" и "Власть тьмы". Ещё недопущенные к печати, эти произведения переписывались уже сотнями и тысячами экземпляров, переходили из рук в руки, переводились на все языки и читались везде с неимоверною страстностью; казалось подчас, что публика, забыв все свои личные заботы, жила только литературой графа Толстого...» (Толстой. 1911. С. 56).
В конце октября – начале ноября 1889 г. по совету В. Г. Черткова Толстой начал работу над «Послесловием к "Крейцеровой сонате"», в котором разъяснил свою точку зрения. Послесловие представляет собой проповедь целомудрия, полного воздержания и нравственной чистоты; первоначальная версия [от 6(18) апреля 1890] распространилась в списках. В последней редакции впервые напечатано отдельным изданием в Берлине в 1890 г. («Послесловие к «Крейцеровой сонате». Издание по исправленной рукописи последней редакции»), в соединении с «Крейцеровой сонатой» – во втором издании повести берлинского библиографического бюро и в издании М. К. Элпидина (оба – 1890).
Несмотря на то что публикации «Крейцеровой сонаты» добилась супруга писателя, повесть произвела на неё тягостное впечатление: «...я сама и в сердце своём почувствовала, что эта повесть направлена в меня, что она сразу нанесла мне рану, унизила меня в глазах всего мира и разрушила последнюю любовь между нами» (Толстая С. А. Дневники Софьи Андреевны Толстой. Ч. 2. [Москва], 1929. С. 7). Позднее Софья Андреевна написала ответный текст под названием «Чья вина?» (1892–1893, впервые опубликован в 1994), насыщенный аллюзиями на произведения Толстого («Семейное счастие», «Анна Каренина», «Дьявол» и др.) и демонстрирующий её взгляд на брачные взаимоотношения.
Драматургия Толстого
Л. Н. Толстой – автор 6 драматических сочинений, из которых только 2 – комедия «Плоды просвещения» и драма «Власть тьмы» – опубликованы и поставлены на сцене при жизни писателя. К драматургии и к театральным постановкам, по самой своей природе тяготеющим к большей художественной условности, чем повествовательная проза, писатель (по крайней мере, в последние десятилетия жизни) относился весьма критически, делая исключение лишь для пьес дидактического характера, доступных для народа. Взгляд Толстого на драматургию, в частности на трагедии У. Шекспира, был выражен в трактатах «Что такое искусство?» (1897, опубликован с цензурными изъятиями 1897–1898) и «О Шекспире и о драме (Критический этюд)» (1903–1904, опубликован в 1906).
Первое драматическое сочинение – антинигилистическая сатирическая комедия «Заражённое семейство» (1864) – не предназначалось автором для печати и было издано после его смерти в 1928 г.
Тема драмы в 5 действиях «Власть тьмы, или "Коготок увяз, всей птичке пропасть"» (первоначально пословица была единственным заглавием, 1886, опубликована в 1887) – разрушительная сила страсти и алчности, приводящая к убийствам. Никита, работник богатого мужика Петра, вступает в связь с его женой, щеголихой Анисьей; Анисья отравляет опостылевшего мужа; охладевший к Анисье Никита становится любовником её падчерицы юной Акулины, от которой приживает ребёнка, оказывающегося никому не нужным; подговорённый Анисьей и своей матерью Матрёной, Никита душит младенца, но на свадьбе с Акулиной не выдерживает мук совести и признаётся в содеянном. Сюжет писатель позаимствовал из уголовного дела (дело крестьянина Ефима Колоскова), рассматривавшегося в Тульском окружном суде. Драма подчёркнуто дидактична, черты персонажей-резонёров, выражающих позицию автора, присущи старому работнику Митричу и отцу Никиты Акиму.
Театральная цензура пьесу не пропустила. Впервые она была разыграна актёрами-любителями под руководством В. Н. Давыдова 11(23) января 1890 г. в петербургском доме А. В. Приселкова (о постановке одобрительно отозвались М. Г. Савина и А. П. Чехов). Пьесу с успехом ставили в театрах Франции (1888, Свободный театр), Германии, Италии, Швейцарии, Голландии. В России цензурный запрет был снят лишь в 1895 г. и в том же году пьесу поставили 2 казённых (Александринский и Малый) и 3 частных (Литературно-артистического кружка, Корша и «Скоморох») театра.
Комедия в 4 действиях «Плоды просвещения» (ранняя, незаконченная редакция под названием «Ниточка оборвалась» – 1886, итоговый текст – 1889–1890, опубликована в 1891) посвящена осмеянию спиритизма, увлечение которым было распространено в российском светском обществе в 1870–1880-х гг. Толстой переосмысляет традиционный комедийный мотив плутовства персонажа-слуги, наделяя горничную Таню функцией благодетельницы для просителей-крестьян, пытающихся дёшево купить землю её господина помещика Звездинцева. Для достижения своих целей она пользуется его верой в спиритизм. В феврале 1891 г. состоялась премьера (в режиме закрытого просмотра) в Обществе искусства и литературы (режиссёр К. С. Станиславский); в сентябре того же года пьесу поставил Александринский театр, в декабре – Малый театр.
Психологически автобиографичная драма «И свет во тьме светит» (1893 – 1900-е гг., 5-е действие не дописано, пьеса опубликована посмертно с цензурными изъятиями – 1911) – история Николая Ивановича Сарынцева, богатого человека, который вёл ложную жизнь и не ведал правды, но затем отрёкся от своего прошлого и стал проповедовать непротивление злу насилием, как и сам автор.
В пьесе «Живой труп» (1900, опубликована в издании Толстой Л. Н. Посмертные художественные произведения Л. Н. Толстого. Т. 1. Москва, 1911) писатель продолжает тему, начатую в повести «Крейцерова соната»: он разоблачает институт брака, на этот раз не с морально-этической, а с правовой стороны. Писатель демонстрирует изъяны и фальшь законов, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустоту окружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Стремление развязать запутанный узел отношений с оставленной женой Лизой и с любящим её честным, но ограниченным и не понимающим Протасова Виктором Карениным приводит главного героя к самоубийству.
Замысел драмы возник в декабре 1897 г. (январе 1898). Основой сюжета стали обстоятельства судебного дела (1897) супругов Николая Самуиловича и Екатерины Павловны Гимер: для вступления в повторный брак Е. П. Гимер убедила мужа симулировать смерть (мужчина написал «предсмертную» записку и оставил одежду с паспортом на льду Москвы-реки), однако обман раскрылся при попытке Н. С. Гимера получить новый паспорт.
К работе над текстом Л. Н. Толстой приступил лишь в начале 1900 г., после просмотра пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня», что зафиксировал в своём дневнике: «Ездил смотреть Дядю Ваню и возмутился. Захотел написать драму Труп, набросал конспект» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 54. Москва, 1935. С. 10). Произведение не закончено, хотя сюжет доведён до логической развязки; Толстой прекратил работу над пьесой, оставив её на стадии черновика [запись в дневнике от 28 ноября (11 декабря) 1900]: «Вчера читал статью Новикова и получил сильное впечатление: вспомнил то, что забыл: жизнь народа: нужду, униже[ние] и наши вины. <…> Драму Труп надо бросить» (Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 54. 1935. С. 65). Писатель окончательно отказался от работы над пьесой после личной просьбы сына Н. С. Гимера не пробуждать вновь общественный интерес к уже забытому судебному процессу. Премьера пьесы состоялась в 1911 г. в Московском художественном академическом театре (режиссёры – Вл. И. Немирович-Данченко, К. С. Станиславский).
Комедия в одном действии «От ней все качества» (1910, создано 12 вариантов, опубликована в 1913) была предназначена для любительской постановки, зрителями которой должны были стать крестьяне. Тема произведения – обличение пьянства и лжи в народной среде и утверждение евангельской заповеди не судить ближнего.
«Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник»
Прозрение героя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти – таков сюжет повестей «Смерть Ивана Ильича» (1881–1882, 1884–1886, опубликована в 1886) и «Хозяин и работник» (1894–1895; «Северный вестник». 1895. № 3). Крупный чиновник Иван Ильич, будучи смертельно больным, убеждается, насколько пуста его жизнь, в которой он следовал тем же правилам и привычкам, что и другие люди его круга. Повесть строится на контрасте новых представлений Ивана Ильича о жизни и мнений, свойственных его семье и сослуживцам.
Герой второй повести, хозяин постоялого двора алчный и чуждый укорам совести Брехунов, ценой собственной жизни спасает своего работника Никиту. В обеих повестях изображается слом, катастрофа, нарушающая привычный ход жизни героев и выявляющий бессмысленность, пустоту их ценностей и представлений, – ожидание смерти. Нравственно-философская проблематика обоих произведений близка философии экзистенциализма.
«Воскресение»
В 1889–1899 гг. Л. Н. Толстой работал над своим последним романом – «Воскресение». Опубликован в журнале «Нива» (1899, с цензурными изъятиями и заменами, иллюстрации к роману Л. О. Пастернака); одновременно в Англии в издательстве В. Г. Черткова с восстановлением ряда цензурных изъятий и замен.
В черновиках текст изначально назывался «Коневская повесть», т. к. сюжет о соблазнённой девушке, ставшей проституткой, и о присяжном, узнавшем её на судебном заседании и решившем на ней жениться, был рассказан писателю юристом А. Ф. Кони. В романе «Воскресение» изображается нравственное возрождение богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов соблазнил, когда она была служанкой в его доме. Писатель отказывается от истории любви героя и героини как основы сюжета: она отнесена к экспозиции романа; для героев это – давно прошедшее, которое отрезано навсегда. В этом произведении, как и в других поздних сочинениях, Толстой уходит от своего любимого приёма изображения переживаний героев – «диалектики души», заменив описание сложного движения противоречивых переживаний прямыми суждениями-оценками Нехлюдова.
Перед читателем предстаёт галерея персонажей из разных сословий – сановников, уголовных преступников, революционеров. Автор романа выступает в роли безжалостного судьи современного общественного и государственного устройства. Упрощению оценок соответствует и более простая структура: в романе один сюжетный стержень – история «обращения» Нехлюдова, описательные эпизоды, истории других персонажей как бы нанизываются на этот стержень. Нехлюдов, отдающий землю несчастным крестьянам, контрастирует с «крепким хозяином» Николаем Ростовым из романа-эпопеи «Война и мир» и с рачительным помещиком Константином Лёвиным из романа «Анна Каренина».
«Хаджи-Мурат»
В 1896–1904 гг. Л. Н. Толстой написал повесть «Хаджи-Мурат» (впервые опубликована посмертно, в 1912). Её сюжет – история перехода на сторону царя Николая I чеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскими войсками. В отличие от других поздних произведений Толстого, в повести отсутствует очевидная авторская мораль. Хаджи-Мурат – тип «естественного героя», привлекавший внимание ещё молодого Толстого. Жажда свободы – его основная черта. Хаджи-Мурату не чужды отрицательные качества, но он при всей своей хитрости простодушен и в этом отношении противопоставлен двум властителям-врагам – лицемерным Николаю I и Шамилю. Толстой прибегает к приёму изобличения ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, подмечающего всё странное, противоестественное. Повесть построена на приёме смысловой переклички событий: похожи нравы при дворе Николая I и Шамиля; история Хаджи-Мурата, жертвы обмана русского царя и его окружения, соотнесена с судьбой несчастного русского солдата Авдеева.
Уход из семьи и смерть
С начала 1880-х гг. в отношениях между Л. Н. Толстым и его женой и сыновьями нарастало взаимное отчуждение. Писатель испытывал мучения и стыд из-за благосостояния своей семьи – разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным образом жизни был для него нестерпимо тяжёл. В 1880-х гг. между Толстым и Софьей Андреевной начинается конфликт из-за имущества и доходов от изданий сочинений писателя. Софья Андреевна отстаивала интересы и благополучие семьи и детей, вероучение мужа она не понимала и не принимала. В 1891 г. близкие Толстого предложили раздел имения между членами семьи. Не желая обострять конфликт, писатель согласился и после окончательного оформления раздельного акта [7(19) июля 1892] перестал быть владельцем имения.
22 июля (4 августа) 1910 г. Л. Н. Толстой составил завещание, в котором передавал права на свои произведения дочери – А. Л. Толстой. В пояснительной записке к завещанию от 31 июля (13 августа) 1910 г. пожелал, чтобы «все его сочинения, литературные произведения и писания всякого рода, как уже где-либо напечатанные, так и ещё не изданные, не составляли после его смерти ничьей частной собственности, а могли бы быть издаваемы и перепечатываемы всеми, кто этого захочет» (Объяснительная записка к завещанию от 31 июля (13 августа) 1910 // Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений. Т. 82. Москва, 1956. № 305. C. 228).
Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в 5 часов утра 28 октября (10 ноября) 1910 г. вместе со своим доктором Д. П. Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколько дней к ним присоединилась дочь Толстого – Александра. Писатель намеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начать крестьянствовать.
В 6 часов 35 минут вечера 31 октября (13 ноября) поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово Рязанско-Уральской железной дороги. Толстой, у которого поднялась температура, вынужденно остановился в домике начальника станции. Врачи определили воспаление лёгких. В 6 часов 5 минут 7(20) ноября Толстой умер.
Похоронен на краю яснополянского оврага Старый Заказ – там, где, как говорил его брат Николенька, зарыта волшебная зелёная палочка, на которой записана тайна человеческого счастья.
«Когда гроб стали опускать в могилу, водворилась полная тишина, и вся толпа опустилась на колени. И вдруг среди безмолвной тишины раздались резкие удары мёрзлой земли, падающей на крышку гроба. Снова запели "вечную память", и через полчаса вырос над землёй небольшой холмик… Речей не было. Минута была слишком торжественна, и никто не решился нарушить её обычным надгробным словом. Сумерки густели, и толпа тихо расходилась» (Бирюков. Т. 4. 1923. С. 257).
Многократно был номинирован на Нобелевскую премию по литературе (1902, 1903, 1904, 1905, 1906; отказался от дальнейших номинаций).
Толстой в мировой культуре
Л. Н. Толстой – один из наиболее известных в мире русских писателей. Его художественное открытие в сфере изображения переживаний персонажей («диалектика души» во внутренних монологах) в модернистской литературе преобразовалось в художественный приём «поток сознания» – хаотическое, спонтанное движение прихотливо, произвольно связываемых между собой мыслей и чувств (М. Пруст, Дж. Джойс, В. Вулф, У. Фолкнер и др.). Разработанный писателем приём «остранения» – восприятия привычных явлений свежим взглядом, выявляющим их противоестественность или необычность, – стал общераспространённым в мировой словесности. Созданный Толстым жанр романа-эпопеи получил развитие в творчестве позднейших писателей, нередко полемизировавших с концепцией философии истории. В русской литературе это «Тихий Дон» М. А. Шолохова, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Красное Колесо» А. И. Солженицына. Многие толстовские персонажи (князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Анна Каренина) стали культурными символами – т. н. вечными образами. Произведения Толстого неоднократно инсценировались и экранизировались.
Толстой – художник и мыслитель глубоко повлиял на мировую религиозно-философскую мысль: его художественная проза («Смерть Ивана Ильича», «Хозяин и работник» и др.) стимулировала формирование и развитие экзистенциализма, прежде всего благодаря осмыслению русским экзистенциалистом Львом Шестовым. Толстовское нравственное учение, в частности идея непротивления злу насилием, воздействовало на философию Махатмы Ганди.
Память
В 1912 г. создан немой художественный фильм о последнем периоде жизни писателя – «Уход великого старца» (1912, другое название «Жизнь Л. Н. Толстого», режиссёры Я. А. Протазанов и Е. Г. Тиман). Семья Толстого и близкие к нему люди (в частности, В. Г. Чертков) не допустили выход фильма в российский прокат (демонстрировался только за рубежом). Биография писателя легла в основу двухсерийного фильма «Лев Толстой» (1984, режиссёр С. А. Герасимов).
В Ясной Поляне в 1921 г. организован музей, посвящённый жизни и творчеству писателя. Память о жизни Толстых в Москве хранит Государственный музей Л. Н. Толстого: основная экспозиция, размещённая в бывшем доме Лопухиных – Станицкой, открыта в 1920 г. (Пречистенка, 11/8); филиал – Музей-усадьба Льва Толстого в Хамовниках, открыт в 1921 г. (улица Льва Толстого, 21) – в этом доме писатель прожил с 1882 по 1901 гг. Станция Астапово, где умер писатель, и пристанционный посёлок в 1918 г. переименованы в станцию и посёлок Лев Толстой.
Именем Толстого в России названы многие школы и библиотеки. В 1947 г. в г. Химки Московской области создан Парк культуры и отдыха имени Л. Н. Толстого. С 1981 г. имя писателя носит липецкий театр драмы («Липецкий государственный академический театр драмы имени Л. Н. Толстого»).
Основным хранилищем рукописей является отдел рукописных фондов Государственного музея Л. Н. Толстого (создан в 1911 г. вместе с музеем). В отделе хранятся 71 492 документа, написанных рукой Толстого: рукописи его произведений, дневников, писем. Кроме фонда самого писателя, здесь находятся ещё 74 личных фонда и фонды учреждений, связанные с его именем. Всего в собрании рукописей более 300 тыс. ед. хранения.
В 1987 г. учреждена Золотая медаль имени Льва Толстого: присуждается Международной ассоциацией детских фондов за выдающийся вклад в дело защиты детства. Среди лауреатов – создатель вакцины против полиомиелита А. Б. Сейбин; врачи В. М. Розинов, Л. А. Бокерия, Б. Г. Спивак; писатели А. Линдгрен, А. Л. Барто, С. В. Михалков; режиссёры Н. И. Сац, Р. А. Быков; общественные деятели К. Вейсхаупт, Н. Сумико, издательство «Детская литература»; авиакомпания «Аэрофлот».
Толстой и музыка
Музыкальный опыт и связи
Брал уроки музыки в Казани (1844–1847). Увлекался домашним музицированием, играл на фортепиано сольно (пьесы преимущественно классиков и ранних романтиков) и в 4 руки (в том числе с женой, С. А. Толстой), аккомпанировал. В доме Л. Н. Толстого регулярно проходили музыкальные вечера. Его посещали многие музыканты: В. Ландовска, А. Казадезюс (с ансамблем Общества старинных инструментов), Ф. И. Шаляпин, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев, А. С. Аренский, А. Н. Скрябин, К. Н. Игумнов, И. В. Гржимали, А. А. Брандуков и др. В 1896 г. с Толстым познакомился А. Б. Гольденвейзер, который до смерти писателя постоянно посещал его, играл для него на фортепиано (главным образом сочинения Л. ван Бетховена); оставил воспоминания о жизни Толстого в 1890-х и 1900-х гг. (Гольденвейзер. 1959). В 1890-х гг. с писателем и его семьёй тесно общался С. И. Танеев (см.: История взаимоотношений С. И. Танеева и Л. Н. Толстого; С. И. Танеев и семья Толстого).
Толстой отдавал предпочтение камерной музыке – сочинениям для фортепиано, для фортепиано и солирующего инструмента, трио и квартетам. Среди любимых композиторов: Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен (за исключением сочинений позднего периода), Ф. Шопен. Несмотря на отрицательное отношение к оперному жанру, любил оперы «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» Моцарта, «Вольный стрелок» К. М. фон Вебера, «Севильский цирюльник» Дж. Россини. Из русских композиторов ценил А. С. Аренского, находя в его музыке сходство с Шопеном. Сильное впечатление на Толстого произвела II часть Первого квартета op. 11 П. И. Чайковского, в основу которой легла народная песня «Сидел Ваня».
Музыка в произведениях Толстого
Толстой признавался, что любил музыку «больше всех искусств» (цит. по: Булгаков. 1989. С. 147). «Музыкальный фон» постоянно присутствует в его произведениях. В повести «Детство» мать главного героя исполняет Концерт для фортепиано Дж. Фильда и Сонату № 8 op. 13 («Патетическую») Л. ван Бетховена (глава 11). В романе «Семейное счастие» главная героиня (Маша) исполняет Фантазию и сонату до минор KV 475 В. А. Моцарта и Сонату № 14 op. 27 № 2 («Sonata quasi una fantasia») Бетховена. В повести «Юность» (глава 30) описаны фортепианные занятия Николеньки Иртеньева и современная автору музыкальная мода. В повести «Отрочество» (глава 21) антагонистическая характеристика Катеньки и Любочки дополнена противопоставлением их музыкальных предпочтений и исполнительского стиля (стремление к «серьёзной» музыке, «отчётливость» исполнения у Любочки; выбор «лёгкого» танцевального репертуара, чрезмерная ритмическая свобода и излишняя педализация у Катеньки). Многочисленны музыкальные эпизоды в романе «Война и мир»: сцены домашнего музицирования и бала у Ростовых, отражающие дух времени (пение квартета «Ключ», том I, ч. 1, глава 17; исполнение Денисовым песни на собственные стихи и Наташей – итальянской баркаролы, том II, ч. 1, глава 15; пение Наташи Ростовой перед Андреем Болконским, том II, ч. 3, глава 19); сцена у дядюшки (том II, ч. 4, глава 7), где звучат русские народные песни («Барыня», «По улице мостовой») в сопровождении балалайки и гитары; сцена перед боем с французами, где Пете Ростову снится необычайной красоты музыка, исполняемая воображаемыми инструментами и голосами (том IV, ч. 3, глава 10) и др. Посещение семьёй Ростовых оперного театра (том II, ч. 5, главы 8–10) отражает взгляды Толстого на оперный жанр как на условное и неестественное искусство. Отрицательное мнение о программной музыке и вагнеровской теории синтеза искусств во время посещения концерта симфонической и камерной музыки высказывает Лёвин в романе «Анна Каренина» (ч. 7, глава 5; название одной из пьес – фантазии «Король Лир в степи» – может отсылать к музыке М. А. Балакирева к драме «Король Лир», 1861).
Помимо отражения реалий общественной жизни, музыка в произведениях Толстого служит характеристике персонажей. Писатель ценит музыкальность (способность своим исполнением передавать невыразимые словами чувства и воспринимать их, слушая музыку) и наделяет ею многих героев. На восприятие персонажей влияют и их музыкальные предпочтения: в положительном свете, как правило, выступают в его произведениях люди, которые ценят или исполняют народную музыку, занимаются камерным музицированием, а одна из порицаемых автором черт – увлечение оперой и современной программной музыкой.
Непосредственно музыке и музыкантам посвящены повесть «Альберт» и рассказ «Люцерн. Из записок князя Нехлюдова». Центральный персонаж повести – гениальный скрипач Альберт (его реальный прототип – скрипач Императорских театров Георг Кизеветтер; Срезневский В. И. Георг Кизеветтер, скрипач петербургских театров // Толстой. 1850–1860. Ленинград, 1927. С. 42–67), страдающий от алкогольной зависимости. В рассказе «Люцерн» князя Нехлюдова, от лица которого ведётся повествование, поражает нежелание толпы заплатить талантливому уличному музыканту.
Название повести «Крейцерова соната» дала Соната для скрипки и фортепиано № 9 op. 47 Л. ван Бетховена (посвящена Р. Крейцеру, отсюда условное наименование «Крейцерова»). Исполнение «Крейцеровой сонаты» Бетховена (одно из ключевых событий в сюжете повести) производит на главного героя, Позднышева, глубокое впечатление: «Страшная вещь эта соната. <…> На меня, по крайней мере, вещь эта подействовала ужасно; мне как будто открылись совсем новые, казалось мне, чувства, новые возможности, о которых я не знал до сих пор» (Толстой. 1936. С. 61). Чрезмерная эмоциональная близость между музицирующими, возникающая во время исполнения, несоответствие между светской, «пустой» обстановкой вечера и музыкой, крайне сильно воздействующей на слушателя, усиливают ревность Позднышева, которая приводит его к убийству жены.
Отношение Толстого к музыке претерпевало изменения на протяжении жизни. Восторженное восприятие музыки в раннем творчестве к рубежу 19–20 вв. сменилось скептическим взглядом на профессиональное искусство и скорее негативной оценкой воздействия музыки на человека («Говорят, музыка действует возвышающим душу образом, – вздор, неправда! Она действует, страшно действует, … но вовсе не возвышающим душу образом. Она действует ни возвышающим, ни принижающим душу образом, а раздражающим душу образом»; Толстой. 1936. С. 61). Подобные мысли об искусстве (в том числе о музыке) нашли отражение в статье «Что такое искусство?». По Толстому, искусство – средство общения, посредством которого «люди передают друг другу свои чувства» (Толстой. 2022. С. 256); «Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передаёт другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их» (Толстой. 2022. С. 257–258). Писатель отрицательно относится к произведениям, не вызывающим у него никаких чувств, при этом нацеленным на эффект, предназначенным для узкого круга «посвящённых» лиц. Толстой порицает в искусстве «подражательность» (в музыке – звукоизобразительность), стремление автора поразить эффектами [«…чтобы одни и те же звуки повторялись arpeggio во всех октавах разными инструментами (вероятно, намёк на вступление к опере «Золото Рейна» Р. Вагнера. – В. М.), или то, чтобы гармония, темп и ритм были совершенно не те, которые естественно вытекают из хода музыкальной мысли, а поражали бы своею неожиданностью»; Толстой. 2022. С. 311]. Писатель подвергает критике произведения Бетховена позднего периода творчества, Ф. Листа, Г. Берлиоза, И. Брамса, Р. Штрауса. Наиболее ярким воплощением ошибочного представления об искусстве Толстой считает оперы Вагнера, порицая его стремление подчинить музыку поэзии и драме.
Вызывают возмущение у Толстого не только музыкальные произведения, но и силы, которые тратятся на их исполнение; описывая репетицию оперы («Фераморс» А. Г. Рубинштейна под управлением В. И. Сафонова), он усомняется в важности искусства вообще: «Но правда ли, что это искусство и что искусство есть такое важное дело, … ради которого приносятся в жертву труды миллионов людей и самые жизни человеческие, и, главное, любовь между людьми …» (Толстой. 2022. С. 220)».
Музыкальные произведения, написанные на сюжеты Толстого
Роман «Война и мир» лёг в основу одноимённой оперы С. С. Прокофьева. Роман «Анна Каренина» послужил основой одноимённых оперы Е. Хубаи (1923) и балета Р. К. Щедрина (1972). К творчеству Толстого обратился Л. Яначек в Фортепианном трио (1909, утеряно) и Первом струнном квартете (1923; оба созданы под впечатлением от повести «Крейцерова соната»); остались невоплощёнными замыслы опер «Анна Каренина» и «Живой труп» (по одноимённой пьесе). Роман «Воскресение» стал поводом для создания одноимённых оперы Ф. Альфано (1904) и симфонической прелюдии А. Русселя (1903). По рассказу «За что?» написана опера Н. М. Стрельникова «Беглец» (1933), по рассказу «Чем люди живы» – одноимённая опера Б. Мартину (1953).
Личность и творчество Л. Н. Толстого в изобразительном искусстве
Личность Л. Н. Толстого привлекала внимание художников, его образ нашёл отражение в многочисленных прижизненных портретах (около 300).
Первый портретист писателя – И. Н. Крамской – действовал по заказу П. М. Третьякова, планировавшего создать галерею «лиц, дорогих нации» (Портретная галерея «лиц, дорогих нации» П. М. Третьякова. М., 2014). По условию Толстого, пожелавшего иметь портрет и в своей семье, Крамской создал два варианта, запечатлев писателя во время его работы над романом «Анна Каренина» в Ясной Поляне (Третьяковская галерея, Москва, далее – ГТГ; Музей-усадьба Л. Н. Толстого «Ясная Поляна»; оба – 1873).
Автор одного из самых необычных образов Толстого – Н. Н. Ге, изобразивший модель за работой в форме нетипичного для русского искусства 1880-х гг. жанрового портрета (1884, ГТГ). Осенью 1890 г. художник вылепил бюст писателя (бронзовая отливка – Русский музей, Санкт-Петербург, далее – ГРМ), ставший первым скульптурным отображением Толстого. Знакомство с Толстым (1882) и его идеи оказали значительное влияние на мировоззрение и творчество Ге.
Многолетние дружеские отношения, начавшиеся в 1880 г., связывали И. Е. Репина и Толстого. Тем не менее первый портрет писателя (приобретён П. М. Третьяковым) художник сделал лишь в 1887 г. (ГТГ). Впоследствии Репин создал целую галерею образов Толстого, ставших каноническими для российской культуры. Среди них – композиции, тяготеющие к жанровым сценам («Л. Н. Толстой на пашне», 1887; «Л. Н. Толстой на отдыхе в лесу», 1891, обе – ГТГ; «Л. Н. Толстой в комнате под сводами», 1891, «Л. Н. Толстой босой», этюд – 1891, картина – 1901, оба – ГРМ; «Л. Н. Толстой с женой С. А. Толстой», 1907–1911, Институт русской литературы, Санкт-Петербург), прижизненные («Л. Н. Толстой в яснополянском кабинете», 1887, «Л. Н. Толстой в розовом кресле», 1909, все – Государственный музей Л. Н. Толстого, Москва) и посмертные (1912, Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты»; 1916, частная коллекция) портреты, а также рисунки («Л. Н. Толстой за чтением», бумага, карандаш), акварели («Портрет Л. Н. Толстого», бумага, акварель, 1901; оба – ГТГ) и скульптурный бюст (1891, бронза, Государственный музей Л. Н. Толстого).
Прижизненные живописные портреты писателя создали также Л. О. Пастернак («Лев Толстой с семьёй в Ясной Поляне», бумага, пастель, 1902, ГРМ), М. В. Нестеров (1907, Государственный музей Л. Н. Толстого). Многочисленные карандашные наброски оставила старшая дочь писателя – Т. Л. Сухотина-Толстая. Острохарактерные образы Толстого являются частью творческого наследия скульптора П. П. Трубецкого – бронзовые бюст (1899) и конная статуэтка (1900; оба варианта – ГТГ, ГРМ), возможно предназначавшаяся в качестве модели для нереализованного памятника писателю в Париже. Толстой несколько раз позировал И. Я. Гинцбургу, создавшему ряд его бронзовых портретов кабинетного формата («Л. Н. Толстой за работой», бронза, мрамор, 1891, ГРМ; «Л. Н. Толстой за чтением», бронза, 1905, частное собрание). Автор посмертной маски Толстого – С. Д. Меркуров. На основе воспоминаний о встречах с писателем появились скульптуры С. Т. Конёнкова («Мыслитель», мрамор, после 1905, ГРМ; «Портрет Л. Н. Толстого», мрамор, 1953, Музей скульптуры С. Т. Конёнкова, Москва), А. С. Голубкиной («Портрет Л. Н. Толстого», раскрашенный гипс, 1927, ГТГ, создан по заказу Государственного музея Л. Н. Толстого), С. Д. Эрьзи («Лев Толстой», 1930, дерево, ГРМ).
В 20 – начале 21 вв. создавались многочисленные памятники писателю в Москве – скульпторов С. Д. Меркурова (1928, создан в рамках плана монументальной пропаганды, первоначально находился в сквере Девичьего поля, с 1972 – во дворе Государственного музея Л. Н. Толстого на улице Пречистенка), А. М. Портнянко (1972, сквер Девичьего поля), Г. Н. Новокрещеновой (1956, во дворе усадьбы Соллогуба на Поварской улице), а также на территории Московского государственного института международных отношений (2019, скульптор Н. А. Иванов). Памятники писателю установлены в Казани (1949, скульптор В. Б. Пинчук), Туле (1973, скульптор В. И. Буякин), Оренбурге (1994, скульптор Ю. Л. Чернов), Пятигорске (2005, скульптор С. И. Авакова), Подольске (2013, скульпторы А. А. Рожников, М. В. Тихомиров) и др.
Уже с конца 19 в. создавался культ Толстого; его облик, образ жизни, идеи обыгрывались в массовой культуре, тиражировались ставшие известными портреты и художественные произведения. Примером создания своеобразного каталога различного рода отображений Толстого и его деятельности, в том числе и в карикатурной форме, является книга «Граф Лев Толстой. Великий писатель земли русской. В портретах, гравюрах, живописи, скульптуре, карикатурах и т. д.» (1903). Сюжет с писателем на пашне, найденный И. Е. Репиным, был воспроизведён в небольших статуэтках каслинского чугунного литья, выполненных по модели скульптора А. А. Соловьёвой в 1880-х гг. Художник-баталист Н. Н. Бунин на выставке Санкт-Петербургского общества художников в 1903 г. показал вызвавшую публичный скандал картину «Рыбная ловля», где занятые рыбалкой Толстой и Репин изображены в одних рубашках (1903, частная коллекция). Образ писателя множился в работах советских художников (А. А. Вольтер, К. В. Изенберг и др.), тиражировался в литографиях, шелкографиях, открытках. Толстой стал героем инсталляции О. Б. Кулика «Толстой и куры» (1997–2004).
Потенциал для решения широкого спектра художественных задач, заложенный в литературных произведениях Толстого, привлекал художников-иллюстраторов. Среди первых – М. С. Башилов; 23 иллюстрации к роману «Война и мир» (рисунки хранятся в Государственном музее Л. Н. Толстого) являются примером совместного творчества художника и писателя. Среди современников Толстого, создававших изображения к его литературным произведениям, Л. О. Пастернак, Н. Н. Ге, И. Е. Репин, В. Н. Бакшеев, А. Д. Кившенко, М. А. Врубель, Е. М. Бём, М. В. Нестеров, Б. М. Кустодиев, Е. Е. Лансере.
В советское время к иллюстрированию работ Толстого обращались А. Н. Самохвалов, Ю. И. Пименов, В. А. Фаворский, Д. Н. Кардовский, Н. А. Тырса, Б. А. Дехтерёв, К. И. Рудаков, Н. В. Верещагина-Розанова, П. Я. Павлинов, А. В. Венециан, А. Л. Костин, О. Г. Верейский, А. И. Харшак и др.
Сохранились рисунки в записных книжках Толстого, сделанные им в качестве иллюстраций к своим рассказам («Набег», «Рубка леса», 1850-е гг.), а также 17 иллюстраций к роману Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1870-е гг., все – Государственный музей Л. Н. Толстого).
Произведения Л. Н. Толстого в театральном и киноискусстве
Драматургия и проза писателя начали привлекать внимание режиссёров отечественного и зарубежного театра начиная с конца 19 в. К произведениям Толстого обращались режиссёры В. Э. Мейерхольд, К. С. Станиславский; были осуществлены постановки в Малом театре, «Свободном театре» А. Антуана (Париж), на «Свободной сцене» О. Брама (Берлин) и др. В эпоху немого кино по произведениям Л. Н. Толстого снято множество фильмов, среди которых «Отец Сергий» (1918, режиссёр Я. А. Протазанов) и «Поликушка» (1919, вышел на экраны в 1922; режиссёр А. А. Санин, в ролях Поликея и Столярихи дебютировали в кино И. М. Москвин и В. О. Массалитинова, В. Н. Пашенная исполнила роль Акулины, жены Поликея).
Многократно сценической обработке и экранизации подвергались роман-эпопея «Война и мир» (подробнее см. раздел «Война и мир» в кинематографе, на театральной и оперной сцене) и роман «Анна Каренина». Событием стал спектакль «Анна Каренина» в Московском Художественном академическом театре СССР имени М. Горького (1937, режиссёр Вл. И. Немирович-Данченко; в роли Анны – А. К. Тарасова, в роли Вронского – М. И. Прудкин, в роли Каренина – Н. П. Хмелёв; в 1953 Т. Н. Лукашевич выпустила на ТВ одноимённый фильм-спектакль). В 1983 г. на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова поставлен спектакль «Анна Каренина» (1983, режиссёр Р. Г. Виктюк; в роли Анны – Л. В. Максакова, в роли Вронского – Ю. В. Шлыков, в роли Каренина – Ю. В. Яковлев). В 2018 г. режиссёр Д. А. Крымов поставил спектакль «Серёжа» по роману «Анна Каренина» в Московском Художественном академическом театре имени А. П. Чехова (2018; в роли Анны – М. А. Смольникова, в роли Вронского – В. В. Хориняк, в роли Каренина – К. Ю. Хабенский).
В 1935 г. режиссёр К. Браун поставил фильм с Г. Гарбо в главной роли (США; в роли Вронского – Ф. Марч, в роли Каренина – Б. Рэтбоун). В 1967 г. кинорежиссёр А. Г. Зархи поставил фильм «Анна Каренина» (в роли Анны – Т. Е. Самойлова, в роли Вронского – В. С. Лановой, в роли Каренина – Н. О. Гриценко). В 2009 г. кинорежиссёр С. А. Соловьёв поставил фильм «Анна Каренина» (в роли Анны – Т. Л. Друбич, в роли Вронского – Я. Н. Бойко, в роли Каренина – О. И. Янковский). В 2012 г. кинорежиссёр Дж. Райт выпустил фильм «Анна Каренина» (Великобритания – США; в роли Анны – К. Найтли, в роли Вронского – А. Тейлор-Джонсон, в роли Каренина – Дж. Лоу). В 2017 г. вышел телесериал «Анна Каренина. История Вронского» (режиссёр К. Г. Шахназаров; в роли Анны – Е. М. Боярская, в роли Вронского – М. А. Матвеев, в роли Каренина – В. Э. Кищенко).
Сюжет романа неоднократно находил воплощение на балетной сцене (см.: «Анна Каренина» на балетной сцене).
В золотой фонд российского театра вошёл спектакль «Власть тьмы» по одноимённой пьесе, поставленный в Малом театре (1956, режиссёр Б. И. Равенских; в роли Акима – И. В. Ильинский, в роли Никиты – В. Д. Доронин, в роли Матрёны – Е. М. Шатрова, в роли Митрича – М. И. Жаров).
Одно из достижений российской сцены – спектакль «Живой труп» в Московском Художественном академическом театре СССР имени М. Горького (1982, постановка А. В. Эфроса, в роли Фёдора Васильевича Протасова – А. А. Калягин).
К произведениям писателя обращался кинорежиссёр М. А. Швейцер. В 1960–1961 гг. он выпустил фильм «Воскресение» (в роли Катюши Масловой – Т. П. Сёмина, в роли князя Дмитрия Нехлюдова – Е. С. Матвеев). В 1987 г. вышел фильм «Крейцерова соната» по одноимённой повести (совместно с С. А. Милькиной; в роли Василия Позднышева – О. И. Янковский, в роли Лизы Позднышевой – И. С. Селезнёва).
Большое внимание произведениям Толстого уделял режиссёр П. Н. Фоменко. На телевидении он выпустил телеспектакли «Детство. Отрочество. Юность: исповедь и мечтания Николая Иртеньева» по автобиографической повести писателя (1973) и «Семейное счастье» по одноимённому роману (1971). В Московском театре «Мастерская П. Н. Фоменко» поставил спектакли «Семейное счастие» по одноимённому роману (2000; в роли Маши – К. П. Кутепова, в роли Сергея Михайловича – С. И. Тарамаев, А. А. Колубков), «Война и мир. Начало романа. Сцены» (2001; в роли Наташи Ростовой – П. В. Агуреева, В. С. Строкова, в роли князя Андрея Болконского – И. П. Любимов, в роли Пьера Безухова – А. И. Казаков, Н. Б. Тюнин). Широкий резонанс имел спектакль Московского академического театра имени Вл. Маяковского «Плоды просвещения» по одноимённой пьесе (1985; в роли Леонида Фёдоровича Звездинцева – А. С. Лазарев, в роли Анны Павловны Звездинцевой – С. В. Немоляева, в роли Василия Леонидыча Звездинцева – И. М. Костолевский, в роли профессора Кругосветлова – М. И. Филиппов). В этом же театре в 2015 г. свою версию пьесы выпустил М. Карбаускис, ученик Фоменко.