Китс Джон
Китс Джон (John Keats) (31.10.1795, Лондон – 23.2.1821, Рим), английский поэт.
Сын содержателя конюшни. Получил фельдшерское образование. С 1814 г. жил в Лондоне, где познакомился с Дж. Г. Л. Хантом и другими поэтами и художниками.
В 1817 г. издал первый поэтический сборник – «Стихотворения» («Poems»), в котором ощутимо сильное влияние Э. Спенсера. В 1818 г. опубликовал поэму «Эндимион» («Endymion»), где античный сюжет о любви смертного юноши к богине Луны и земной девушке трактован в романтическом духе, как притча о тождестве идеала и реальности (богиня и девушка оказываются разными ипостасями одной и той же сущности). Летом 1818 г. путешествовал по Шотландии; осенью встретился с Фанни Брон, ставшей его музой и единственной любовью; к ней обращено последнее законченное стихотворение Китса – «Ода к Фанни» («Ode to Fanny»). В 1819 г. созданы лучшие произведения поэта – т. н. шесть великих од: «К соловью» («To a Nightingale»), «Mеланхолии» («On melancholy»), «К осени» («To autumn»), «Греческой вазе» («On a Grecian Urn»), «Праздности» («On Indolence»), «К Психее» («To Psyche»); в их центре – внутренний душевный конфликт лирического героя, остро осознающего одновременно и вечность красоты, и бренность всего земного. Увлечение Китса античностью отразилось в неоконченной поэме «Гиперион» («Hyperion», 1818–1819; 2-я редакция под названием «Падение Гипериона», «The fall of Hyperion», 1820), в которой поэт пытался, используя миф о борьбе титанов и олимпийских богов, создать эпос в подражание «Потерянному раю» Дж. Мильтона. Среди других произведений: сонеты, баллада «Безжалостная красавица» («La Belle Dame Sans Merci», 1819), созданные в последние годы жизни небольшие поэмы «Ламия» («Lamia»), «Канун Святой Агнессы» («The eve of St. Agnes»), «Изабелла» («Isabella») на сюжет из «Декамерона» Дж. Боккаччо.
В 1819 г. заболел туберкулёзом, в 1820 г. уехал в Рим, где и скончался. Бóльшая часть его поздних произведений изданы во втором, и последнем, прижизненном сборнике (1820). Важную часть наследия Китса составляют письма, излагающие его эстетические идеи [в том числе имевшую резонанс в позднейшей литературной критике идею «негативной способности» (negative capability) поэта принимать тайну мира, не нуждаясь в её рациональном объяснении].
Крупнейший мастер романтической лирики, Китс вошёл в историю английской и европейской литературы как один из родоначальников эстетизма, лозунгом которого стало двустишие из оды «Греческой вазе»: «В прекрасном – правда, в правде – красота, / Вот знания земного смысл и суть» (перевод В. Б. Микушевича). Его поэзия оказала влияние на прерафаэлитов (в том числе на Д. Г. Россетти), А. Теннисона, О. Уайльда.