Мистерия
Мисте́рия [лат. mysterium, от греч. μυστήριον – таинство, тайна; согласно другой этимологии, от лат. ministerium – (церковная) служба], жанр средневекового театра (14–16 вв.), инсценировка библейских (из Ветхого и Нового Заветов) и агиографических сюжетов.
Наибольшее развитие получила во Франции и в Англии, была распространена также в Германии, Италии и Испании. Литературную основу большинства мистерий составляли евангельские описания Рождества Христова, событий Страстной недели и Воскресения. Из Ветхого Завета особенной популярностью пользовались сюжеты о Сотворении мира, грехопадении, Всемирном потопе, Каине и Авеле, Аврааме и Исааке. Во 2-й половине 14 в. начали складываться так называемые мистериальные циклы, охватывавшие события священной истории от Сотворения мира до Страшного суда. В Средние века термин «мистерия» существовал только во Франции и в Каталонии; в Англии он вошёл в употребление лишь в 18 в. и обозначал мистериальные циклы, до этого мистерию отождествляли с мираклями; в остальных странах мистерию не выделяли среди прочих «духовных игр».
Мистерия возникла в результате развития и постепенного обмирщения литургической драмы. Первоначально мистерия была серией т. н. живых картин, сопровождаемых словесным комментарием. В середине 15 в. появились диалоги в форме ритмизованной прозы на народных языках с элементами латыни. В период своего расцвета (середина 15–16 вв.) мистерия представляла собой многофигурную композицию с разветвлённым сюжетом, количество участников которой исчислялось сотнями, а объём текста достигал нескольких десятков тысяч стихов. Постановка мистерии осуществлялась на основе сценария, включавшего в себя перечень действующих лиц, ключевые реплики, план сцены, ремарки с детальным описанием мизансцен, жестов, реквизита и т. д. Авторами мистерии выступали учёные горожане (теологи, юристы, врачи), придававшие священному тексту светскую трактовку и занимательность. Письменная фиксация мистерии происходила обычно через 2–3 десятилетия после первой постановки и носила по необходимости избирательный характер. Наиболее ранние издания мистерии относятся к середине 15 в. К началу 16 в. корпус мистериальных текстов полностью сложился. Сохранились тексты «Аррасской мистерии» Эсташа Маркаде (1425), «Мистерии Страстей Господних» Арнуля Гребана (1452; обе – во Франции), т. н. Йоркский цикл мистерии Страстей Христовых (48 пьес неизвестных авторов, поставленных между 1376 и 1580), Честерский цикл мистерии Пятидесятницы (1422 – после 1521; оба – в Англии) и многие другие.
Мистерии были приурочены к церковным и светским праздникам, финансировались городскими властями и церковным советом и разыгрывались с раннего утра до позднего вечера на протяжении 3–4 дней (на раннем этапе) либо по несколько часов в день в продолжение многих недель. Организацией мистерий занимались городские цехи, с 15 в. – также актёрские братства; широкую известность получило «Братство Страстей Господних», в 1402–1548 гг. обладавшее монопольным правом на показ мистерий в Париже. В представлениях участвовали ремесленники, клир, монахи.
При постановке мистерии использовалось три типа сцены: передвижная, кольцевая и система т. н. беседок. В первом случае актёры «возили» отдельные эпизоды мистерии по улицам города, разыгрывая их на передвижных платформах (педжентах, от лат. pagina – страница; особенно характерны для Англии), представлявших собой двухъярусные повозки: на нижнем ярусе, закрытом от зрителей, исполнители переодевались, на верхнем – играли. Кольцевой помост с обозначенными на нём ячейками мироздания – т. н. местами (loci; рай, ад, Голгофа, храм, дворец и т. д.) – возводили на ступенях сохранившихся античных амфитеатров. «Беседки» (также «павильоны», «палатки», «домики») сооружали на городской площади и в интерьерах храмов, располагая их в соответствии с семантикой символизируемых ими мест в иерархическом порядке по левую или правую сторону от Распятия, служившего универсальной точкой отсчёта.
Для мистерии характерны циклизация сюжетов, многослойность структуры драматического действия, перемежавшегося интермедиями; комедийная разработка жанровых эпизодов и сцен с участием дьявола, контрастировавших своим комизмом с сакральностью основного действия; тенденция к индивидуализации в трактовке комических персонажей и второстепенных действующих лиц; симультанная организация сценического пространства и полицентричность действия, происходившего одновременно в разных «местах»; сочетание канонических мизансцен и кодифицированных жестов с актёрской импровизацией, обилие сценических эффектов (фейерверки, наводнения, вознесение героев в рай и низвержение в ад и т. п.), для обеспечения которых применялась специальная машинерия (рычаги, блоки, трюмы и др.).
По образцу религиозных мистерий создавались также мистерии светского содержания, посвящённые историческим и полулегендарным событиям: французские мистерии «Осада Орлеана» (1429), «Разрушение Трои» (1452) и др. На мистериальной сцене возникли моралите и фарс. Влияние мистерии прослеживается в английской елизаветинской драме и испанском театре «золотого века» (драмы П. Кальдерона де ла Барки). В 19 в. к форме мистерии обращались Дж. Байрон («Каин», 1821) и В. К. Кюхельбекер («Ижорский», части 1–2, изданы в 1835; часть 3, издана в 1939). В 1-й половине 20 в. предпринимались попытки возродить мистерию как жанр драматической литературы: «Пришедший» (1903) А. Белого, «Благая весть Марии» (поставлена в 1912; окончательная редакция – 1948) П. Клоделя, «Убийство в соборе» (1935) Т. С. Элиота, «Томас Кранмер, архиепископ Кентерберийский» (1936) Ч. Уильямса, «Анна» и «Солдаты» (обе изданы в 1947) Е. Ю. Кузьминой-Караваевой и др.
Пример переосмысления жанра мистерии в новом историческом контексте – «Мистерия-буфф» (поставлена в 1918, 2-я редакция – в 1921) В. В. Маяковского.