Неоготика
Неого́тика (устаревшие названия «псевдоготика», «ложная готика»), ретроспективное течение в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве 18 – 1-й половины 19 вв.; с середины 19 в. один из исторических стилей.
Истоки и ранний период
После того как в 16 в. завершилось развитие готики как самостоятельного стиля, её рудименты сохранялись в европейской архитектуре до середины 18 в. (явление, получившее в англоязычных странах название Gothic Survival – «пережитки готики»). В этот период готические формы имитировали при реставрации и достройке средневековых сооружений (Вестминстерское аббатство, архитекторы К. Рен, 1698–1722, и Н. Хоксмур, 1734–1745; собор Сен-Круа в Орлеане, начало 17 в. – 1793, достраивался до 1904).
Становление неоготики теснейшим образом связано с «открытием» и переоценкой периода Средних веков в европейской культуре 18–19 вв. Первые всплески интереса к готике происходили в контексте стиля рококо, который в своём стремлении ко всему причудливому и нерегулярному открылся навстречу новым формальным системам (в этом отношении использование готических форм не отличалось по своему характеру от экспериментов с шинуазри и т. н. тюркери). Этот интерес в дальнейшем был подхвачен европейским романтизмом с его культом Средневековья в литературе и изобразительном искусстве, антиклассицистическими настроениями и тягой к национальным корням. Развитию неоготики способствовало становление медиевистики как науки. Предвестником научного исследования средневековых сооружений выступил ещё английский архитектор Дж. Эссекс, осуществивший историческую реставрацию соборов в Или (1757–1762) и Линкольне (1762–1765), основанную на изучении оригинальных конструкций.
На раннем этапе, в течение 18 в., неоготические постройки представляли собой свободные фантазии на тему средневековой архитектуры. Провозвестниками нового стиля стали садово-парковые сооружения (павильоны, руины, беседки) в крупных дворцово-парковых ансамблях, где они нередко соседствовали с постройками в стиле классицизма: «Готический храм» в усадьбе Шотовер, графство Оксфордшир (после 1717, приписывается У. Таунсенду), «Храм свободы наших предков», или «Готический храм», в усадьбе Стоу в Бакингемшире (1741–1747, архитектор Дж. Гиббс), павильон Катл-Милл в усадьбе Раусем-хаус в Оксфордшире (1738–1741, архитектор У. Кент), Башня (павильон в виде замка; 1745–1747) на холме Эдж-хилл, возведённая архитектором С. Миллером в собственной усадьбе Радуэй-Грандж в Уорикшире – в Великобритании; «готическая» капелла в павильоне Магдалененклаузе в Нимфенбурге (ныне в черте Мюнхена; 1725–1780, архитектор Й. Эфнер) и др.
Мода на Средневековье отразилась и в жилой архитектуре. В поместьях Великобритании заказчики и архитекторы стремились воссоздать облик и дух средневековых сооружений, наделяя постройки элементами, которые придавали им условное сходство с замками и аббатствами (башни, своды, галереи, зубчатые стены, асимметричный план, мотивы стрельчатой арки и т. п.): собственный дом архитектора Дж. Ванбру в Гринвиче (1718–1719); замок Инверэри герцога Аргайла в Шотландии (проект Ванбру, около 1720, строился с 1745, архитектор Р. Моррис).
Выдающуюся роль в утверждении и распространении неоготики сыграли замок в поместье Строберри-хилл Х. Уолпола (ныне в черте Лондона, перестроен в готических формах в 1749–1776 из здания 1692, замысел Уолпола воплощали архитекторы У. Робинсон и Дж. Эссекс, интерьеры оформляли Дж. Чут, Р. Бентли, Р. Адам, Т. Питт и др.) с его свободной планировкой и интерьерами, воспроизводящими готические мотивы, и вдохновлённое формами собора в Солсбери «аббатство» Фонтхилл – имение писателя У. Бекфорда в Уилтшире (1796–1817, архитектор Дж. Уайатт; не сохранилось), а также шотландское поместье В. Скотта Абботсфорд (1816–1818, 1822–1824, архитекторы У. Аткинсон, Э. Блор).
В Германии первыми сооружениями в стиле неоготики стали Науэнские ворота в Потсдаме (1754 или 1755, перестроены), спроектированные Фридрихом II Великим и воплощённые архитектором И. Г. Бюрингом, «Готический дом» в дворцово-парковом ансамбле Вёрлиц близ Дессау (1773–1813, архитекторы Ф. В. фон Эрдмансдорф, Г. К. Хезекиль, фасад по образцу венецианской церкви Мадонна-дель-Орто). Средневековую крепость напоминает замок Лёвенбург в Касселе (1793–1801, архитектор Г. К. Юссов). Близ Вены был построен неоготический замок Франценсбург (1798–1801, архитектор Ф. Егер).
Неоготика в 19 в.
В 1-й половине 19 в. неоготика вступила в новую, т. н. археологическую, фазу, которая базировалась на непосредственном изучении памятников готической эпохи и перенесении подлинных конструктивных и декоративных приёмов средневековой архитектуры в современные постройки. В 19 в. неоготика стала восприниматься как собственный национальный стиль во многих европейских странах (в первую очередь в Великобритании и Германии), став альтернативой позднему классицизму.
В Англии, где неоготика стала важнейшей составляющей викторианского стиля и получила название Gothic Revival («возрождение готики»), она широко распространилась в культовом строительстве: церкви – Святого Петра в Лидсе (1839–1841, архитектор Р. Д. Чантрелл), Лондонского университета (1850–1854, архитектор Дж. Р. Брандон), Святого Иоанна Крестителя в Ливерпуле (1867–1870, архитектор Дж. Бодли), Святого Августина в Килберне (Лондон; 1870–1880, архитектор Дж. Пирсон), Всех Святых в Лике (Стаффордшир; 1885–1887, архитектор Н. Шоу) и др.
В Англии и Ирландии была разработана программа массового возведения приходских церквей в этом стиле (постройки Т. Рикмана, Э. Салвина и др.). В формах неоготики строились и светские здания: дома приходских священников, школы (Камбрейский колледж в Шотландии, 1844–1851, архитектор У. Баттерфилд; Лансинг-колледж, 1854, архитектор Р. Карпентер), замки (Олтон в Стаффордшире, 1847, архитектор О. Пьюджин; Кастелл-Кох в Гламоргане, 1875–1890, архитектор У. Бёрджес). Важную роль неоготика сыграла в архитектуре общественных зданий: одним из самых значительных её памятников является Вестминстерский дворец (здание парламента Великобритании; 1840–1868, архитекторы Ч. Бэрри, Э. Бэрри, Пьюджин), воспроизводящий стилистику перпендикулярного стиля английской готики, а также Мемориал принца Альберта (1862–1875, архитектор Дж. Г. Скотт) и Тауэрский мост (1886–1894, архитектор Х. Джонс) в Лондоне, Ратуша в Манчестере (1868–1877, архитекторы А. Уотерхаус, Скотт). Во 2-й половине 19 в. чертами неоготики проникнуты проекты вокзалов (Сент-Панкрас в Лондоне, 1866–1868, инженер У. Г. Барлоу), гостиниц (лондонский Мидленд-Гранд-отель, 1868–1876, архитектор Скотт), колледжей (Маришал-колледж в Абердине, 1906, архитектор А. М. Макензи; Кибл-колледж, 1867–1883, архитектор Баттерфилд), универмагов и других крупных сооружений (здание Королевского суда в Лондоне, 1882, архитектор Дж. Э. Стрит). В стиле неоготики работали также архитекторы Дж. Брукс, Дж. Бентли.
Интерес к готике и её научное изучение позволили завершить строительство соборов Святого Петра и Девы Марии в Кёльне (нефы и башни – 1842–1880, архитекторы Э. Ф. Цвирнер, Р. Фойгтель), в Ульме (1844–1890, архитекторы Ф. Трен, Л. Шой, А. Байер), Святого Вита в Праге (нефы и западный фасад – 1861–1929, архитекторы Й. Краннер, Й. Мокер и К. Гильберт). Неоготика стала одним из самых распространённых стилей церковного строительства по всей Европе: реконструкция церкви аббатства Откомб близ Шамбери, Франция (1824–1843, архитектор Э. Мелано), Фридрихcвердерская церковь в Берлине (1824–1830, архитектор К. Ф. Шинкель), Марияхильфкирхе в Мюнхене (1831–1839, архитектор Й. Д. Ольмюллер), Нотр-Дам-де-Лакен в Брюсселе (1854, архитектор Ж. Пуларт), церковь Святого Николая в Гамбурге (1846–1874, архитектор Дж. Г. Скотт, его проект выбран по результатам международного конкурса; сохранилась частично), Вотивкирхе в Вене (1856–1879, архитектор Г. фон Ферстель) и др.
После наполеоновских войн неоготику стали активно использовать как стиль резиденций монархов: так, в её русле выстроены отдельные части Виндзорского замка, замки – Бабельсберг близ Потсдама (1833–1848, архитекторы К. Ф. Шинкель и Л. Персиус), Хоэншвангау в Баварии (1833–1837, архитектор Д. Куальо и др.), Мариенбург близ Ганновера (1858–1867, архитектор К. В. Хазе), проведена перестройка замка Штольценфельс близ Кобленца (1836–1842, архитектор Шинкель). Она также стала распространённым стилем для крупных общественных зданий: административный комплекс на Парламентском холме в Оттаве (строился с 1859, архитекторы Т. Фуллер, Ч. Джонс, О. Лейвер, Т. Стент), здание парламента Венгрии в Будапеште (1884–1904, архитектор И. Штейндль), новые ратуши в Берлине (1861–1869, архитектор Г. Ф. Веземан), Вене (1872–1883, архитектор Ф. фон Шмидт) и Мюнхене (1867–1908, официально открылась как завершённая в 1909, архитектор Г. фон Хауберриссер) и др.
В страны, где позиции классицизма были особенно сильны, неоготика проникла позднее. Во Франции она связана с идеей сохранения и восстановления средневекового наследия, активным сторонником которой выступал Э. Виолле-ле-Дюк – как в своих теоретических сочинениях, так и в реставрационной деятельности. Памятниками французской неоготики стали «добавления», внесённые им в реконструированные собор Парижской Богоматери, соборы Нотр-Дам в Амьене и Реймсе, церковь Святой Магдалины в Везле, город-крепость Каркасон, замок Пьерфон близ Компьена и другие средневековые постройки.
В Италии основной задачей неоготики также стало завершение недостроенных в Средние века сооружений. В эту эпоху обрели фасады: собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1871–1887, архитектор Э. Де Фабрис) и церковь Санта-Кроче (1857–1865, архитектор Н. Матас) во Флоренции; кафедральный собор в Неаполе (1905, архитектор Э. Альвино), собор Рождества Богоматери в Милане (фасад – 1805–1813, архитекторы К. Амати, Дж. Дзаноя; шпили – 1892). Во 2-й половине 19 в. неоготика постепенно перешла от имитации средневековых форм к их более свободной интерпретации и стала одной из составляющих эклектики.
Неоготика распространилась далеко за пределами Европы, утвердившись в странах Южной и Северной Америки (в США – архитекторы Р. Апджон, Дж. Нотман, Дж. Реник-младший), Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, также в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Она на многие десятилетия определила стиль массового церковного строительства, иногда применялась также при строительстве общественных сооружений (университеты, колледжи и др.).
Интерьеры и декоративно-прикладное искусство
В 19 в. неоготика утвердилась как стиль оформления интерьеров и декоративно-прикладного искусства. Этому способствовало развитие неоготической архитектуры, а также то, что готика стала восприниматься как эпоха одухотворённого ручного ремесла в противоположность современному бездушному машинному производству, как идеальный образец универсального синтеза искусств. В интерьерах неоготический стиль проявился в архитектурном декоре: в использовании стрельчатых арок, резных деревянных панелей, ланцетовидных окон, мотивов готического орнамента (натуралистически изображённая листва, трилистники, квадрифолии и др.), а также в полихромии. Эти мотивы перешли в оформление мебели, изделий из металла, витражей, керамики, текстиля, в ювелирное искусство и другие сферы (на этой основе сложился стиль оформления интерьеров У. Морриса).
Выдающуюся роль в формировании концепции неоготического интерьера и декоративно-прикладного искусства сыграл О. Пьюджин, стремившийся к достоверному воспроизведению форм средневековых предметов в своих проектах утвари, производившейся в специальных мастерских. Ему принадлежат проекты интерьеров многочисленных церквей в Англии, Вестминстерского дворца, Средневекового двора на Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне.
Неоготика в России
В России ещё в середине 18 в. родилось понятие «готический вкус», обозначавшее все художественные явления, противопоставившие себя классицизму. Оно подразумевало обращение к «древности» вообще, без различия конкретных периодов как русской, так и западноевропейской истории, и выступало синонимом всего «странного», «причудливого» и «романического» (в барочном значении этого слова). В пику идеологии Просвещения произведения, созданные в «готическом вкусе», утверждали ценность культуры прошлого и мир частного, подверженного прихотливой игре чувств человека: картины на древнерусские сюжеты И. А. Акимова, А. П. Лосенко с элементами намеренной архаизации форм, постройки В. И. Баженова (прежде всего в Царицыне), садово-парковые павильоны в Царском Селе архитектора В. И. Неелова, ансамбль Чесменского дворца (1774–1777, архитектор Ю. М. Фельтен) в Санкт-Петербурге. Для русской «готической» архитектуры характерны красные кирпичные фасады с декором белого цвета, включающим стрельчатые арки, зубцы, башенки, а также элементы древнерусского зодчества.
Начиная с эпохи романтизма, по мере становления исторического знания о мире, отношение к Средним векам стало более дифференцированным. Несмотря на то что и готические, и древнерусские формы часто входили в единый, подчинённый ампирному синтезу образ (перестройка архитектором И. В. Еготовым строений Московского Кремля после Отечественной войны 1812 г., Екатерининская церковь Вознесенского монастыря там же, 1809–1815, архитектор А. Н. Бакарев, предположительно по проекту К. И. Росси; Синодальная типография в Москве, 1811–1815, архитектор И. Л. Мироновский), наметилось разделение двух обращённых в прошлое стилей: «русского» стиля, использующего элементы древнерусского зодчества, и собственно неоготики. Её декоративные формы зачастую точно соотносятся с историческими образцами, иногда они прямо копируются с построек прошлого: дворец «Коттедж» в Петергофе (1826–1829, архитектор А. А. Менелас), Капелла в Петергофе (1831–1834, архитектор К. Ф. Шинкель), Воронцовский дворец в Алупке (1831–1846, проект архитектора Э. Блора), Петропавловская церковь в Парголове (ныне в составе Санкт-Петербурга; 1831–1840, архитектор А. П. Брюллов). Элементы неоготики используются в перестройке дворца и моста усадьбы Марфино (1831–1846, архитектор М. Д. Быковский).
Буквальное подражание Средневековью на фасадах и в интерьерах культовых, общественных и жилых зданий характеризует более позднюю отечественную неоготику 1840-х –1880-х гг. – времени историзма, основанного на научном изучении прошлого: вокзал станции Новый Петергоф (1854–1857, архитектор Н. Л. Бенуа), лютеранская церковь Святого Михаила в Санкт-Петербурге (1874–1877, архитектор К. К. Бульмеринг), костёл в Иркутске (1881–1886, архитектор И. Ф. Тамулевич) и др. В рамках стиля модерн неоготика вновь стала востребована благодаря свойственному ей органическому синтезу функции и декоративной формы (особняк З. Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, 1893–1898, архитектор Ф. О. Шехтель).
Неоготика в архитектуре и других искусствах была стимулом творческой фантазии, свободной игры воображения, не скованного догматами «правильного», регламентированного языка. Начиная с 18 в. она являлась освежающей тенью культуры, покровительствуя тому, что скрыто от здравого смысла и прагматизма: иррациональным, мистическим, герметическим, будоражащим тайны подсознания сюжетам.