Шлегель Фридрих
Шле́гель Фри́дрих (Friedrich Schlegel) (10.3.1772, Ганновер – 12.1.1829, Дрезден), немецкий критик, филолог, философ, писатель, теоретик романтизма. Родился в семье лютеранского пастора, брат А. В. Шлегеля. В 1790–1793 гг. учился в университетах Гёттингена и Лейпцига.
В статьях 1790-х гг., написанных под влиянием И. И. Винкельмана, видел в древнегреческой поэзии прообраз истинного искусства, воплощение «объективно-прекрасного», резко критиковал культуру и искусство Нового времени за господство «манерного, характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к «новому, пикантному и поразительному» и т. п. («Об изучении греческой поэзии» – «Über das Studium der griechischen Poesie», 1797).
В конце 1790-х гг. сформулировал программные идеи йенского романтизма (журнал Athenäum, издававшийся Ф. и А. В. Шлегелями, 1798–1800). Утверждая теперь специфическую ценность современного, «романтического» искусства (в отличие от «классического», античного), вершинами его считал Данте, У. Шекспира, М. де Сервантеса, И. В. Гёте. В многочисленных статьях, фрагментах и афоризмах выдвинул утопический идеал новой, универсальной поэзии (и культуры), эстетически преображающей мир, устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном процессе творческого становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу себя и своих созданий, сливающей воедино искусство, философию, науку и религию [прообраз такого слияния Шлегель видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки которой усматривал в новейшем естествознании и послекантовской идеалистической философии («Разговор о поэзии» – «Gespräch über die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой динамики мира и познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению над ограниченностью своего Я, изображаемого материала и средств изображения. Роман, эта «энциклопедия духовной жизни» индивида, – высший жанр новой поэзии, его идеальные образцы – «Вильгельм Мейстер» Гёте и «Дон Кихот» Сервантеса. В неоконченном и фрагментарном по форме романе Шлегеля «Люцинда» (1799), вызвавшем обвинения в «непристойности», содержалась романтическая теория любви и брака как духовно-телесного единства, гармонического взаимодополнения мужчины и женщины.
В духе Ф. Шлейермахера раннеромантический идеал культуры истолковывался Шлегелем как пантеистическая религия «бесконечного» («Письмо о философии» – «Brief über die Philosophie», 1799; «Идеи» – «Ideen», 1799). Формирующееся Я и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума» – два полюса в картине мира у Шлегеля в 1799–1800-х гг. («идеал-реализм» как соединение концепций И. Г. Фихте и Б. Спинозы; в дальнейшем возрастает влияние Г. В. Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать в застывших понятиях, его можно только «открывать и созерцать» в символах – художественных образах и философских идеях-«прапонятиях». История сознания – это история воображения («пойетического разума»), созидающего символы.
В 1802–1804 гг. Шлегель в Париже, издаёт журнал Europa (1803–1805), проникнутый идеей духовной общности европейской культуры. В кёльнских лекциях по философии (1804–1806) – первом систематическом изложении идей Шлегеля – мир предстаёт как множество конечных становящихся Я (каждое из которых – только фрагмент изначального Я), общающихся между собой и с «пра-Я»; «не-Я» – это лишь некое «противо-Я», или «Ты», в «пра-Я» сходятся все лучи философии. Лекции содержат всеохватывающую критику философских систем, или типов мировоззрений, каждое из которых (материализм, скептицизм, пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в последовательном развитии мировой философии.
После обращения в католичество (1808) жил в Вене, с 1809 г. на австрийской государственной службе, сотрудничал с К. Меттернихом. В «Истории древней и новой литературы» (т. 1–2, 1815, русский перевод ч. 1–2, 1829–1830), продолжающей традиции И. Г. Гердера и занимающей значительное место в утверждении романтического историзма, национальные литературы рассматриваются в их неповторимой индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с религиозной, философской и политической историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой французской революции 1790-х гг. сменились в 1810–1820-х гг. консервативно-романтическим идеалом «истинной империи», олицетворяемой австрийской сословной монархией (журнал Concordia, 1820–1823). В «Философии жизни» («Vorlesungen über die Philosophie des Lebens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte», Bd 1–2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische Vorlesungen: insbesondere über Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) Шлегель развивал идеи универсальной «христианской философии». Критикуя различные философские системы, особенно немецкий классический идеализм, как формы «расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на принципах христианского «спиритуализма», считал восстановление внутренней целостности человеческого сознания в единстве всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д.).
Шлегель – один из основоположников немецкой санскритологии и сравнительного языкознания. В работе «О языке и мудрости индийцев» («Über die Sprache und Weisheit der Indier», 1808) впервые высказал идею о том, что языки могут классифицироваться не только по генетической принадлежности, но и по своему строению независимо от родства. Языки мира разделил на флективные (древнегреческий, латынь, санскрит) и аффиксирующие (тюркские и другие; позднее их стали называть агглютинативными языками). Специфическую особенность флективных языков, которые Шлегель считал наиболее совершенными, он усматривал в наличии изменения корня (внутренней флексии). Идеи Шлегеля, развитые А. В. Шлегелем и К. В. фон Гумбольдтом, легли в основу лингвистической типологии, однако тезис о связи строя языка со степенью его совершенства был впоследствии отвергнут.