Массовая литература
Ма́ссовая литерату́ра (англ. mass literature; другие названия – тривиальная, популярная литература, паралитература), обозначение литературной продукции, которую отличают ориентация на читательский спрос и получение коммерческой выгоды, вторичность, обусловленная использованием готовых литературных и культурных моделей.
Массовая литература противопоставляется той литературе, которая на данном историческом этапе признаётся классической или инновационной. Произведения массовой литературы как важной составляющей массовой культуры репрезентируют значимые для тех или иных групп общества символы и смыслы и выполняют функцию социально-психологической адаптации их потребителя к проблемам современности. Граница между массовой литературой, с одной стороны, и «высокой» литературой, а также литературой второго ряда (творчество малоизвестных писателей той или иной эпохи) – с другой, нередко оказывается размытой и в историческом плане подвижной (так, раннее творчество О. де Бальзака и Э. Золя, отдельные сочинения Г. Д’Аннунцио вписываются в традицию массовой литературы), поэтому некоторые исследователи вообще воздерживаются от употребления данного термина.
С массовой литературой связана особая издательская стратегия, нацеленная на массовое потребление (серийность, большие тиражи, компактный объём, низкая себестоимость). До 20 в. лидирующую роль в развитии массовой литературы играла Франция, в дальнейшем эта роль перешла к США. Расцвет массовой литературы в 20 в. был подготовлен наступлением «эпохи технической воспроизводимости» (В. Беньямин), индустриализацией литературного труда.
Предысторию массовой литературы следует отсчитывать с народных и лубочных книг, особенности циркуляции и полиграфические параметры которых были ориентированы на относительно массовое потребление. Важную роль в её становлении сыграли созданные в тот же период прозаические переработки и компиляции рыцарских романов («Мелиадор», «Méliador», 1383–1388, Ж. Фруассара, «Амадис Гальский», «Amadís de Gaula», 1508, Г. Родризеса де Монтальво), а также романы барокко (в особенности итальянского), отмеченные высокой степенью стереотипизации сюжетов и персонажей и установкой на развлекательность.
Существенный этап формирования массовой литературы – проза 18 в., в которой зарождаются многие её жанры: эротический (Дж. Клеланд, Ж. Б. д’Аржан, Д. А. Ф. де Сад), «чёрный» (А. Ф. Прево, Ф. Т. М. де Бакюлар д’Арно), готический (Х. Уолпол, А. Радклиф) и разбойничий («Ринальдо Ринальдини», «Rinaldo Rinaldini», 1798, К. А. Вульпиуса) романы. Значительный вклад в становление массовой литературы внесла драматургия (различные модификации мелодрамы).
В России 17–18 вв. произведения массовой литературы нередко представляли собой переработки иностранных образцов («Повесть о приключении английского милорда Георга…», 1782, М. Комарова) или сочетали следование этим образцам с фольклорно-лубочными элементами (лубочная книга «Бова Королевич», 16 в.; повесть «Обстоятельное и верное описание добрых и злых дел российского мошенника, вора, разбойника и бывшего московского сыщика Ваньки Каина...» Комарова, 1779; романы Ф. А. Эмина, М. Д. Чулкова); в 1830-х гг. большýю роль в разработке национальных вариантов массовой литературы сыграл Ф. В. Булгарин.
Основные жанровые модели массовой литературы складываются в русле литературы романтизма: детектив (Э. Т. А. Гофман, Э. По, Э. Габорио), фантастический роман (М. Шелли), вестерн (Дж. Ф. Купер), морской роман (Ф. Марриет, Р. Сабатини, Э. Сальгари). Романтический исторический роман (В. Скотт, А. де Виньи) в 19–20 вв. подвергается постепенной тривиализации – от любовно-авантюрных романов А. Дюма-отца к «романам плаща и шпаги» (М. Зевако, П. Феваль) и «романам об индейцах» Г. Эмара и К. Ф. Мая, зрелищным квазиантичным романам Р. Джованьоли, альковным романам о французской авантюристке Анжелике (А. и С. Голон), псевдоисторическим романам В. С. Пикуля. Некоторые созданные для массового читателя произведения приключенческой литературы впоследствии утвердились как классика детской литературы (М. Рид, Ж. Верн, Р. Л. Стивенсон и др.).
Огромной популярностью начиная с 1838 г. (и особенно в середине 1840-х гг.) пользовались публиковавшиеся в периодической печати романы с продолжением, или романы-фельетоны (Э. Сю, П. де Кок, Ф. Сулье, В. В. Крестовский), хотя в виде фельетона печатались первоначально и некоторые ставшие литературной классикой сочинения («Госпожа Бовари. Провинциальные нравы», «Madame Bovary. Mœurs de province», 1857, Г. Флобера; «Братья Карамазовы», 1879–1880, Ф. М. Достоевского). Особую, многообразную и многожанровую сферу словесности составляет научная фантастика, полностью несводимая к массовой литературе, но в большинстве случаев предназначенная для широкой аудитории. Во многих произведениях массовой литературы фантастического характера, созданных в 19 – начале 20 вв., просматривается влияние оккультизма (Э. Д. Булвер-Литтон, Г. Леруж, Г. Р. Хаггард, Г. Ф. Лавкрафт).
Для большинства образцов массовой литературы характерны идеологический консерватизм; сочетание назидательности с этическим релятивизмом; схематичные сюжеты, основанные на контрастном противопоставлении добра и зла (в этом и других отношениях массовая литература обнаруживает связь с литературной сказкой); однообразие развязок, выдвижение «культовых» персонажей, в ряде случаев имеющих реальные прототипы и нередко по своей популярности затмевающих авторов соответствующих сочинений: великие сыщики – Шерлок Холмс (А. К. Дойл), Жозеф Рультабий (Г. Леру), Эркюль Пуаро (А. Кристи), Жюль Мегрэ (Ж. Сименон), майор Пронин (Л. С. Овалов), Нил Кручинин (Н. Н. Шпанов); преступники и «благородные разбойники» – граф Монте-Кристо (А. Дюма-отца), Рокамболь (П. А. Понсон дю Террайль), Арсен Люпен (М. Леблан), Фантомас (М. Аллен, П. Сувестр); полуфантастические или наделённые сверхъестественными способностями существа – Дракула (Б. Стокер), Тарзан (Э. Берроуз); шпионы – Джеймс Бонд (Я. Флеминг).
В 20 в. происходит тесное взаимодействие массовой литературы с комиксами и кинематографом: в «чёрном» и шпионском детективе (писатели Д. Хэммет, Р. Чандлер, Дж. Кейн, Ф. Дар, более известный как Сан-Антонио, Э. Уоллес, режиссёр А. Хичкок), в произведениях на тему Бэтмена (писатель Б. Фингер, художник Б. Кейн, режиссёры Т. Бёртон, Дж. Шумахер).
В текстах постмодернизма нередко встречается сознательное использование образов и сюжетов массовой литературы, а также их ироническая стилизация (Т. Пинчон, У. Эко), подчас преследующая коммерческие цели и тем самым полностью вписывающаяся в массовую литературу (Б. Акунин). Политизированность, присущая многим произведениям массовой литературы (Я. Флеминг, Дж. Ле Карре, Ф. Форсайт), уравновешивается принципиальной аполитичностью т. н. женского романа.
Наибольшим читательским спросом на рубеже 20–21 вв. пользуются всевозможные модификации детектива (политический, иронический, женский, исторический, боевик), женский роман, технотриллер, гламурный роман.