Шекспир Уильям
Шекспи́р Уи́льям (William Shakespeare) (крещён 26.4.1564, Стратфорд-апон-Эйвон – 23.4.1616, там же), английский поэт, драматург, актёр.
Родился в семье перчаточника, торговца шерстью и стратфордского олдермена. О детстве и юности Шекспира не сохранилось почти никаких сведений. Предполагается, что в 1570-е гг. он посещал стратфордскую грамматическую школу короля Эдуарда. В 1582 г. женился на Энн Хатауэй, в браке родилось трое детей. Первые следы работы Шекспира над пьесами в качестве младшего соавтора относятся к 1587–1588 гг.
За годы карьеры драматурга Шекспир, в отличие от его более старших и младших современников, сотрудничал только с одной театральной компанией – «Слуги лорда-камергера» (Lord Chamberlain’s Men; с 1603 – «Слуги Короля», The King’s Men). «Слуги лорда-камергера» играли в разных театрах, пока в 1599 г. не построили на южном берегу Темзы (в Саутуарке, пригороде Лондона) собственный театр «Глобус», который относился к категории т. н. публичных театров, т. е. имел стоячий партер под открытым небом и крытые галереи с более дорогими местами. C 1608 г. компании принадлежал также крытый (и потому доступный только для более состоятельной публики) театр «Блэкфрайерс» (Blackfriars). Начав работу, вероятно, в качестве наёмного драматурга и актёра, Шекспир стал одним из основных пайщиков компании и получателем значительной доли дохода с театральных сборов. Это улучшило пошатнувшееся финансовое положение его семьи и, предположительно, помогло Шекспиру добиться права на дворянский герб. Активная финансовая деятельность Шекспира в Лондоне и Стратфорде (скупка земель, права на сбор налогов, судебное преследование должников и т. д.) довольно типична для состоятельного провинциального землевладельца и не противоречила его писательскому труду. После пожара в «Глобусе» в 1613 г. Шекспир, как считают большинство исследователей, редко или вообще никогда не появлялся в Лондоне и жил в основном в Стратфорде (Стратфорд-апон-Эйвон). После смерти Шекспира его друзья и коллеги – актёры Дж. Хемингс, Г. Конделл, при участии Б. Джонсона и др. – собрали как изданные, так и неизданные его пьесы и подготовили их к печати. Первое фолио (1623); до 18 в. пьесы Шекспира появлялись на сцене главным образом в виде переделок.
С середины 19 в. стали появляться теории, подвергавшие сомнениям авторство Шекспира и называвшие в качестве претендентов образованных аристократов – графов Оксфорда, Ратленда, Дерби и др. Выдвигалось предположение, что автором пьес Шекспира был его предшественник К. Марло. Попытки опровергнуть авторство Шекспира предпринимаются доныне, однако большинство учёных едины в своём признании его авторства.
Проблема т. н. шекспировского канона (т. е. пьес, авторство которых не вызывает сомнения; их установлено 36) в современном литературоведении осложняется тем, что распространённой практикой в Англии рубежа 16–17 вв. была работа над одной пьесой нескольких авторов. Наиболее ранняя пьеса, в отношении которой доказано авторство Шекспира, – комедия «Два веронца» («The two gentlemen of Verona», 1589–1591, опубликована в 1623). В ряде пьес 1600-х гг. – «Мера за меру» («Measure for measure», 1603–1604), «Макбет» («Macbeth», 1606–1607, обе опубликованы в 1623) и др. – некоторые сцены переработаны Т. Мидлтоном, возможно без участия Шекспира. Наконец, самые поздние его пьесы – «Карденио» («Cardenio», 1612–1613, не сохранилась), «Король Генрих VIII» («All is well, or King Henry VIII», 1612–1613, опубликована в 1623), «Два знатных родича» («Two noble kinsmen», 1613–1614, опубликована в 1634), написаны в соавторстве с Дж. Флетчером. Кроме того, часть пьес, в отношении единоличного авторства которых нет сомнений, например «Гамлет», написана на основе более ранних пьес других авторов.
В традиционной периодизации творчества Шекспира выделялись: период ранних хроник, комедий и поэм (1590-е гг.), период зрелых трагедий и «проблемных пьес» (или «мрачных комедий», 1600–1608) и период «трагикомедий», или драм с элементами фантастического и сказочного (1609–1613). За такой периодизацией стояла определённая интерпретация биографии Шекспира как перехода от «ренессансного», радостного мировосприятия ранних комедий к «разочарованию» в оптимистическом взгляде на мир в зрелых трагедиях, а затем к уходу в мир мечты и сказки. Современная наука не поддерживает такую однозначную интерпретацию, объясняя жанровые предпочтения Шекспира в разные периоды не столько умонастроением самого автора, сколько предпочтениями зрителей и сменой театральных практик.
За более чем 20 лет карьеры драматурга Шекспир работал почти со всеми известными в его время драматическими жанрами. В 1590-е гг. он создал цикл исторических хроник на сюжеты о королях Англии. Хроники – первая попытка Шекспира показать человеческий характер в сложной взаимосвязи личного и политического, понять, какова роль в истории индивидуального и коллективного. Основным источником исторического материала для Шекспира, как и для других его современников, послужили «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда (2-е издание, 1587). Традиционно хроники объединяют в две тетралогии: хронологически более поздние события изображены в трёх частях «Генриха VI» (1591–1592, опубликованы в 1623, 1594, 1595 соответственно) и «Ричарде III» («The tragedy of king Richard III», 1592–1593, опубликована в 1597), более ранние – в «Ричарде II» («The tragedy of king Richard II», 1595, опубликована в 1597), двух частях «Генриха IV» («The Historie of Henrie IV», 1596–1597 и 1597–1598, 1-я часть опубликована в 1598, 2-я – в 1600) и «Генрихе V» («The life of Henry V», 1598–1599, опубликована в 1600). Эти восемь хроник посвящены событиям периода от свержения Ричарда II в 1399 г. до поражения Ричарда III в битве при Босворте 1485 г. Если для большинства других драматургов комические сцены в хрониках были «вставными номерами», то у Шекспира неисторические персонажи психологически не менее глубоки, чем те, деяниям которых и посвящена хроника. Так, сэр Джон Фальстаф, благодаря своей сценической популярности, после хроник («Генрих IV», части 1 и 2; «Генрих V») перешёл в комедию «Виндзорские насмешницы» («The merry wives of Windsor», 1597–1598, опубликована в 1602). В тетралогии не входят хроники «Король Иоанн» («King John», 1596, опубликована в 1623) и «Король Генрих VIII».
Комедии Шекспира, написанные в 1590-е гг., отличает сложный сюжет с несколькими парами влюблённых героев. Кроме «Виндзорских насмешниц», действие комедий происходит за пределами Англии, чаще всего в Италии. Сюжеты этих «романтических» комедий обычно взяты из переводных сборников новелл. Кроме «Двух веронцев» и «Виндзорских насмешниц», к ранним комедиям Шекспира также относят «Укрощение строптивой» («The taming of the shrew», 1590–1591), «Комедию ошибок» («The comedy of errors», 1594, обе опубликованы в 1623), «Бесплодные усилия любви» («Love’s labour’s lost», 1594–1595, опубликованы в 1598), «Сон в летнюю ночь» («A midsummer night’s dream», 1595) и «Много шума из ничего» («Much ado about nothing», 1598, обе опубликованы в 1600). В его более поздних комедиях (как и в целом в драме 1600-х гг.) сильнее выражено меланхолическое начало. Шут из традиционного простоватого комика становится печальным и иногда саркастическим наблюдателем, любовные линии разрешаются более неожиданно для героев. К этой группе не опубликованных при жизни Шекспира «меланхолических» комедий относятся «Как вам это понравится» («As you like it», 1599), «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» («Twelfth night, or What you will», 1600–1601), а также «Всё хорошо, что хорошо кончается» («All’s well that ends well», 1603–1607, все опубликованы в 1623). К тому же типу комедий близка группа «проблемных пьес», нарушающих границы жанров. Для них характерны подчёркнутая социальность, откровенные и даже циничные высказывания героев об обществе, частое несоответствие статуса героя словам и поступкам, сложность и неоднозначность морального плана. Так, «Венецианского купца» («The merchant of Venice», 1596–1597, опубликован в 1600) рассматривают как в рамках традиции карикатурно изображать евреев, так и в качестве одного из первых художественных высказываний против антисемитизма. В пьесе «Троил и Крессида» («Troilus and Cressida», 1600–1602, опубликована в 1609) нередко видят сатиру на современное общество под видом травестирования «Илиады», а в «Мере за меру» – отклик на дискуссии о власти и морали в первые годы правления Якова VI Стюарта. К «проблемным пьесам» можно отнести и «Тимона Афинского» («Timon of Athens», в соавторстве с Т. Мидлтоном, 1605–1606, опубликован в 1623) – беспрецедентно для Шекспира едкую и пессимистическую сатиру на алчность и бездушие общества. Промежуточное положение между хрониками, «проблемными пьесами» и трагедиями занимают «римские трагедии», написанные на сюжеты из Плутарха и других римских историков: «Юлий Цезарь» («Julius Caesar», 1599), «Антоний и Клеопатра» («Antony and Cleopatra», 1606), «Кориолан» («Coriolanus», 1608, все опубликованы в 1623). К «римским трагедиям» формально примыкает также ранний «Тит Андроник» («Titus Andronicus», 1592, опубликован в 1594).
Наиболее известны и чаще всего ставятся т. н. великие трагедии Шекспира: «Ромео и Джульетта» («Romeo and Juliet», 1595–1596, опубликована в 1597), «Гамлет» («The Tragedy of Hamlet, Prince of Denmark», 1600–1601, опубликована в 1603), «Отелло» («Othello, the moore of Venice», 1603–1604, опубликована в 1622), «Король Лир» («King Lear», 1605–1606, опубликована в 1608) и «Макбет». У «великих трагедий» нет общих сюжетных ходов и типов героев. «Ромео и Джульетта» близка «романтическим комедиям», трагическое в неё вносит прежде всего развязка. «Гамлет», одна из наиболее известных и загадочных пьес во всей мировой драматургии, традиционно интерпретируемая как история колебания героя между размышлением и действием, – ответ Шекспира на вернувшуюся в первые годы 17 в. моду на «трагедии мести» в сочетании с образом героя-«меланхолика». «Отелло» и «Король Лир» часто сближают как трагедии о фатальных ошибках, в которых фигурирует психологически неоднозначный злодей – «макиавеллист», стремящийся сконцентрировать власть в своих руках. Политическая тема рушащегося и возрождающегося государства из пьесы «Король Лир» переходит в пьесу «Макбет», где психология злодеяния показана наиболее детально. Почти во всех трагедиях присутствуют комические сцены и герои («комики» в «Гамлете» и «Макбете», «меланхолики» в «Ромео и Джульетте» и «Короле Лире»). «Великие трагедии» ранее нередко интерпретировали как некое «разочарование» Шекспира во взгляде на мир глазами ренессансных гуманистов, но точнее было бы считать их глубоким исследованием природы зла, подчёркивающим необходимость противостоять ему до последнего, как бы сложно это ни было. Поздние пьесы Шекспира – в жанре трагикомедии с элементами сказочного (большинство пьес этой группы написано в соавторстве): «Перикл» («Pericles, Prince of Tyre», в соавторстве с Дж. Уилкинсом, 1607–1608, опубликована в 1609), «Цимбелин» («Cymbeline», 1610, опубликована в 1623), «Зимняя сказка» («The Winter’s tale», 1609–1610, опубликована в 1623) и др. Особую известность среди этих произведений приобрела «Буря» («The Tempest», 1610–1611, опубликована в 1623) – единственная пьеса Шекспира, для сюжета которой не найден первоисточник. Ранее в ней нередко видели «творческое завещание» Шекспира, якобы отрекающегося, как его герой Просперо, от «магии» театрального искусства. Тем не менее драматург в соавторстве продолжал писать пьесы и после «Бури».
Большинство пьес написано нерифмованным пятистопным ямбом – белым стихом, которому Шекспир придал бо́льшую гибкость и ритмическое разнообразие. Белый стих иногда перемежается с рифмованными строками и прозой. Пьесы содержат яркие лирические фрагменты, песни; они насыщены сентенциями и афоризмами; их отличает богатство языка, широкое использование тропов и фигур речи.
Шекспир также известен как поэт. Его ранние поэмы – «Венера и Адонис» («Venus and Adonis», опубликована в 1593) на мифологический сюжет и «Обесчещенная Лукреция» («The Rape of Lucrece», опубликована в 1594) на сюжет из римской истории – посвящены Г. Ризли, графу Саутгемптону, и предположительно написаны по его заказу. В 1609 г. вышло в свет (возможно, без ведома автора) первое издание «Сонетов» Шекспира (всего 154) – цикла, посвящённого отношениям его героя с Прекрасным юношей (Другом), Смуглой леди и Соперником. Несмотря на наличие множества версий, нет однозначного ответа на вопрос о возможных прототипах этих героев. «Сонеты» Шекспира с их традиционной петраркистской тематикой – любви, ревности, разрушительности времени и превосходящей его силой поэзии, в которых получила дальнейшее развитие введённая в английскую поэзию Генри Говардом, графом Сурреем (1517–1547), поэтическая форма (abab cdcd efef gg), ещё при жизни Шекспира считались одним из лучших образцов жанра.
Крупнейший представитель Позднего Возрождения, Шекспир сочетал в своём творчестве взгляды человека зрелого и позднего Средневековья с идеями представителей европейского гуманизма, дух карнавальных народных празднеств и мотивы христианской этики, неоплатонизма, неостоицизма и других философских течений и социально-политических теорий своего времени; персонажи его произведений представляют широкий круг воззрений различных слоёв общества. Масштабная картина бурной переходной эпохи, её контрасты и противоречия в пьесах Шекспира воссозданы сквозь призму личных драм героев, впервые в мировой литературе показанных в их глубокой сложности, многогранности и внутреннем развитии.
«Культ Шекспира» – представление о нём как идеальном авторе, истинном «сыне природы», стал складываться в Англии, а затем и в континентальной Европе во 2-й половине 18 в. Немалую роль в этом сыграло предисловие С. Джонсона к сочинениям Шекспира (1765), а также «Шекспировский юбилей», устроенный в 1769 г. в Стратфорде актёром и продюсером Д. Гарриком. В Германии утверждению «культа Шекспира» способствовали И. Г. Гердер и И. В. Гёте. Как величайший пример творца, свободного от всяких правил, восприняли Шекспира представители романтизма.
Во 2-й половине 18 в. начинается история знакомства с сочинениями Шекспира в России, до середины 19 в. главным образом по французским и немецким переводам-адаптациям. Хотя ещё А. П. Сумароков впервые переложил «Гамлета» (1748), а Н. М. Карамзин – «Юлия Цезаря» (1787), «культ Шекспира» в России связан с эпохой романтизма. Трагедии Шекспира переводил в крепости и Сибири В. К. Кюхельбекер. Огромную роль в появлении в русской литературе духа «шекспиризма» сыграл А. С. Пушкин, трагедия которого «Борис Годунов» была написана «по системе отца нашего Шекспира». Большое значение для русской культуры имел вольный перевод трагедии «Гамлет», выполненный Н. А. Полевым (1837) и спровоцировавший вскоре после постановок пьесы в Москве и Санкт-Петербурге споры о «русском гамлетизме», в дальнейшем развитые И. С. Тургеневым и др. Шекспир занял своё место и в спорах «реалистов» с приверженцами «чистого искусства». Особое место Шекспира в отечественной культуре подчеркнули два собрания его драматических произведений – 1865–1868 гг. и особенно 1902–1904 гг. (под редакцией С. А. Венгерова).
Целиком наследие Шекспира стало доступно русскоязычному читателю в последней трети 19 в., когда возникло и российское академическое шекспироведение (Н. И. Стороженко и др.). Шекспировские реминисценции встречаются у представителей абсолютно противоположных идеологических и поэтических движений – реалистов и модернистов, западников и славянофилов и т. д. Даже в годы Гражданской войны 1917–1922 гг. внимание к Шекспиру не ослабевало – обе противоборствующие стороны пытались использовать его наследие в своих интересах. Социологизирующие тенденции 1920-х – начала 1930-х гг. (В. М. Фриче и др.) отчасти совпали с интересом в СССР к альтернативным теориям шекспировского авторства (которые в том числе поддерживал и А. В. Луначарский); «борьба» вокруг Шекспира – «аристократа» или «буржуа» – помогала перенести дискуссии о нём из эстетического плана в политический, рассматривать как политического автора.
Новое рождение шекспироведения в России произошло в 1930-е гг., с выходом работ И. А. Аксёнова и особенно А. А. Смирнова и М. М. Морозова. Именно в этот период начали складываться два основных направления российского шекспироведения – изучение жанровых особенностей драм Шекспира и их сценических адаптаций. Над проблематикой шекспировских жанров работали Л. Е. Пинский, А. А. Аникст, усилиями которого была создана Шекспировская комиссия при Академии наук. Первыми историками «русского Шекспира» стали Ю. Д. Левин, М. П. Алексеев, проследившие его влияние на образы, жанры и стилистику русской литературы. В 1930–1950-е гг. создан новый корпус шекспировских переводов, важное место в котором принадлежит М. Л. Лозинскому, Б. Л. Пастернаку, А. Д. Радловой. Перевод «Сонетов», выполненный С. Я. Маршаком, несмотря на стилистические отличия от оригинала, стал особым явлением отечественной культуры. Феноменами мировой культуры и символами российской культуры своего времени стали фильмы Г. М. Козинцева «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971), постановка «Гамлета» в Московском театре на Таганке с В. С. Высоцким в главной роли, балет «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева.
Как и в западном, в российском литературоведении 1980-е гг. и последующие десятилетия отмечены отходом от концепции Шекспира как гения, недосягаемо возвышающегося над современниками. Этот поворот подразумевает более пристальное внимание к реконструкции театрального мира шекспировской эпохи, его связи с придворной и городской культурой Лондона, практиками повседневности, к изучению образа Шекспира в национальных культурах различных стран и в современной массовой культуре. Созданы национальные и международные ассоциации шекспироведов, а также такие институции, как Шекспировский институт Бирмингемского университета, Королевский Шекспировский театр в Стратфорде, «Шекспировский Глобус» в Лондоне и другие театры. Мнение, высказанное в 1623 г. Г. Б. Джонсоном о сочинениях Шекспира как принадлежащих «не одному веку, а всем временам», ещё никогда не звучало столь актуально.