Петраркизм
Петрарки́зм (итал. petrarchismo), традиция усвоения лирического языка и стиля Ф. Петрарки в европейской поэзии 15–16 вв.
Происхождение термина связывают с диалогом «Петраркист» Н. Франко («Il Petrarchista», 1539), хотя своему широкому использованию он обязан итальянской критике 19 в. Зародившись в Италии в 1430-х гг., петраркизм активно развился в творчестве придворных поэтов рубежа 15–16 вв. В 1-й трети 16 в. П. Бембо закрепил петраркистский канон, утвердив язык и стиль Петрарки в качестве образца для современной ему словесности. Благодаря развитию книгопечатания, петраркизм стал массовым литературным явлением, приверженцы которого (Дж. Делла Каса, Дж. Гуидиччони, А. Каро, Г. ди Тарсия, Г. Стампа и др.) стремились подражать Петрарке не только в литературе, но и в жизни. Миросозерцательные основы петраркизма 16 в. определяют категории любви и красоты. Для стиля петраркистов характерны поиски визуального образа красоты в литературе, попытки соединить поэзию и живопись, акцент на декоративности, черты маньеризма; предпочтение отдаётся книге стихов. Из Италии распространился в другие страны Европы – во Францию (М. де Сен-Желе, К. Маро, М. Сев, Ж. дю Белле, П. де Ронсар), Англию (Т. Уайет, Ф. Сидни, Э. Спенсер, У. Шекспир), Испанию (Х. Боскан Альмогавер, Г. де ла Вега), Португалию (Ф. ди Са ди Миранда, Л. ди Камоэнс). К концу 16 в. петраркизм постепенно угасает: комедия «Подсвечник» (1582) и диалог «О героическом энтузиазме» (1585) Дж. Бруно.