Макиавелли Никколо
Макиаве́лли Никколо́ (Niccolò Machiavelli) (3.5.1469, Флоренция – 22.6.1527, там же), итальянский политический деятель, мыслитель, историк, писатель эпохи Возрождения. Из старинной дворянской семьи. В юности освоил латинский язык, свободно читал древних авторов в оригинале. Высоко ценил творчество Данте, Ф. Петрарки и Дж. Боккаччо. С 1494 г. на государственной службе во Флорентийской республике. После казни Дж. Савонаролы в 1498 г. избран секретарём Второй канцелярии флорентийского правительства, позднее – Совета десяти, ведавшего дипломатическими и военными делами. В течение четырнадцати лет выполнял поручения правительства, направлялся с посольствами в различные итальянские государства, во Францию, ко двору императора Священной Римской империи, вёл государственную переписку. В 1512 г., после реставрации во Флоренции власти Медичи, отстранён от дел и приговорён к годичной высылке из города. В начале 1513 г. по подозрению в заговоре арестован и подвергнут пытке. Вскоре по случаю вступления кардинала Джованни де Медичи на папский престол под именем Льва X амнистирован и отправлен в своё имение близ городка Сан-Кашано (в окрестностях Флоренции).
В 1513 г. по просьбе друзей из кружка «Сады Ручеллаи» Макиавелли начал работу над «Рассуждениями о первой декаде Тита Ливия» («Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio», 1531; первый перевод на русский язык вышел в 1869), в конце того же года, рассчитывая вернуться на государственную службу, приступил к трактату «Государь» («Il principe», 1532; первый русский перевод под названием «Монарх», 1869). Эти произведения, в которых Макиавелли излагал свои взгляды на политическую теорию и практику, создавались параллельно («Рассуждения…» завершены в 1517, «Государь» – в 1514 или 1515) и дополняли друг друга. Макиавелли считал, что развитие истории происходит циклически; смена форм правления (демократии, аристократии, монархии и соответственно противостоящих им анархии, олигархии, тирании) обусловлена нравственным состоянием народа – своего рода «материи» государства. Наиболее предпочтительным Макиавелли считал т. н. смешанное государство, сочетающее элементы трёх «правильных» типов власти – правления одного (монархии), лучших (аристократии), народа (демократии). Хотя в «Рассуждениях…» Макиавелли отдавал предпочтение республике, тем не менее в «Государе» выступал за единоличную власть, «нового государя», наделённого доблестью и величием души. Именно такой государь, по мнению Макиавелли, сможет восстановить разорённую внутренними усобицами и внешними вторжениями страну (Италию), проявляя при этом универсальные качества ренессансного героя и используя все возможные средства, даже предосудительные с точки зрения общественной и церковной морали. Будучи одним из первых сторонников единства Италии, Макиавелли возлагал вину за политическую раздробленность страны на Католическую церковь и папство.
В 1515–1520 гг. Макиавелли создал ряд произведений различного жанра: поэму «Золотой осёл» («L’asino d’oro»; 1517, изд. в 1549), комедию «Мандрагора» («Mandragola», 1518; рус. пер. 1924), «Сказку об архидьяволе Бельфагоре» («Novella di Belfagor arcidiavolo», около 1520, изд. в 1549), диалоги «О военном искусстве» («Arte della Guerra», 1519–20, изд. в 1521; наиболее значительное сочинение эпохи Возрождения по этой проблематике), «Жизнь Каструччо Кастракани из Лукки» («La vita di Castruccio Castracani da Lucca», 1520, изд. в 1532). В 1520 г. Макиавелли по заказу Флорентийского университета и кардинала Джулио де Медичи (будущий папа Климент VII) начал работу над «Историей Флоренции» («Istorie fiorentine», 1532; рус. пер. 1973), охватывавшей период с древнейших времён до 1492 г. По своей проблематике «История Флоренции» и диалоги «О военном искусстве» примыкали к главным произведениям Макиавелли – «Государю» и «Рассуждениям…». В «Истории Флоренции» Макиавелли впервые акцентировал внимание на внутренней (социальной, классовой) борьбе «сперва среди нобилей, затем между нобилями и пополанами и, наконец, между пополанами и плебсом», в которой он усматривал двигатель исторического развития общества. Около 1524 г. Макиавелли создал «Речь, или Диалог о нашем языке» («Discorso o Dialogo intorno alla nostra lingua», изд. 1730), на страницах которого отстаивал ценность нелитературного, народного языка флорентийцев, полагая, что флорентийский диалект должен стать основой для формирования общеитальянского национального языка.
В 1520–1527 гг. по поручению Медичи и других сограждан совершил несколько поездок по Италии. В 1526 г. привлечён Ф. Гвиччардини к организации обороны Флоренции, которой угрожали войска императора Карла V. Весной 1527 г. Большой совет отклонил кандидатуру Макиавелли на пост канцлера в восстановленной после изгнания Медичи Флорентийской республике. Вскоре после этого Макиавелли скончался (похоронен в церкви Санта-Кроче). В 1559 г. труды Макиавелли были осуждены папой Павлом IV и занесены в «Индекс запрещённых книг».