Осборн Джон
О́сборн Джон, Джон Джеймс Осборн (John James Osborne) (12.12.1929, Фулем, близ Лондона – 24.12.1994, Клан, графство Шропшир), английский драматург.
Из семьи художника. Работал репортёром (1947–1948), актёром и менеджером провинциальных репертуарных трупп (1948–1955).
В 1950 г. дебютировал как драматург пьесой «Дьявол, сидящий в нём» («The devil inside him», в соавторстве с С. Линден) о попытках молодого провинциального художника найти себя в искусстве; ту же тему развивает драма «Эпитафия для Джорджа Диллона» («Epitaph for George Dillon», в соавторстве с Э. Крейтоном; поставлена в 1957, издана в 1958).
Широкую известность Осборну принесла написанная под влиянием драматургии Г. Ибсена и Т. Уильямса драма «Оглянись во гневе» («Look back in anger», поставлена в 1956, издана в 1957; экранизирована Т. Ричардсоном в 1958; рус. пер. 1959), ознаменовавшая собой рождение драмы «новой волны» (отказ от стилистики развлекательного театра; появление нового героя – «рассерженного молодого человека», открыто критикующего традиционные буржуазные ценности).
В 1956–1966 гг. выступал как актёр в экспериментальном лондонском театре «Королевский двор» (Royal Court).
В 1958 г. совместно с Т. Ричардсоном основал киностудию Woodfall films; автор сценария снискавшего успех фильма «Том Джонс» («Tom Jones», 1963; по роману Г. Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша»).
В социально-критической драме «Комедиант» («The entertainer», поставлена и издана в 1957; экранизирована Т. Ричардсоном в 1959), наряду с влиянием Б. Брехта (зонги, приёмы параллелизма, эпический формат), проявилось воздействие эстетики мюзик-холла. Трактовка истории в трагедии «Лютер» («Luther», 1961) во многом перекликается с характерным для пьесы Брехта «Жизнь Галилея» выявлением вечных, экзистенциальных коллизий в историческом сюжете.
В центре одной из самых значительных пьес Осборна, драме «Неподсудное дело» («Inadmissible evidence», поставлена в 1964, издана в 1965; рус. пер. 1967), – страдающий от одиночества и собственного эгоизма, душевно опустошённый герой, рассуждающий о бренности мира и тщетности всяческих усилий. Ощущением кризиса западноевропейской цивилизации проникнута и историческая драма «Патриот» («A patriot for me», поставлена в 1965, издана в 1966; вольная экранизация И. Сабо под названием «Полковник Редль», 1985).
Среди других сочинений: музыкальная комедия «Мир Пола Сликки» («The world of Paul Slickey», 1959); драматическая дилогия «Пьесы для Англии» («Plays for England», 1963–1965); драмы «Отель в Амстердаме» («The hotel in Amsterdam»; поставлена в 1968, издана в 1973) и «К западу от Суэца» («West of Suez», 1969); сатирические драмы «Чувство отрешённости» («A sense of detachment»; поставлена в 1972, издана в 1973) и «Посмотри, как всё рушится» («Watch it come down»; издана в 1975, поставлена в 1976); сценические адаптации пьес У. Шекспира, Лопе де Веги, Г. Ибсена, А. Стриндберга; автобиографическая проза.