Сентиментализм
Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от sentiment – чувство; англ. sentimentalism), художественное направление в литературе и искусстве Западной Европы и России середины 18 – начала 19 вв. Иногда рассматривается в рамках более широкого культурного движения предромантизма.
Зарождение сентиментализма связано с переосмыслением рационалистических принципов классицизма с его монументальностью, ригористичностью и героизмом, продуманностью норм и правил; важна была и полемика с компромиссно-двойственной моралью рококо. Философской основой сентиментализма стал сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах Э. Эшли-Купера, согласно воззрениям которого мораль заложена в самой природе человека и связана не с разумом, но с особым «нравственным чувством»: человек обладает врождёнными способностями отличать добро от зла и стремиться к добродетели; через открытое проявление чувств он выражает принадлежность к обществу и собственную индивидуальность. Чувствительность осмысляется как фундамент гражданского общества, поэтому на раннем этапе сентиментализм оказывается близок просветительским идеям воспитания человека и совершенствования мира. Сентименталисты концентрируют внимание на эмоциональной сфере человеческой жизни – «жизни сердца» и «движениях души»; на первый план выдвигаются незначительные в масштабах истории, но важные для конкретной судьбы события, происходящие в семье, дружеском кругу, между влюблёнными. Культ «естественного» (в сентиментализме обыкновенно совпадающего с «нравственным») в значительной степени способствовал популяризации темы природы, обращению к первозданным ландшафтам, а также к будням сельских жителей – владельцев небольших поместий, деревенских священников, крестьян, в жизни которых обнаруживается непосредственная связь между природной добродетелью человека и «добротой» природы. Значительное влияние на сентиментализм оказали идеи Ж.-Ж. Руссо о «естественном человеке», способном сохранить свою нравственную невинность и чистоту вдали от соблазнов цивилизации.
Литература
Первоначально оформился в английской литературе. Его зарождение связано с поэзией Дж. Томсона («Времена года», 1726–1730), Э. Юнга («Ночные думы», 1742–1746), Т. Грея («Элегия, написанная на сельском кладбище», 1751). Сентименталистские тенденции заметны в психологических романах С. Ричардсона, у позднего Г. Филдинга, но наиболее ярко воплощены в творчестве Л. Стерна (название «сентиментализм» утвердилось в Европе после выхода в свет в 1768 его романа «Сентиментальное путешествие по Франции и Италии»). Среди самых значительных представителей: О. Голдсмит, Дж. Лилло и Э. Мур. Во Франции с сентиментализмом связано творчество Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо (роман «Юлия, или Новая Элоиза», 1761, – вершина французского сентиментализма), Ж.-Ф. Мармонтеля, Ж.-П. К. де Флориана, Ж.-А. Бернардена де Сен-Пьера, Детуша, Н. де Лашоссе; в Германии – Ф. Г. Клопштока, Г. Э. Лессинга, молодого И. В. Гёте (роман «Страдания юного Вертера», 1774), К. Ф. Морица, поэтов «Союза рощи» (Л. Гёльти и др.), Жан Поля; в Польше – Ф. Карпиньского. В России сентиментализм наиболее ярко проявился в творчестве Н. М. Карамзина; к сентименталистам относят М. Н. Муравьёва, И. И. Дмитриева, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, В. В. Капниста, Н. А. Львова; черты сентименталистской поэтики присущи произведениям А. Н. Радищева.
Характерные жанры поэзии сентиментализма – элегия, идиллия, послание; драматургии – слёзная комедия, мещанская драма; в прозе преобладают эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие формы с выраженным исповедальным началом. Стремление вызвать у читателя ощущение близости рассказываемой истории к его собственному жизненному опыту и её абсолютной достоверности породило своеобразные местные легенды: например, о существовании реального дерева, под которым сидел Вертер, герой романа Гёте; пруда, где утопилась бедная Лиза из одноимённой повести Н. М. Карамзина, и др.
Поздний сентиментализм отличает последовательный интерес к иррациональному в человеческой душе и в окружающем мире, к сфере таинственного, непознанного и страшного, который находит воплощение в жанре готического романа.
Изобразительное искусство и архитектура
В архитектуре и изобразительном искусстве сентиментализм во многом соприкасается с рококо и классицизмом. Для ряда крупнейших мастеров 2-й половины 18 – начала 19 вв. он стал лишь одной из составляющих творчества. В создании пейзажных парков 18 в. и архитектуре расположенных в них небольших дворцов, павильонов и других строений нашли отражение свойственные сентиментализму культ природы, элегические и пасторальные настроения (архитекторы У. Кент, У. Чеймберс в Великобритании, А.-Ж. Габриель, Р. Мик во Франции, Ф. В. Эрдмансдорф в Германии; в России – Ч. Камерон, П. Гонзаго, В. И. Неелов).
В изобразительном искусстве характерными признаками сентиментализма можно считать нежность, изящество моделировки формы и оттенков цвета, воздушность в изображении далей, листвы и т. п.; общий отпечаток благородной простоты; утверждение самоценности внутреннего мира человека – в поэтичных женских, юношеских и детских портретах скульпторов Э. М. Фальконе, М. И. Козловского, живописцев Ж.-Б. Грёза, Ж.-Л. Вуаля, Э. Виже-Лебрен, Т. Гейнсборо, А. Кауфман, В. Л. Боровиковского, в меланхолических пейзажах с античными руинами и парковыми постройками Ю. Робера, С. Ф. Щедрина и других мастеров.
Музыка
В музыке выразителями сентименталистских настроений были К. Ф. Э. Бах и другие представители берлинской школы середины – 2-й половины 18 в. (см. также Галантный стиль), в России – О. А. Козловский. Эстетика сентиментализма оказала прямое воздействие на развитие оперы: в характеристике персонажей акцентировались богатство и утончённость эмоций, врождённое благородство. Излюбленным стал сюжетный мотив «испытания добродетели», где высокие моральные качества главного героя (в комической опере обычно простолюдина) противопоставляются аморализму его противников. Наиболее отчётливо сентиментализм проявился в опера-комик («Деревенский колдун» Ж.-Ж. Руссо, 1752). В 1760–1770-х гг. оперы в русле эстетики сентиментализма создавали П.-А. Монсиньи, Ф.-А. Филидор, А.-Э.-М. Гретри. Представители сентиментализма в итальянской опере – Н. Пиччинни, П. Анфосси, отчасти Дж. Паизиелло («Нина, или Безумная от любви», 1789). В русле сентиментализма предпринимались попытки качественно нового синтеза музыки и драматического действия в жанре мелодрамы.
Театр
В сценическом искусстве теоретические основы сентиментализма были заложены трудами Ж.-Ж. Руссо («Письмо к Д’Аламберу о зрелищах», 1758), Л.-С. Мерсье («О театре, или Новый опыт о драматическом искусстве», 1773), Я. М. Р. Ленца («Замечания о театре», 1774). Новый репертуар, отказ от рационалистического метода, от декламации и статуарности классицизма, культ чувства и углублённый интерес к внутреннему миру человека требовали от актёра разработки бытового поведения персонажей, показа развития образа, передачи интонаций живой взволнованной разговорной речи. Всё это способствовало накоплению реалистических тенденций в актёрском искусстве, в различной степени проявившихся в творчестве выдающихся актёров 2-й половины 18 в. – Д. Гаррика (Великобритания), Ф. Л. Шрёдера и И. Ф. Брокмана (Германия). В России влияние сентиментализма сказалось в игре А. Д. Каратыгиной, Я. Е. Шушерина, В. П. Померанцева.