Москва. Музыкальная культура
Музыка́льная культу́ра Москвы́, особенности исторического развития города, исполнительские коллективы, учреждения, события.
История
Конец 15 – 17 вв.
Первые сведения о музыкальной жизни Москвы относятся к рубежу 15–16 вв., когда был создан хор государевых певчих дьяков для богослужений и придворных церемоний. В конце 15 в. в придворный быт стали проникать новые формы западноевропейского искусства. По данным летописей, в 1490 г. из Рима приехал «органный игрец» Иван Сальватор; изображения органов встречаются в книжных миниатюрах 16 в. При дворе с 1613 г. до конца 17 в. функционировала Потешная палата. В 1586 г. царица Ирина Фёдоровна получила в подарок от английской королевы Елизаветы I Тюдор орган и клавесин (вирджинал); Борис Годунов выписывал из-за границы музыкальные инструменты.
Музыке обучались не только представители знати, но и дети священнослужителей, торговых и посадских людей. Школьное начальное образование в 16 в. непременно включало церковное пение (подтверждено установлением Стоглавого собора). Несмотря на многочисленные запреты, популярностью пользовалось искусство скоморохов, которые выступали и при дворе (в 1571 скоморохов набирал Иван IV Васильевич).
Во 2-й половине 17 в. достигло расцвета искусство колокольных звонов. В середине 17 в. по инициативе церковных властей была усовершенствована невменная система музыкальной нотации; развивался новый многоголосный стиль партесного пения, пришедшего с территории современной Украины. Во 2-й половине 17 в. в Москве служили регенты и композиторы Ян Календа, Н. П. Дилецкий, Василий Титов, С. Пекалицкий, польский органист и органный мастер Симон Гутовский (установил орган в Грановитой палате, в 1677 организовал изготовление нотных оттисков). Любители «немецкой» музыки из среды просвещённого боярства Н. И. Романов, А. С. Матвеев (организатор придворных музыкальных празднеств) содержали домашние капеллы. Инструментальная музыка (орган, спинет) звучала в доме князя В. В. Голицына. Парадные церемонии сопровождались духовой военной музыкой (в 1660-х гг. большинство трубачей проживало в районе Поварской улицы, там же существовала специальная школа – «съезжий двор трубного учения»).
18 в.
С перенесением столицы в Санкт-Петербург Москва перестала быть центром политической жизни страны, однако согласно традиции коронация российских монархов по-прежнему проходила в Успенском соборе Московского Кремля. Светские церемонии (в том числе празднования военных побед) сопровождались хоровой и инструментальной музыкой, музыкально-театральными действами. В начале 18 в. в Москве остался хор патриарших певчих дьяков, преобразованный в Синодальный хор. В Славяно-греко-латинской академии существовал ученический оркестр, культивировалось исполнение кантов. В 1731 г. в Москве при дворе Анны Ивановны силами итальянской труппы курфюрста Саксонии и польского короля Августа II Сильного была исполнена комическая опера-пастораль «Каландро» Дж. Ристори – первый оперный спектакль в России. Коронация Елизаветы Петровны была отмечена пышной постановкой оперы «Милосердие Тита» И. А. Хассе (1742) в специально построенном Оперном доме на 1 тыс. мест (на берегу Яузы, напротив Головинского дворца). В 1759–1761 гг. в Москве выступала первая общедоступная частная итальянская оперная антреприза Дж. Б. Локателли (Оперный дом у Красного пруда, ныне район Казанского вокзала); антрепренёр предоставлял сцену для выступлений труппы учеников Московского университета, занимался обучением театральному делу гимназистов. Театрально-музыкальные представления нередко устраивались самими учащимися Воспитательного дома и студентами Московского университета.
Первый постоянно действующий театр в Москве – театр Медокса (1776–1780). После пожара 1780 г. выстроено новое здание на улице Петровка – Петровский театр. В его репертуаре были комедии, балеты, трагедии, драмы и мелодрамы, здесь шли первые русские комические оперы – «Мельник – колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского (1779), «Несчастье от кареты» (1780), «Скупой» (1782), «Санктпетербургский гостиный двор» (1783) В. А. Пашкевича. Капельмейстерами театра Медокса и Петровского театра в 1770–1780-х гг. были И. Ф. Керцелли, С. Жорж, М. Стабингер. В труппе Петровского театра состояли известные актёры и певцы (Е. С. Сандунова, С. Н. Сандунов, А. Г. Ожогин), они же часто служили учителями при крепостных театрах московских вельмож. На рубеже 18–19 вв. в Москве и её окрестностях существовало до 50 крепостных театров; одними их самых значительных были постановки в театрах графов Шереметевых (в Москве на Никольской улице, в усадьбах Кусково и Останкино), отдававших предпочтение репертуару музыкального театра.
Последняя треть 18 в. отмечена активизацией концертной жизни: концерты устраивались в театре Медокса, затем «маскарадный» и «редутный» залы предоставлял Петровский театр. В 1780–1790-х гг. в Москве концертировали скрипачи Ф. Сартори, А. Лолли, кларнетист Й. Бер, клавесинист А. Б. Сартори, дирижёр и композитор М. Стабингер, пианист И. В. Геслер. Среди исполнителей стали появляться и русские имена (Д. Н. Кашин, Е. С. Сандунова). Московские музыканты М. и И. Керцелли открыли в 1773 г. первую музыкальную школу (на улице Покровка), в основном для обучения крепостных. В 1760-х гг. открылась нотная торговля в Академической книжной лавке, в 1772 г. Х. Вевер начал печатать ноты в Университетской типографии. В 1774–1775 гг. Вевер и Керцелли издавали нотный журнал «Музыкальные увеселения», в 1806–1809 гг. печатался «Журнал отечественной музыки».
19 – начало 20 вв.
Событием концертной жизни Москвы начала 19 в. стало исполнение в 1811 г. оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» С. А. Дегтярёва, первого национального сочинения в ораториальном жанре. В Москве жили и работали композиторы А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, А. Е. Варламов, А. Л. Гурилёв. В 1820-х гг. в Москве выступали скрипачи Г. А. Рачинский и И. И. Семёнов, большую популярность в качестве концертного инструмента завоёвывала гитара (главой московской школы гитаристов был А. О. Сихра, другие крупные её представители – С. Н. Аксёнов и М. Т. Высотский). Долгое время в Mоскве жил ирландец Дж. Филд, оказавший значительное влияние на развитие русского пианизма; известность приобрели пианисты и педагоги А. И. Виллуан, И. И. Геништа (пропагандировал творчество Л. ван Бетховена), А. И. Дюбюк.
1-я половина 19 в. – время расцвета литературно-музыкальных салонов. В салоне С. Н. Бегичева (на Мясницкой улице) участвовали А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский. Любительское музицирование нередко достигало профессионального уровня (квартетные вечера у Ф. К. Гебеля). Русские народные песни и городские романсы исполняли цыганские хоры (наиболее известен хор под руководством И. О. Соколова, 1820–1840-е гг.).
После пожара в Петровском театре (1805) его труппа была передана в ведение Дирекции московских Императорских театров (1806). Спектакли шли в доме Пашковых на углу Моховой и Большой Никитской улиц. В Арбатском театре С. С. Апраксина на углу Знаменки и Арбатской площади (открыт в 1808; сгорел в 1812) также выступала французская труппа; при труппе была открыта театральная школа. Осенью 1812 г. труппа и имущество московских Императорских театров было эвакуировано. Восстановление музыкально-театральной жизни в Москве шло с большими трудностями; кризис, связанный с Отечественной войной 1812 г., разрешился только к 1825 г., когда был открыт Большой Петровский театр. Солистами музыкально-драматической труппы стали Н. В. Репина, Е. А. Семёнова, А. О. Бантышев и др. Подъёму художественного уровня театра способствовал Верстовский, управляющий Московской конторой Дирекции Императорских театров. В 1846–1853 гг. в Большом театре выступала Санкт-Петербургская императорская русская оперная труппа. Концерты классического репертуара проходили на сцене Большого театра, в Дворянском (Благородном) собрании; симфоническими концертами дирижировал капельмейстер Большого театра И. И. Иоганнис. Среди гастролировавших в Москве музыкантов: скрипачи К. Липиньский, А. Вьётан, У. Булль, пианисты Ф. Лист, К. Шуман, певцы Дж. Б. Рубини, Г. Зонтаг, П. Виардо. Событиями стали посещения Москвы Г. Берлиозом (1847), Р. Вагнером (1863).
В 1850–1860-х гг. возникали характерные для культурной жизни Москвы объединения представителей литературных, театральных, научных и музыкальных кругов. Многие из них собирали и пропагандировали народные песни (например, члены т. н. молодой редакции журнала «Москвитянин» – А. А. Григорьев, А. Н. Островский, Т. И. Филиппов); просветительской деятельностью занимался Артистический кружок (1865–1883), в котором участвовали Островский, Н. Г. Рубинштейн, В. Ф. Одоевский (его салон на Смоленском бульваре в 1860-х гг. стал центром литературной и музыкальной жизни Москвы).
По инициативе Н. Г. Рубинштейна в 1860 г. открылось Московское отделение Русского музыкального общества [РМО; с 1869 Императорское – ИРМО; концерты проходили в зале Дворянского (Благородного) собрания, общедоступные – в Манеже], а в 1866 г. на основе музыкальных классов РМО – Московская консерватория. В программы концертов РМО (где Рубинштейн был главным дирижёром), помимо музыки западноевропейских классиков и романтиков, включались произведения русских композиторов. В 1866 г. для преподавания в музыкальных классах РМО был приглашён П. И. Чайковский (в 1866–1878 профессор Московской консерватории); большое значение в музыкальной жизни города имела и его музыкально-критическая деятельность (статьи в газете «Русские ведомости»). В консерватории преподавали также Г. А. Ларош, Н. Д. Кашкин, Ф. Лауб, А. Д. Александрова-Кочетова, И. В. Самарин, протоиерей Д. В. Разумовский.
Н. Г. Рубинштейн учредил в Московской консерватории музыкально-драматический класс (под руководством С. В. Шумского, затем И. В. Самарина). Подготовленные учениками в качестве годового экзамена оперы и фрагменты опер, в том числе первое исполнение оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского 17(29) марта 1879 г. на сцене Малого театра, привлекали внимание московских культурных кругов. Директор консерватории регулярно дирижировал симфоническими концертами ИРМО, в программы которых входили сочинения современных русских композиторов.
В 1860–1880-х гг. ни руководству, ни дирижёрам московских Императорских театров не удавалось вывести труппу на стабильный профессиональный уровень. В числе знаменательных новинок на московской сцене этого периода – премьеры двух сочинений Чайковского: балета «Лебединое озеро» (1877) и оперы «Евгений Онегин» (1881) в редакции для большой сцены. Первая редакция балета (балетмейстер В. Рейзингер) не имела настоящего успеха, в отличие от оперы, поставленной под музыкальным руководством итальянского дирижёра Э. М. Бевиньяни. Труппа московской русской оперы в этот период представляла довольно сильный ансамбль солистов, среди них: М. Н. Климентова, А. П. Крутикова, Д. А. Усатов, П. А. Хохлов, Б. Б. Корсов и др. Однако лишь после театральных реформ 1882 г., произведённых И. А. Всеволожским, общий музыкальный уровень постановок стал повышаться.
В связи с отменой монополии Императорских театров (1882) стали возникать частные оперные антрепризы, в числе первых – Частная опера С. И. Мамонтова. В репертуар театра входили петербургские новинки, оперы «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и «Кармен» Ж. Бизе в русском переводе. Среди солистов оперы: Н. В. Салина, Т. С. Любатович, М. Д. Малинин, А. К. Бедлевич. Новаторским было оформление спектаклей Частной оперы, которым занимались молодые художники круга Мамонтова: В. М. Васнецов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, В. Д. Поленов.
После смерти Н. Г. Рубинштейна в 1881 г. концертами ИРМО дирижировали М. Эрдмансдёрфер (1882–1889) и В. И. Сафонов (1889–1905), а также петербургские знаменитости – Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и др. Новый директор консерватории С. И. Танеев (до 1889) также устраивал публичные оперные спектакли (под его управлением прозвучали оперы В. А. Моцарта), по его инициативе были приглашены преподавать многие крупные музыканты (А. С. Аренский, Сафонов, А. И. Зилоти, С. В. Смоленский). В период директорства Сафонова (до 1905) здание консерватории после капитальной перестройки приобрело современный вид; в 1901 г. открыт Большой зал Московской консерватории. В 1886 г. реформировано Синодальное училище церковного пения, в 1889 г. его возглавил Смоленский, что ознаменовало новый этап в церковно-певческом деле.
Музыкально-образовательные функции осуществляло и возникшее в 1878 г. Русское хоровое общество (общественные хоровые классы). Общество любителей музыкального и драматического искусства, созданное П. А. Шостаковским (1878), через 5 лет получило название Филармонического, а его частная музыкальная школа преобразовалась в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества (с 1918 Музыкально-драматический институт, в дальнейшем ГИТИС, ныне Российский институт театрального искусства – ГИТИС). В 1883 г. открылись женские музыкальные курсы Н. А. Муромцевой, в 1891 г. – музыкальное училище B. Ю. Зограф-Плаксиной (в дальнейшем Музыкальное училище при Московской консерватории), в 1895 г. – музыкальное училище сестёр Гнесиных.
Новое поколение композиторов, воспитанников Московской консерватории, представлено именами А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова, позднее Н. К. Метнера. Интенсивной была концертная деятельность Филармонического общества (дирижировали А. И. Зилоти, Рахманинов), художественный интерес представляли и программы Синодального хора (цикл концертов русской духовной музыки, 1895). Просветительские задачи имели концерты камерной музыки, которые давались бесплатно Кружком любителей русской музыки А. М. и М. С. Керзиных.
Частные оперные антрепризы с начала 1890-х гг. получили новое развитие. Стремление к обновлению постановочных принципов заметно в антрепризе И. П. Прянишникова (1892–1893). Огромное художественное значение приобрела с середины 1890-х гг. московская Частная русская опера Мамонтова благодаря новым принципам постановки, творческому составу (дирижёры С. В. Рахманинов, М. М. Ипполитов-Иванов, певцы Ф. И. Шаляпин, Н. И. Забела-Врубель), оформлению спектаклей (художники В. А. Серов, М. А. Врубель, С. В. Малютин и др.). Репертуар определялся целями пропаганды творчества композиторов русской школы. На смену театру Мамонтова пришла Опера С. И. Зимина. К началу 20 в. вырос уровень постановок Большого театра; занявший в 1898 г. пост управляющего Московской конторой Императорских театров В. А. Теляковский смог привлечь в труппу значительные творческие силы (дирижёры Рахманинов, B. И. Сук, Э. А. Купер, певцы Шаляпин, А. В. Нежданова, Л. В. Собинов, режиссёры П. И. Мельников, В. А. Лосский, художники Коровин, А. Я. Головин и др.).
В 1890–1900-х гг. в разных районах Москвы возникли музыкальные школы для разных слоёв общества, при первом рабочем университете – Пречистенских курсах – организован хор (руководители Е. Э. Линёва, В. А. Булычёв), с 1906 г. работала Народная консерватория. Развернулась деятельность Музыкально-этнографической комиссии (1901). Разнообразными программами отличались концерты С. А. Кусевицкого (с 1909), познавательный интерес представляли циклы Исторических концертов С. Н. Василенко, хоровая и вокально-инструментальная музыка баховской эпохи звучала на концертах Симфонической капеллы Булычёва. Сочинения русских композиторов пропагандировали М. А. Дейша-Сионицкая («Музыкальные выставки», 1907–1912), М. А. Оленина-д'Альгейм (концерты камерно-вокальной музыки «Дома песни», с 1908). Событием стали «Крестьянские концерты» хора, организованного М. Е. Пятницким (1910).
В Москве выходили журналы «Музыкальный вестник» (1870–1872), «Музыкальный труженик» (1906–1910) и др. В 1910 г. В. В. Держановский предпринял издание еженедельника «Музыка» (среди авторов – петербуржец Б. В. Асафьев). В этот период работали московские критики С. Н. Кругликов, Ю. Д. Энгель, Г. Э. Конюс; функционировали музыкальное издательство П. И. Юргенсона (с 1861; с 1867 собственная нотопечатня), Российское музыкальное издательство Н. К. и С. А. Кусевицких (в 1914 в него влилось издательство А. Б. Гутхейля, существовавшее с 1859). Москву посетили К. Дебюсси, Г. Малер, Р. Штраус, гастрольная афиша включала имена A. Никиша, Э. Колонна, И. Гофмана, Ф. Крейслера, П. Касальса, Ф. Бузони и других европейских музыкантов.
Советский период
После Октябрьской революции 1917 г. музыкальная жизнь Москвы значительно изменилась. Рушилась сложившаяся к началу 20 в. система концертно-просветительских организаций (Московское отделение ИРМО и Русское хоровое общество закрыты в 1917, Филармоническое общество и «Дом песни» – в 1918), исчезли многие исполнительские коллективы (Синодальный хор – в 1919). Радикально сократилась численность церковных хоров, упразднено церковно-певческое образование (Синодальное училище в 1918 преобразовано в Московскую народную хоровую академию, в 1923 объединённую с Московской консерваторией). Музыкальная культура города понесла значительные потери в связи с отъездом за границу композиторов С. В. Рахманинова, Н. К. Метнера, А. Т. Гречанинова, исполнителей А. И. Зилоти, С. А. Кусевицкого, В. А. Булычёва, критиков Л. Л. Сабанеева, Ю. Д. Энгеля и многих других. Национализация музыкальных издательств, архивов, магазинов и т. п. (декрет СНК от 19 декабря 1918) изменила существовавшую до революции систему нотопечатания и распространения нот. Декретом СНК от 12 июля 1918 г. Московская консерватория была переведена в ведение Наркомпроса, многочисленные музыкальные школы, студии, хоровые академии стали подотчётны Музыкальному отделу (МУЗО) Наркомпроса. Сложившаяся в начале 20 в. система музыкального просвещения (рабочие клубы, бесплатные школы) использовалась после революции преимущественно в пропагандистских целях. С переездом правительства из Петрограда (ныне Санкт-Петербург) в Москву сцена Большого театра стала использоваться для проведения общественно-политических мероприятий.
В 1921 г. основана Московская филармония. В 1922 г. создан первый в России джазовый коллектив – «Эксцентрический джаз-банд» B. Я. Парнаха, а также оркестр без дирижёра Персимфанс. С 1924 г. стали проводиться регулярные музыкальные радиопередачи, в которых участвовали крупнейшие исполнители (дирижёр Н. С. Голованов, пианисты A. Б. Гольденвейзер, К. Н. Игумнов, Г. Г. Нейгауз, и др.). В 1930 г. создан Симфонический оркестр Всесоюзного радио. В Москве гастролировали иностранные дирижёры О. Фрид, Э. Ансерме, пианисты А. Казадезюс, А. Корто, Э. Петри, скрипачи Я. Хейфец, Й. Сигети, композиторы П. Хиндемит, Б. Барток, Д. Мийо и др. В 1927 г. основан Московский государственный академический театр оперетты (современное название с 1992).
С Москвой этих лет связаны имена композиторов А. Н. Александрова, Р. М. Глиэpa, Ипполитова-Иванова, Д. Б. Кабалевского, А. В. Мосолова, Н. Я. Мясковского, Л. А. Половинкина, Н. А. Рославца, А. И. Хачатуряна, В. Я. Шебалина и др. Московскую консерваторию в 1920-х гг. окончили многие выдающиеся исполнители (пианисты Л. Н. Оборин и Г. Р. Гинзбург в 1927 завоевали премии на 1-м Международном конкурсе пианистов имени Ф. Шопена в Варшаве).
В 1920-х гг. возникли объединения композиторов и музыкальных деятелей: Ассоциация современной музыки (АСМ), Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), Объединение революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД), Производственный коллектив студентов-композиторов Московской консерватории («Проколл»; ряд членов вошли в РАПМ). Полновластие РАПМ в конце 1920-х – 1-й половине 1930-х гг. негативно сказалось на жизни консерватории, Большого театра (Гольденвейзер снят с поста ректора консерватории, со всех постов уволен Голованов). Преследованиям подверглись Государственный институт музыкальной науки (ГИМН; закрыт в 1931) и музыкальная секция Государственной академии художественных наук (ГАХН; в 1930 реорганизована с введением в состав сотрудников деятелей РАПМ). Постановлением ЦК ВКП(б) 1932 г. были распущены все объединения музыкантов, создан единый московский Союз композиторов (СК) и Оргкомитет СК СССР с печатным органом – журналом «Советская музыка» (с 1992 «Музыкальная академия»). В Москве проводились престижные музыкальные конкурсы: 1-й Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей (1933); Всесоюзный конкурс скрипачей и виолончелистов (1937), пианистов (1938), дирижёров (1938).
В 1936 г. в Москву из Западной Европы переехал С. С. Прокофьев. К началу 1930-х гг. в столице базировалось около 40 разных музыкальных коллективов. В 1936 г. созданы Государственная хоровая капелла (руководитель в 1936–1937 и в 1941–1980 – А. В. Свешников), Государственный симфонический оркестр СССР и Государственный оркестр народных инструментов; концертные коллективы формировались и из артистов Большого театра. Работали джаз-оркестр под управлением Л. О. Утёсова, Ансамбль песни и пляски Красной Армии (ныне Ансамбль песни и пляски Российской Армии). В 1936 г. создан Джаз-оркестр СССР, в 1938 г. – Джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета (руководитель с 1939 – А. Н. Цфасман). С 1930-х гг. в Москве развернулась деятельность дирижёров А. В. Гаука, К. К. Иванова, А. Ш. Мелик-Пашаева, Н. Г. Рахлина, С. А. Самосуда, певцов И. С. Козловского, C. Я. Лемешева, М. Д. Михайлова, Н. Д. Шпиллер, пианистов М. В. Юдиной, Э. Г. Гилельса, Я. И. Зака, Я. В. Флиера, скрипачей М. Б. Полякина, Д. Ф. Ойстраха, виолончелиста С. Н. Кнушевицкого.
Статьями «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» в газете «Правда» (1936) с уничтожающей критикой Д. Д. Шостаковича (по поводу московских постановок оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей») открылся новый этап борьбы с «формализмом». Процесс расслоения музыкального искусства на официально принятое и отвергаемое выразился, с одной стороны, в культивировании русской классики (Декада русской классической музыки, 1938; постановка в Большом театре оперы «Жизнь за царя» М. И. Глинки под названием «Иван Сусанин» и с новым текстом С. М. Городецкого, 1939), музыкальных произведений на народно-песенной основе («Тихий Дон» И. И. Дзержинского, Большой театр, 1936), музыки композиторов из республик СССР, а с другой стороны, в запрете на исполнение произведений многих композиторов (в том числе Прокофьева и Шостаковича), многократных «чистках» кадров (в 1937 репрессирован Н. С. Жиляев), ограничениях на гастроли зарубежных исполнителей.
В годы Великой Отечественной войны некоторые музыкальные коллективы и учреждения были эвакуированы, часть продолжала концертную и театральную деятельность. Идеологический нажим ослаб; были присуждены Сталинские премии Шостаковичу, Прокофьеву, Мясковскому и другим, их музыка звучала по радио (Симфонический оркестр Всесоюзного радио возглавлял Голованов). Впервые в Москве была исполнена Симфония № 8 Шостаковича (с 1943 жил в Москве), прозвучала опера «Война и мир» Прокофьева в концертном исполнении (1944). В 1942 г. создана Республиканская русская хоровая капелла (история восходит к 1900). В 1944 г. открыты Институт истории искусств Академии наук СССР (ныне Государственный институт искусствознания), Музей музыкальной культуры (ныне Российский национальный музей музыки; ведёт историю с 1910), Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных (с 1992 Российская академия музыки имени Гнесиных).
Ужесточение контроля над культурной жизнью выразилось в постановлении ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г., отрицающем заслуги крупнейших советских композиторов (Прокофьева, Мясковского, Шостаковича, Хачатуряна, Шебалина, М. С. Вайнберга, Г. Н. Попова и др.). В том же году в столице состоялся 1-й Всесоюзный съезд советских композиторов (в Москве проходили все последующие съезды и большинство пленумов правления СК СССР и СК РСФСР). События 1948 г. негативно сказались и на развитии профессиональной эстрады: оркестры Утёсова и Э. Рознера вынуждены были сменить репертуар. В концертах звучала отечественная и зарубежная классика, тогда как музыка 20 в. (включая сочинения Рахманинова и И. Ф. Стравинского) игнорировалась. Новым сочинениям московских композиторов – Ю. М. Буцко, Г. В. Свиридова, Б. А. Чайковского, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая – был затруднён доступ к слушателям. Вместе с тем постоянно рос контингент профессиональных музыкантов-исполнителей, который составили дирижёры К. П. Кондрашин, Е. Ф. Светланов, хоровые дирижёры К. Б. Птица, В. Г. Соколов, А. А. Юрлов, пианисты В. В. Софроницкий, С. Т. Рихтер, скрипачи Л. Б. Коган, И. С. Безродный, виолончелисты М. Л. Ростропович, Д. Б. Шафран, певцы Г. П. Вишневская, И. А. Архипова, Е. В. Образцова, В. А. Атлантов, Е. Е. Нестеренко, Б. А. Руденко. По инициативе крупных исполнителей создавались новые коллективы: усилиями дирижёра С. А. Самосуда – Симфонический оркестр Московской филармонии (1951, в составе филармонии с 1953), дирижёра и альтиста Р. Б. Баршая – Московский камерный оркестр (1956). Организованы Государственный московский хор (1956), квартет Московской филармонии (1945, в составе филармонии с 1946). С 1945 г. возобновлены конкурсы музыкантов-исполнителей. В 1956 г. создано издательство «Советский композитор» (ныне «Композитор»), в 1957 г. – Всесоюзная студия грамзаписи (с 1964 фирма «Мелодия»).
После XX съезда КПСС (1956) и постановления ЦК «Об исправлении ошибок в оценке опер "Великая дружба", "Богдан Хмельницкий" и "От всего сердца"» (1958) концертная жизнь Москвы заметно активизировалась, значительно выросло количество выступлений зарубежных исполнителей. В Москве гастролировали театры «Ла Скала», «Ковент-Гарден», «Комише опер», Венская государственная опера, Шведская королевская опера, симфонические оркестры Праги, Бухареста, Нью-Йорка, Бостона, Филадельфии, Французского радио и телевидения, Лейпцига («Гевандхауз»), Лондона (Королевский филармонический оркестр), камерный оркестр «Виртуозы Рима» (I Virtuosi di Roma). Среди гастролировавших исполнителей: дирижёры – П. Ардженто, Л. Бернстайн, П. Булез, Дж. Джорджеску, Г. фон Караян, Ю. Орманди, Л. Стоковский, Я. Ференчик; пианисты – А. Бенедетти Микеланджели, Г. Гульд, Артур Рубинштейн, А. Фишер; скрипачи – И. Менухин, И. Стерн, Г. Шеринг; виолончелисты – Г. Касадо, М. Садло, П. Фурнье; певцы – Н. Гедда, Н. Гяуров, Л. Маршалл, М. Дель Монако; шансонье Ив Монтан, Ш. Азнавур. В концертный репертуар отечественных исполнителей стала включаться зарубежная музыка 20 в., в качестве гостей Москву посетили композиторы Б. Бриттен, И. Ф. Стравинский, З. Кодай, Л. Ноно, Ж. Орик, А. Соге и др. Профессиональным искусством признан джаз, в Москве стал функционировать оркестр О. Л. Лундстрема (1956), получили известность солисты И. М. Бриль (фортепиано), Г. А. Гаранян (саксофон), В. Г. Носов (труба), А. А. Кузнецов (гитара). К 1970-м гг. джазовое исполнительство заняло значительное место на филармонической эстраде (пианист Л. А. Чижик, ансамбли «Мелодия», «Каданс», «Арсенал»). Наряду с творчеством профессиональных композиторов-песенников (традиции И. О. Дунаевского, В. П. Соловьёва-Седова, С. С. Туликова, Т. Н. Хренникова с 1960-х гг. развивали А. А. Бабаджанян, В. Е. Баснер, Э. С. Колмановский, А. Н. Пахмутова, Ю. С. Саульский, О. Б. Фельцман, М. Г. Фрадкин, Я. А. Френкель и др.), огромной популярностью пользовалась «бардовская» песня (Б. Ш. Окуджава, А. А. Галич, В. С. Высоцкий). В 1960–1980-х гг. в эстрадном жанре славилась певица Л. Г. Зыкина, с 1970-х гг. – А. Б. Пугачёва.
В 1970–1980-х гг. бюрократизация руководства культурой, идеологическое вмешательство в творческий процесс породили волну эмиграции. Страну покинули московские музыканты с мировым именем – А. М. Волконский, Ростропович, Вишневская, Баршай, Кондрашин, скрипач Г. Кремер, скрипач и дирижёр Л. И. Маркиз и др. Творчество московских авангардистов (Волконский, А. Г. Шнитке, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина) бойкотировалось и замалчивалось руководством СК, однако положение стало меняться с организацией в столице фестиваля современной музыки «Московская осень» (с 1979), Международного фестиваля современной музыки (1981, с 1984 регулярно). С 1981 г. в культурной жизни Москвы важное место занимает международный фестиваль «Декабрьские вечера» (инициаторы – Рихтер и И. А. Антонова). Среди крупных московских исполнителей 1970–1980-х гг.: пианисты – Д. А. Башкиров, Л. Н. Берман, Э. К. Вирсаладзе, Н. А. Петров, М. В. Плетнёв; скрипачи – О. М. Каган, В. Т. Спиваков, В. В. Третьяков; виолончелисты – Н. Г. Гутман, И. А. Монигетти, М. Э. Хомицер, Н. Н. Шаховская.
В конце 1960-х – начале 1980-х гг. в Москве появились рок-группы и солисты, поющие (в том числе песни собственного сочинения) на родном языке: «Машина времени» (руководитель А. В. Макаревич; в 2022 в РФ признан иностранным агентом), «Автограф» (руководитель А. В. Ситковецкий), «Электроклуб» (руководитель Д. Ф. Тухманов, солист И. В. Тальков), певец и композитор А. Б. Градский. Эти же годы отмечены распространением арт-рока (в сложных «электронных» формах), ставились первые российские рок-оперы. В период перестройки популярность завоевали рок-ансамбли «протестной» и сатирической, в разгар военных действий в Чечне 1990-х гг. – патриотической направленности.
Во 2-й половине 1980-х гг. возродился творческий интерес к церковным хоровым жанрам. С 1989 г. по инициативе Г. В. Свиридова ежегодно проходит фестиваль церковной православной хоровой музыки. В 1990-х гг. в Москве стали проводиться фестивали духовной музыки, на которых звучали не исполнявшиеся в СССР произведения П. Г. Чеснокова, А. Г. Чеснокова, Н. Н. Черепнина, А. Т. Гречанинова, С. В. Рахманинова.
Конец 20 – начало 21 вв.
В 1990-х гг. профессиональная музыкальная культура претерпела значительные изменения. Господство рыночных отношений привело к неоднозначным результатам: ведущие композиторы (С. А. Губайдулина, М. Г. Коллонтай, Н. С. Корндорф, А. М. Раскатов, Д. Н. Смирнов, Е. О. Фирсова, А. Г. Шнитке, В. А. Шуть, Р. К. Щедрин) и значительная часть исполнителей переехали за рубеж, затруднилось развитие музыки некоммерческого плана; сделал первые шаги российский музыкальный шоу-бизнес.
Интерес к использованию новейших электронных технологий в музыкальном искусстве объединил членов Ассоциации электроакустической музыки (1990, среди основателей – Э. Н. Артемьев). Сформировалась группа композиторов, определявшая себя как «третье направление» (соединение приёмов и техники академической музыки с доступностью т. н. коммерческой музыки), многие из этих композиторов успешно работали в жанре киномузыки; среди них: Г. И. Гладков, В. С. Дашкевич, М. И. Дунаевский, М. А. Минков, А. Л. Рыбников, А. С. Зацепин, Д. Ф. Тухманов, А. В. Семёнов.
Отечественный авангардизм организационно возродился в новой Ассоциации современной музыки (АСМ-2, 1990, в 1999 преобразована в Научно-творческий центр современной музыки Московской консерватории, с 2001 – российское отделение Международного общества современной музыки, ISCM); информационные и просветительские задачи решал близкий им по тематике журнал «Трибуна современной музыки» (с 2005 вышло 8 номеров до прекращения издания). В Москве проводится международный фестиваль современной музыки «Московский форум» (с 1994; последний – в 2021). На свои авторские концерты в 1990-х – середине 2000-х гг. в Москву приезжали Булез, К. Штокхаузен, Я. Ксенакис, А. Пуссёр и др. Особое значение имели приезды Х. Лахенмана (1990, 1993), оказавшего влияние на А. К. Вустина, С. В. Павленко, В. Г. Тарнопольского, Ю. С. Каспарова и др. Продолжателями дела первых российских минималистов – В. И. Мартынова и Н. С. Корндорфа – стали А. А. Батагов, П. В. Карманов, А. Г. Айги.
Важнейшее событие музыкально-театральной жизни 1990-х гг. – открытие «Геликон-оперы» (1990) под руководством режиссёра Д. А. Бертмана и «Новой Оперы» (1991) под руководством дирижёра Е. В. Колобова. В 1989–2001 гг. работал театр-кабаре «Летучая мышь» (основатель – режиссёр и драматург Г. Е. Гурвич). В 1993 г. в Москве учреждён национальный театральный фестиваль «Золотая маска».
Тенденция концертной жизни 1990–2000-х гг. – увеличение числа камерных залов (концерты устраивались в особняках и бывших загородных усадьбах – Кусково, Останкино, Царицыно).
С начала 2000-х гг. активно реконструируются и строятся здания музыкальных театров и залов. В 2002 г. открыта Новая сцена Большого театра; здание Исторической сцены закрылось на капитальную реконструкцию (2005–2011). Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского, с 1997 г. работавший в новом здании на Никольской улице, в 2018 г. вошёл в состав Большого театра в качестве Камерной сцены. Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко (художественный руководитель с 1991 А. Б. Титель) пережил два пожара (2003, 2005) и реконструкцию (2006). В 2015 г. завершилась реконструкция исторического здания «Геликон-оперы» на Большой Никитской улице. В 2020 г. началась реконструкция Большой сцены Детского музыкального театра имени Н. И. Сац (художественный руководитель с 2010 Г. Г. Исаакян).
В 2004–2009 гг. состоялась реставрация Концертного зала имени П. И. Чайковского, в результате которой была улучшена акустика. После открытия зал стал площадкой для проведения циклов Московской филармонии («Оперные шедевры», «Великие оратории», «Европейские виртуозы в Москве», «Звёзды мировой оперы в Москве», «Живая музыка экрана» и др.) и фестивалей («Девять веков органа», «Виртуозы гитары»), показа сценических версий опер. В 2014 г. в составе Московской филармонии открыт Концертный зал имени С. В. Рахманинова (Филармония-2).
В 2011 г. завершены работы по реставрации Большого зала Московской консерватории: восстановлены и обновлены интерьеры, в фойе воссоздан витраж «Святая Цецилия». Построены и открыты новые концертные залы: международный Дом музыки с четырьмя залами (Светлановский, Камерный, Театральный, имени Шнитке; 2002); концертный зал «Зарядье» (2018), вписанный в структуру окружающего его парка.
В 2002 г. открыт Центр оперного пения Г. П. Вишневской. В 2006 г. организован Международный конкурс оперных артистов её имени.
В числе современных музыкантов-исполнителей: пианисты Б. В. Березовский, А. Ш. Гиндин, К. А. Емельянов, Ф. И. Копачевский, Н. Л. Луганский, Д. В. Маслеев, Д. Л. Мацуев, А. М. Мельников, Е. В. Мечетина, В. П. Овчинников, Ю. В. Фаворин; скрипачи Г. Ш. Муржа, В. В. Репин, М. В. Федотов, альтисты Ю. А. Башмет, С. Б. Степченко, виолончелисты А. А. Князев, А. И. Рудин, дирижёры А. Н. Лазарев, В. А. Понькин, Ю. И. Симонов, В. С. Синайский, С. И. Скрипка, В. Т. Спиваков, В. К. Полянский, Д. М. Юровский. Сольные концерты в Москве дают певцы Х. Л. Герзмава и И. А. Абдразаков.
В числе современных композиторов Москвы: В. П. Артёмов, А. Н. Ананьев, А. М. Васильев, К. Е. Волков, Ю. В. Воронцов, В. А. Екимовский, Ф. К. Караев, Мартынов, Е. И. Подгайц, Т. П. Сергеева, И. Г. Соколов, Ю. А. Потеенко, П. З. Турсунов, А. В. Чайковский, Д. В. Хоров, А. Шаров.
Исполнительские коллективы
Действующие оркестры Москвы: Президентский оркестр Службы коменданта Московского Кремля Федеральной службы охраны РФ (1918, современное название с 1993), Национальный академический оркестр народных инструментов России имени Н. П. Осипова (1919), Российский государственный симфонический оркестр кинематографии (основан в 1924, название с 1991), Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации (1927), Государственный академический Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (1930), Государственный академический симфонический оркестр России имени Е. Ф. Светланова (1936), Московский государственный академический симфонический оркестр (1943), Академический оркестр русских народных инструментов имени Н. Н. Некрасова Всероссийской государственной телерадиокомпании (1945), Академический большой концертный оркестр имени Ю. В. Силантьева (основан в 1945 как Эстрадный оркестр Всесоюзного радио, современное название с 1999), Академический симфонический оркестр Московской филармонии (1951), Государственный духовой оркестр России (1970), Российский национальный оркестр, «Новая Россия» (оба – 1990), Государственная академическая симфоническая капелла России (1991), Московский джазовый оркестр под управлением И. М. Бутмана (1999), симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» (2000), Национальный филармонический оркестр России (2003), Российский национальный молодёжный симфонический оркестр (2018).
Работают хоровые коллективы: Государственный академический Русский народный хор имени М. Е. Пятницкого (1910), Академический большой хор «Мастера хорового пения» (основан в 1928 как вокальный ансамбль Всесоюзного Радиокомитета, современное название с 2005), Государственный академический хор имени А. В. Свешникова (1936), Государственная академическая хоровая капелла имени А. А. Юрлова (1942, ведёт историю с 1900), Большой детский хор имени В. С. Попова (1970), Государственный московский академический камерный хор (1972, современное название с 1977), Ансамбль Д. В. Покровского (1973), мужской хор Московской патриархии «Древнерусский распев» (1983), Московская мужская еврейская капелла (1989, название с 2012), арт-группа «Хор Турецкого», ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» (оба – 1989), вокальный ансамбль Intrada (2006).
Среди камерных коллективов: Квартет имени Бородина (1945), «Академия старинной музыки» (1982), Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» имени Людмилы Зыкиной (1977), Государственный академический Камерный оркестр России (1956, современное название с 1994), камерные оркестры Musica Viva (1978), «Виртуозы Москвы» (1979), Государственный академический камерный «Вивальди-оркестр» (1989), ансамбль солистов «Орфарион» (1991), камерный ансамбль «Солисты Москвы» (1992), ансамбль «Солисты барокко» (1997), ансамбль солистов «Эрмитаж» (2000), оркестр исторических инструментов Pratum integrum (2003), ансамбль старинной музыки Questa Musica (2008).
Образовательные учреждения
Высшее музыкальное образование в Москве дают учебные заведения: Московская консерватория (1866), Российская академия музыки имени Гнесиных (1944, ведёт историю с 1895, современное название с 1992), Академия хорового искусства имени В. С. Попова (на базе Московского хорового училища имени А. В. Свешникова, 1944; статус академии с 1991, современное название с 2009), Государственный музыкально-педагогический институт имени М. М. Ипполитова-Иванова (1919, современный статус с 1995), Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке (история восходит к 1-й Народной музыкальной школе, 1918, современное название с 1996), Военный институт (военных дирижёров) Военного университета Министерства обороны Российской Федерации (1944, современное название с 2006), Московский государственный институт культуры (г. Химки, первоначально библиотечные курсы, 1913, современное название с 2014), институт «Академия имени Маймонида» Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина (1991, современный статус с 2015); с 2022 г. высшее образование даёт Центральная музыкальная школа – Академия исполнительского искусства.
Музыкальные учебные заведения, дающие среднее образование: Музыкальное училище при Московской консерватории (1891, современное название с 2015), Московская средняя специальная музыкальная школа (колледж) имени Гнесиных (1946, современный статус с 2003), Московский государственный колледж музыкального исполнительства имени Ф. Шопена (1998).
Музыкальные фестивали и конкурсы
Среди важнейших музыкальных фестивалей Москвы: Московский пасхальный фестиваль (с 2002, ежегодный; с 2003 – всероссийский), Международный фестиваль современной музыки «Московская осень» (с 1979), Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера Святослава Рихтера» (с 1981), Международный фестиваль современной музыки «Московский форум» (с 1994), Крещенский фестиваль в «Новой Опере» (организован после смерти Колобова в 2003, до 2012 Крещенская неделя в «Новой Опере»). В 2006–2012 гг. проводился ежегодный Фестиваль симфонических оркестров мира.
С 2010 г. в Москве проходит Фестиваль Мстислава Ростроповича (основатель и художественный руководитель – О. М. Ростропович). Раз в 4 года в Москве проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени П. И. Чайковского (с 1958) – один из ведущих музыкальных конкурсов мира.
В 2007 г. создано джазовое объединение Brilliant Jazz Club под управлением И. М. Бриля и его сыновей. Среди резидентов Brilliant Jazz Club: А. С. Козлов, А. О. Кролл, Д. С. Голощёкин, А. А. Кузнецов, Д. Б. Крамер. В 2008 г. начал деятельность фонд Георгия Гараняна, с 2009 г. проводится ежегодный фестиваль «Играем джаз с Гараняном». В 2022 г. прошёл Московский джазовый фестиваль.
Музеи
Музыкальные музеи Москвы, помимо экскурсионной и архивной, организуют также научную и концертную деятельность; самый крупный – Российский национальный музей музыки (РНММ, ведёт историю с 1910, основан в 1912, современное название с 2018). В состав РНММ входят Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера (1959), Музей-квартира Н. С. Голованова (1974), Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина (1988), Музей-квартира С. С. Прокофьева (2008). Также действуют Мемориальный музей А. Н. Скрябина (1922), Музей-квартира Ел. Ф. Гнесиной (1970), Мемориальная квартира Святослава Рихтера (1999), музей «Чайковский и Москва» (2007).
Музыкальные СМИ
В Москве выходят ведущие печатные российские издания – журналы «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь» (с 1957), газета «Музыкальное обозрение» (с 1989). В 1991 г. на базе главной редакции музыкального радиовещания Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию создан музыкальный радиоканал «Орфей» студии музыкального радиовещания Всесоюзной государственной телерадиовещательной компании. В 1992 г. начала действовать программа «Радио "Орфей"» главной редакции музыкального радиовещания Российской государственной телерадиокомпании «Останкино».