Куртуазная литература
Куртуа́зная литерату́ра (от франц. сourtois – учтивый, вежливый), лирические и повествовательные произведения западноевропейской литературы 11–15 вв., которые опираются на представление о куртуазности как основе поведения рыцаря и отражают систему ценностей рыцарского сословия.
В идеальном образе рыцаря, создаваемом куртуазной литературой, моральные добродетели (мужество, справедливость, готовность защищать мечом христианскую веру, вступаться за беззащитных и т. п.) сочетались с благородством придворного поведения (умение элегантно одеваться, изысканно говорить, нередко также играть на музыкальных инструментах, слагать песни и т. п.). В центре куртуазной системы ценностей стояло понятие «куртуазной (изысканной, возвышенной) любви» (выражение fin’ amors впервые появляется в провансальской литературе 12 в.), понимаемой как бескорыстное служение Даме («Донне», т. е. «госпоже», от лат. domina), которое требует от рыцаря постоянного нравственного самосовершенствования. Любовные отношения нередко описывались в куртуазной литературе в тех же терминах, что и феодальное служение вассала сюзерену.
Кодификация понятия «куртуазность» произошла во 2-й половине 12 в. (трактат Андрея Капеллана «О любви», около 1186). Лирические жанры куртуазной литературы – альбы, канцоны, сирвенты, пастурели и др. – возникли на юге Франции (в Провансе) в 11 в. и сочинялись трубадурами. В 12 в. куртуазная лирика появилась на севере Франции (здесь она создавалась труверами) и в Германии (поэзия миннезингеров); там же возник куртуазный рыцарский роман. Образцы куртуазной литературы создавались также в Англии, Италии, Дании, Чехии. Начиная с 13 в. появились авторы из городского сословия, переосмыслившие куртуазную традицию (так, возвышенная любовь начала уступать место плотской). К концу 14 в. традиция куртуазной литературы стала угасать; в 15 в. куртуазные ценности подверглись трансформации или были пародированы (роман А. де Ла Саля «Маленький Жан из Сантре», 1456).