Поленов Василий Дмитриевич
Поле́нов Васи́лий Дми́триевич [20.5(1.6)1844, Санкт-Петербург – 18.7.1927, имение Борок близ села Бёхово Алексинского района Тульской губернии, ныне усадьба Поленово в Заокском районе Тульской области], российский живописец, рисовальщик, педагог, сценограф; академик (1876), профессор (1892) и действительный член (1893) Императорской Академии художеств; надворный советник (1889); народный художник Республики (1926).
Один из ведущих художников России 2-й половины 19 – начала 20 вв., реформатор пейзажа, внёсший европейские традиции пленэризма в русскую реалистическую живопись. Много занимался просветительской деятельностью и верил в просветительскую миссию искусства.
Ранние годы. 1844–1863 гг.
Старший сын потомственных дворян Дмитрия Васильевича Поленова (1806–1878), юриста, дипломата, библиографа, археолога, и Марии Алексеевны (урождённой Воейковой, 1816–1895), художницы-любительницы, детской писательницы, внучки архитектора Николая Александровича Львова. Кроме Василия, в семье было пять детей: его сестра-близнец Вера (в замужестве Хрущова, 1844–1881), Алексей (1845–1918), Константин (1848–1917), Елена (1850–1898), живописец и график, Александр (годы жизни неизвестны).
Первые уроки рисования получил от матери, затем учился в Санкт-Петербурге у пейзажиста П. А. Черкасова (1856) и у П. П. Чистякова (1856–1861, 1871–1872), посещал классы гравирования профессора Ф. И. Иордана в Императорской Академии художеств (ИАХ). Одно из главных художественных впечатлений этого периода – картина А. А. Иванова «Явление Христа народу (Явление Мессии)» (1837–1857, Третьяковская галерея, Москва), экспонировавшаяся в ИАХ.
С 1855 по 1884 гг. летние месяцы проводил в имении И́моченцы Олонецкой губернии (ныне деревня Имоченицы Алёховщинского сельского поселения Лодейнопольского района Ленинградской области), где создавал этюды и картины. Бывал в имении бабушки Веры Николаевны Воейковой (урождённой Львовой) Ольшанка в Тамбовской губернии. В 1860 г. вместе с отцом и братом Алексеем совершил путешествие по России, во время которого сделал множество рисунков (Третьяковская галерея): посетил Новгород (ныне Великий Новгород), Тверь, Воскресенск, Москву, Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострому, Суздаль и Владимир. В 1861–1863 гг. жил с родителями в Петрозаводске, учился в Олонецкой губернской мужской гимназии.
Учёба в Санкт-Петербургском университете и Императорской Академии художеств. 1863–1871 гг.
После окончания гимназии (1863) поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета и одновременно – в класс исторической живописи ИАХ в качестве вольноприходящего ученика. В 1864 г. переведён в натурный класс ИАХ и на время прекратил занятия в университете, оставаясь формальным учеником. В том же году занимался рисунком на воскресных уроках в Рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Н. Крамского и вместе с сестрой Еленой брал у него частные уроки. В 1865–1867 гг. в ИАХ учился у профессоров А. Т. Маркова, П. В. Басина, П. М. Шамшина, А. Е. Бейдемана и К. Б. Венига. Летом 1867 г. путешествовал по Германии, посетил Всемирную выставку в Париже. В 1868 г. возобновил занятия в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете.
Во время учёбы в ИАХ был награждён медалями: в 1865 и 1866 гг. – малыми серебряными за рисунки, в 1867 г. – большой серебряной за этюд, в 1869 г. – малой золотой за программу «Иов и его друзья» (частное собрание), в 1871 г. – большой золотой за картину «Воскрешение дочери Иаира» (Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Санкт-Петербург).
В 1871 г. окончил университет со званием кандидата прав (диссертация «О значении искусства в его применении к ремеслу и мерах, принимаемых отдельными государствами для поднятия ремесла, внося в него художественный элемент»). В том же году получил звание классного художника 1-й степени и право на пенсионерскую командировку за границу на 6 лет. Большой золотой медали одновременно с Поленовым были удостоены И. Е. Репин, М. М. Зеленский, Е. К. Макаров, Е. Ф. Урлауб, и сразу трое из них – права на поездку в Европу, что было беспрецедентным событием в истории ИАХ.
Пенсионерская поездка. 1872–1876 гг.
В июне 1872 г. отправился в Европу. Путь лежал в Париж через Австро-Венгрию, Германию и Италию. В Риме познакомился с С. И. Мамонтовым и его супругой Е. Г. Мамонтовой. Создал портрет М. А. Оболенской (местонахождение неизвестно), участницы русского художественного кружка в Риме, под впечатлением внезапной смерти которой был создан первый эскиз (1873, Поленово) картины «Больная» (1886, Третьяковская галерея). Летом 1873 г. прервал пенсионерскую поездку, вернулся в Россию, жил в Имоченцах и Москве. В ноябре уехал в Париж, где сначала поселился в мастерской Репина на Монмартре, затем там же снимал студию (до июля 1876). В 1874–1876 гг. посещал вечера в мастерской А. П. Боголюбова, где познакомился с писателями А. К. Толстым, И. С. Тургеневым, композитором В. С. Серовой (жена А. Н. Серова), принимал участие в постановке живых картин. В салоне П. Виардо встречался с Э. Ренаном и Э. Золя. В апреле 1874 г. экспонировал на весеннем Салоне (выставке Академии изящных искусств в Париже; ныне в составе Института Франции) картину «Право господина» (1874, Третьяковская галерея; приобретена П. М. Третьяковым в 1875), в основе сюжета которой лежала интерпретация якобы существовавшего средневекового обычая права первой ночи.
С конца июля по сентябрь 1874 г. по приглашению Репина и по совету Боголюбова находился в местечке Вёль и городе Этрета в Нормандии. Там открыл для себя преимущества работы на пленэре и исполнил с натуры этюды «Белая лошадка. Нормандия» (Поленово), «Рыбацкая лодка. Этрета. Нормандия» (Третьяковская галерея) и другие произведения.
В 1875 г. в Париже работал над полотнами на сюжеты из европейской истории: «Заговор гёзов» (1875–1919, не окончена, Поленово), «Арест гугенотки Жакобин де Монтебель, графини д’Этремон» (Русский музей, Санкт-Петербург; приобретена цесаревичем Александром Александровичем, будущим императором Александром III), «Цезарская забава» (1879, Третьяковская галерея). Внутри подобных сюжетов, распространённых среди художников академического направления, Поленов нашёл собственную линию, связанную с темой женских судеб. Создал картину «Стрекоза ("Лето красное пропела…")» (1875–1876, Третьяковская галерея). В апреле того же года посетил посмертную выставку испанского художника М. Фортуни в частной галерее в Париже и увлёкся его творческой манерой. В мае совершил поездку в Лондон вместе с Репиным и американскими художниками Ф. А. Бриджменом и Ч. С. Пирсом.
В 1876 г. работал над этюдами к картине «Лассаль читает лекцию в рабочем клубе»» (не осуществлена), выставил в парижском Салоне картину «Одалиска» (1875, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и портрет Ф. В. Чижова (1875, Кологривский краеведческий музей имени Г. А. Ладыженского), близкого друга семьи Поленовых и своего крёстного отца. В июле вернулся в Россию раньше срока окончания пенсионерской командировки и до начала сентября находился в Имоченцах, где работал над картинами: «Семейное горе» (не окончена, Поленово) и «Сказитель былин Никита Богданов» (Третьяковская галерея).
На сербо-черногорско-турецкой (1876) и русско-турецкой (1877–1878) войнах
С сентября по ноябрь 1876 г. находился на фронте сербо-черногорско-турецкой войны, в армии генерала М. Г. Черняева, в качестве добровольца. В ноябре того же года за участие в сражениях был награждён черногорской медалью «За храбрость» и сербским золотым орденом Таковского креста. Создал серию зарисовок (Третьяковская галерея, Русский музей, Поленово), которые вместе с его военными заметками – «Дневником русского добровольца» – публиковались на протяжении 1877 г. в журнале «Пчела».
В 1877–1878 гг. по приглашению цесаревича Александра Александровича находился в качестве художника при штабе Рущукского (восточного) отряда на болгарском фронте русско-турецкой войны. 30 ноября 1877 г. участвовал в сражении под Мечкой, за что был награждён орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и медалью. Как и годом ранее, выполнил множество набросков и этюдов, среди которых преобладали пейзажные и этнографические зарисовки, сцены из повседневной бивуачной жизни, однако изображений боевых действий, раненых и убитых стало гораздо меньше. В 1880 и 1883 гг., уже после возвращения с фронта (1878), написал для Александра Александровича серию картин на тему русско-турецкой войны. Произведения нашли место во дворцах в Санкт-Петербурге, Гатчине и Царском Селе. После Октябрьской революции 1917 г. они были переданы разным музейным собраниям; бо́льшая часть этих картин и этюдов ныне находится в Русском музее.
«Московский дворик», «Бабушкин сад» и «Заросший пруд»
В июне 1877 г. поселился в Москве во флигеле усадьбы Н. Л. Баумгартена на углу переулков Трубниковского и Дурновского (ныне улица Композиторская). Исполнил серию живописных этюдов с изображением внешнего и внутреннего убранства соборов и дворцов Московского Кремля в связи с замыслом картины на сюжет из русской истории «Пострижение негодной царевны» (не осуществлена). Тогда же создал первый вариант произведения «Московский дворик» (Третьяковская галерея), на котором запечатлел вид из окна снятой им квартиры: в центре композиции – храм Спаса Преображения на Песках, существующий поныне, слева – торец усадебного дома Баумгартена. Первоначальную работу Поленов называл «Арбатский уголок» и выполнил по крайней мере три её авторских повторения, а с окончательной версией картины «Московский дворик» (1878, Третьяковская галерея) дебютировал на 6-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) в Москве (1878). 27 мая того же года был избран членом ТПХВ. Хотя сам Поленов невысоко оценивал созданную им работу, она получила одобрительные отзывы критиков и публики и вскоре была приобретена П. М. Третьяковым, а её показ стал значимым событием в художественной жизни Москвы. В «Московском дворике» соединились черты пейзажного и бытового жанра, что характерно и для всех периодов творчества мастера, и для живописцев следующего поколения, многие из которых учились у Поленова. В этом произведении художник впервые показал повседневные стороны московской жизни 1870-х гг., используя приёмы пленэрной живописи, освоенные им во время пенсионерской поездки. Светлый колорит, нетипичный для русского искусства 2-й трети 19 в., передаёт особенности световоздушной среды ясного летнего дня.
Летом 1878 г. художник переехал во флигель дома В. А. Олсуфьева на Девичьем поле, где закончил картину «Бабушкин сад» (1878), на которой запечатлел фасад дома Баумгартена. По своему настроению работа созвучна произведениям И. С. Тургенева с их ностальгической грустью по уходящей усадебной жизни. Картина была показана на 7-й выставке ТПХВ в Москве и приобретена С. М. Третьяковым между 1878 и 1882 гг. На той же выставке экспонировался «Заросший пруд» (1879, обе – Третьяковская галерея), после появления которого многие молодые художники обратились к схожим мотивам опустевших «дворянских гнёзд» и заброшенных прудов.
Участие в деятельности Абрамцевского художественного кружка
Впервые Поленов посетил подмосковную усадьбу Мамонтовых Абрамцево в сентябре 1873 г., а с 1877 г. приезжал туда регулярно. В имении и его окрестностях в разное время выполнил множество картин, эскизов и этюдов: «Берёзовая аллея» (1880, Музей-заповедник «Абрамцево»), «На лодке. Абрамцево» (1880, Национальный музей «Киевская картинная галерея»), «Пруд в Абрамцеве» (1883, Третьяковская галерея), «Осень в Абрамцеве» (1890, Поленово), портреты участников Абрамцевского кружка и др.
В 1881 г. исполнил эскизы фасадов и внутреннего убранства храма Спаса Нерукотворного – одного из первых примеров неорусского стиля в архитектуре (построен по проектам В. М. Васнецова и В. Д. Поленова; архитектор П. М. Самарин). В следующем году создал восемь икон для иконостаса той же церкви, в том числе «Благовещение» для царских врат, а также керамическую икону «Спас Нерукотворный» над входом, эскизы иконостаса, паникадила и других предметов (все – Музей-заповедник «Абрамцево»). 6 сентября 1882 г. обвенчался в абрамцевской церкви с Натальей Васильевной Якунчиковой (1858–1931), единокровной сестрой М. В. Якунчиковой, двоюродной сестрой Е. Г. Мамонтовой, племянницей жены П. М. Третьякова В. Н. Третьяковой (урождённой Мамонтовой).
В качестве художника и актёра принимал участие в постановках живых картин и спектаклей в доме Мамонтовых в Абрамцеве и на Садовой-Спасской улице в Москве. Среди них: «Два мира» (1879) по драме А. Н. Майкова, «Иосиф» (1880) и «Алая роза» (1883) по пьесам С. И. Мамонтова. С открытия Русской частной оперы С. И. Мамонтова (1885) исполнял эскизы декораций и костюмов для постановок в этом театре: «Фауст» Ш. Гуно (премьера – 17 января 1885), «Орфей и Эвридика» К. В. Глюка (премьера – 30 ноября 1897), «Орлеанская дева» П. И. Чайковского (премьера – 3 февраля 1899) и др. Создал эскизы декораций к постановке оперы В. С. Серовой «Уриэль Акоста» на сцене Большого театра (1885). В 1893 г. участвовал в подготовке альбома «Хроника нашего художественного кружка» (Москва, 1894), посвящённого 15-летию Абрамцевского кружка, и исполнил акварельный рисунок для его авантитула. Написал музыку (совместно с Н. С. Коротковым), либретто (совместно с Мамонтовым) и оформил постановку оперы «Призраки Эллады», премьера которой состоялась в 1906 г. в Большом зале Московской консерватории, на основе живой картины «Афродита», поставленной вместе с Мамонтовым на Первом съезде русских художников и любителей художеств (1894).
Путешествия на Ближний Восток и в Грецию. 1881–1882, 1899, 1911 гг.
В 1881–1882 гг. совершил своё первое путешествие на Ближний Восток – в Египет, Палестину и Сирию – с целью сбора материалов для работы над масштабным полотном «Христос и грешница ("Кто из вас без греха?")» (1887, доработана в 1888, Русский музей). Он присоединился к князю С. С. Абамелек-Лазареву (см. статью Абамелек-Лазаревы) и историку искусства А. В. Прахову, вместе с которыми изучал в Египте историю и культуру этой страны почти два месяца, затем примерно столько же путешествовал по Святой земле. Побывал в Константинополе (ныне Стамбул) и Афинах.
Результатом поездки художника стали многочисленные наброски, рисунки и серия из более 100 этюдов художника с изображением природы, древней архитектуры Востока, местных жителей. Поленов стремился к достоверной передаче в этих произведениях особенностей ландшафта и быта. Живописные этюды были показаны на 13-й выставке ТПХВ (1885). Впервые в истории русского искусства Поленов экспонировал подготовительные работы наравне с законченными произведениями. Практически все этюды приобрёл с выставки П. М. Третьяков, в связи с чем в галерее до сих пор находится наиболее значительная часть этой серии. Особенно восторженно ближневосточные этюды художника приняли молодые живописцы, для которых подлинным откровением стало смелое отношение к цвету, передаче световоздушной среды (во время поездки Поленов писал чистыми красками, не смешивая их на палитре).
Весной 1899 г. предпринял второе путешествие на Ближний Восток в связи с работой над серией картин «Из жизни Христа» (1890-е – 1900-е гг.). Ему составили компанию художник А. А. Киселёв, ученик Поленова Е. М. Татевосян и студент-физик Л. В. Кандауров, сделавший ряд фотографий во время поездки. Они посетили Константинополь, Египет, Палестину и Грецию. Маршрут, составленный Поленовым, насколько можно точно повторял земной путь Иисуса Христа. Этюды 1899 г. по преимуществу пейзажные, узкого горизонтального, «панорамного» формата. Художник характеризовал их как «путь Христа в пейзажах» (Василий Дмитриевич Поленов. 1964. С. 783). Многие из этих работ послужили подготовительным материалом для картин, которые были показаны на 31-й выставке ТПХВ (1903).
В 1898 г. Поленов стал членом Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III в Москве (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) по приглашению его основателя И. В. Цветаева. Художник разрабатывал программу по оформлению интерьеров и должен был руководить этой работой. В связи с ней в 1911 г. он посетил Грецию (Афины и Дельфы), а также Францию, Испанию. Результатом поездки стали восемь картин с изображением значимых мест и памятников античной культуры (произведения и этюды, по которым они были написаны, находятся в различных российских собраниях).
«Христос и грешница»
Ещё со времени учёбы в академии Поленов вынашивал замысел большой картины на сюжет из Евангелия от Иоанна (Ин. 8:3–7). Первые эскизы к ней он выполнил во время пенсионерской командировки (1873, Русский музей, Поленово; 1876, Третьяковская галерея), но отложил осуществление замысла более чем на десятилетие. В 1883–1884 гг. в Риме собирал материалы: искал натурщиков, работал над эскизами и этюдами, а его жена шила костюмы для изображения их на картине. В 1885 г. в деревне Меньшово близ Подольска, где Поленовы снимали дачу, художник исполнил углём графический вариант «Христа и грешницы» в размер будущего полотна (Поленово). Работа над живописным полотном велась в 1886 г. в московском доме Мамонтова.
Полотно, названное автором «Кто из вас без греха?», было впервые показано на 15-й передвижной выставке и стало её главным событием наравне с экспонированной там же картиной В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» (1887, Третьяковская галерея). Прежде чем появиться на выставке, работа Поленова прошла жесточайшую цензуру и была едва допущена, главным образом из-за неканонического облика Христа, представленного простым путником. Пришлось изменить и название на «Христос и грешница». От исключения из состава выставки картину спасло то, что произведение ещё до открытия приобрёл император Александр III (за 30 тыс. руб.).
Образ Христа волновал многих художников 2-й половины 19 в., но в формате монументального полотна своё понимание евангельской темы выразил лишь Поленов, выступив таким образом продолжателем дела А. А. Иванова. «Христос и грешница» – редкий пример сочетания в русском искусстве лучших традиций академической живописи с реалистической трактовкой фигур людей и использованием пленэрных находок в изображении пейзажа.
Персонажи картины разделены на две группы: слева – Иисус и его ученики, сидящие у ступеней Иерусалимского храма, справа – толпа фарисеев и книжников, указывающих на женщину, уличённую в прелюбодеянии, за что по закону Моисея она должна быть побита камнями.
Основной смысл произведения, согласно концепции художника, заключался в несении людям идеи добра и всепрощения. Поленов относился к своей работе как к историческому полотну, заостряя нравственную проблематику сюжета. Характерно, что в 1888 г. он не принял предложение В. М. Васнецова участвовать в проекте по оформлению Владимирского собора в Киеве, мотивируя свой отказ тем, что для него «Христос и его проповедь одно, а современное православие и его учение – другое; одно есть любовь и прощение, а другое... далеко от этого». В том же письме находим строки, воспринимаемые как эстетическое кредо Поленова: «Мне кажется, что искусство должно давать счастье и радость, иначе оно ничего не стоит» (В. Д. Поленов – В. М. Васнецову. 8 января 1888 // Василий Дмитриевич Поленов. 1964. С. 393).
Цикл картин «Из жизни Христа». 1899 – 1900-е гг.
В 1887–1896 гг. Поленов написал произведения «Христос и грешница», «На Тивериадском (Генисаретском) озере» (1888, Третьяковская галерея), «Мечты» (1894, варианты находятся в собраниях российских музеев) и «Среди учителей» (1896, Третьяковская галерея), которые в разные годы были показаны на выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Позже уменьшенные реплики этих работ вошли в серию картин «Из жизни Христа», которую Поленов считал главным трудом своей жизни (Поленов В. Д. Моё художественное завещание // Василий Дмитриевич Поленов. 1994. С. 25). Он создавал её в конце 1890-х – 1900-х гг., но задумана она была значительно раньше.
Параллельно с созданием цикла картин мастер работал над рукописью «Иисус из Галилеи» – сводом четырёх Евангелий в одно (не издана) – и писал духовную музыку. Поленов внимательно изучал письменные источники и штудировал труды исследователей евангельской эпохи. Наибольшее впечатление на него произвела книга Э. Ренана «Жизнь Иисуса», в которой излагалась историческая трактовка новозаветных событий. Разделяя рациональный подход к изучению Священного Писания, Поленов практически не изображал чудес Христа, и в его цикле отсутствует момент Воскресения. Названия своим картинам художник давал, точно следуя строкам из Евангелия.
Серию открывает картина «Мария пошла в нагорную страну» (1990-е гг., Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля), на которой показана Дева Мария, идущая к своей родственнице Елизавете, чтобы поделиться с ней вестью о скором рождении сына. Завершает цикл полотно «Возвестила радость плачущим», где изображена Мария Магдалина, сообщающая ученикам Христа весть о Его Воскресении.
Образ Христа во всех произведениях поленовского цикла узнаваем. Он предстаёт обычным человеком с лицом восточного типа, в восточных одежде и головном уборе, без атрибутов божественности. Для Поленова Христос – в первую очередь Сын человеческий, но наделённый нравственным совершенством, открывший людям красоту и истинность гуманистических идей.
Цикл картин «Из жизни Христа» был целиком показан на выставках в Санкт-Петербурге, Москве, Орле, Киеве, Екатеринославе (ныне г. Днепр) и Казани в 1909 г., в Твери и Праге в 1910 г. и повторно в Москве в пользу раненных на фронтах Первой мировой войны в 1914 г. Состав выставки не был постоянным: в одних городах было показано 58 картин, в других – 64. Картины вызывали большой интерес у публики, выставки получили множество откликов в прессе. В 1924 г. 12 картин цикла экспонировались на выставке русского искусства в Нью-Йорке, после чего бо́льшая часть из них не вернулась в Россию. Так, на торгах аукционного дома Bonhams в Лондоне в 2011 г. были проданы картины «Кто из вас без греха?» (1908) и «Повинен смерти» (1906), а в 2023 г. – «Голгофа (Стояли вдали)» (1908), ставшая топ-лотом торгов.
Ныне серия разрознена: произведения находятся в разных музеях и частных собраниях, местонахождение некоторых неизвестно. Наиболее полное представление о цикле даёт альбом с цветными репродукциями картин, изданный в Праге при жизни автора (Поленов В. Д. Из жизни Христа. Прага, 1912.).
Педагогическая и общественно-просветительская деятельность
В 1882–1895 гг. (с перерывами) Поленов руководил классами пейзажа (сменив на посту А. К. Саврасова) и натюрморта (факультативно) Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Среди его учеников: А. Е. Архипов, С. А. Виноградов, А. Я. Головин, К. А. Коровин, И. И. Левитан, Е. М. Татевосян и др. Поленов выделялся в кругу других профессоров широкой образованностью. Он знакомил студентов с современным европейским искусством, открыл им принципы импрессионизма, а также разработал для них специальное «Руководство по изучению линейной перспективы» (1888).
Педагогическая деятельность Поленова не ограничивалась стенами училища, она была организована по принципу европейских свободных мастерских. В 1884–1890 гг. в его доме устраивались «рисовальные вечера» и «акварельные утра», в которых участвовали друзья и ученики мастера: А. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, Е. Д. Поленова, В. И. Суриков и др. Сначала они проходили в квартире Поленовых в Самарском переулке (дом 22–24), а начиная с 1889 г. в доме С. М. Фроловой в Кривоколенном переулке (дом 11) недалеко от МУЖВЗ.
Летом 1885 и 1886 гг. на дачу в Меньшово к художнику приезжали И. С. Остроухов и Коровин для совместной работы на натуре. После смерти в этом месте в 1886 г. первенца Поленовых Фёдора, летом 1887–1889 гг. они снимали дачу в Жуковке на Клязьме (ныне район Болшево г. Королёв Московской области), которую, помимо Коровина и Остроухова, посещали В. А. Серов, М. В. Якунчикова и др.
В 1891 г. работал в комиссии по пересмотру устава Императорской Академии художеств. В Высшем художественном училище при реорганизованной ИАХ не преподавал: в 1897 г. отказался от официального предложения руководить мастерской, ссылаясь на невозможность прервать работу над серией картин «Из жизни Христа». В 1905 г. вместе с Серовым послал в Совет ИАХ письмо с протестом против действий её президента великого князя Владимира Александровича, руководившего войсками, причастными к организации расстрела мирной демонстрации 9(22) января на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге (см. статью «Кровавое воскресенье» 1905).
В лице Поленова молодые московские художники нашли авторитетного заступника, отстаивавшего их работы на заседаниях Совета ТПХВ и ратовавшего за расширение прав экспонентов при формировании выставок. Поленов стоял у истоков созданного в 1893 г. Московского товарищества художников (МТХ). В память о сестре Елене Дмитриевне вместе со своими братьями в 1898 г. учредил стипендию на образовательные поездки молодым художникам, которой в разное время воспользовались К. Ф. Богаевский, В. Э. Борисов-Мусатов, В. Н. Мешков, К. К. Первухин, Татевосян, Н. П. Ульянов и др.
Он привлекал художественную молодёжь к работе над стенными росписями: церкви по своему проекту при Кологривском низшем сельскохозяйственно-техническом училище в селе Екимцево Костромской губернии (1893) и Музея изящных искусств имени императора Александра III (1902). Оба замысла остались нереализованными.
В 1910 г. стал одним из организаторов, а в 1913 г. избран председателем Секции содействия устройству деревенских, фабричных и школьных театров при Московском обществе народных университетов. Главная функция этого объединения состояла в помощи любительским театрам в вопросах выбора репертуара, адаптации литературных произведений для драматических постановок и создания типовых декораций, подходивших к разным спектаклям со схожим местом действия и доступных для воспроизведения непрофессиональными художниками. В 1915 г. по проекту Поленова и с его финансовой помощью для секции в Москве было построено отдельное здание на углу переулка Кабанихина (ныне Кабанихинский переулок) и улицы Медынки (ныне Зоологическая улица, 13) – Дом театрального просвещения имени академика В. Д. Поленова, переданный Музею-заповеднику В. Д. Поленова в 2020 г. для создания филиала.
В усадьбе Борок. 1890–1927 гг.
В 1887 г. во время поездки в Крым на лечение художник писал жене: «Мечтал я об домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживём, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…» (В. Д. Поленов – Н. В. Поленовой. 4 сентября 1887 // Василий Дмитриевич Поленов. 1964. С. 387). Эти замыслы были осуществлены после продажи картины «Христос и грешница (Кто из вас без греха?)», и весной 1890 г. Поленовы приобрели небольшое запущенное имение на берегу реки Оки. Летом они обменяли у местных крестьян пустынные земли с песчаным холмом на берегу той же реки для обустройства усадьбы, которой дали название Боро́к. 2 октября 1892 г. Поленовы переселились в Большой дом имения, заложенный в 1891 г. и задуманный как музей, включающий произведения искусства и предметы коллекции нескольких поколений семьи. Этот день считается датой основания музея. Дом, как и другие постройки на территории усадьбы, включая мастерскую «Аббатство» (1904), был построен по проекту художника. В 1918 г. музей-усадьба «Борок» одним из первых в стране был взят под охрану государством как не подлежащий конфискации и объявлен национальным достоянием. Доныне там живут потомки художника, и его возглавляет правнучка основателя Наталья Фёдоровна Поленова (род. 1975).
После приобретения усадьбы в 1890-х гг. в творчестве мастера появились и последовательно развивались мотивы, связанные с изображением окских далей во все времена года. Наиболее известны созданные здесь картины «Ранний снег» (1891, варианты в российских и зарубежных собраниях), написанные из окна флигеля усадебного дома в Бёхове, и «Золотая осень» (1893, Поленово). Эти работы панорамные по своему характеру, им свойственно построение пространства с высокой точкой зрения. Они принадлежат к новому типу пейзажа в творчестве Поленова, который в литературе получил название лирико-эпического, пришедшего на смену произведениям мастера 1870-х – начала 1880-х гг. с замкнутой композицией.
В 1896 г. совместно с Татевосяном осваивал технику мозаики из окских камней.
В 1906 г. в селе Бёхово была построена церковь Святой Троицы по проекту художника, задуманная им как храм искусства и воплощение идеи просвещения народа, которая особенно занимала его в последние десятилетия жизни. В 1911 г. в соседнем селе Страхово на средства Поленовых была построена школа. В 1915 г. также на средства художника и при его участии в Тарусе открылся Народный дом в бывшем купеческом соляном амбаре. Летом того же года на его сцене состоялась постановка оперы Поленова «Призраки Эллады», прошедшая с большим успехом.
В 1920–1921 гг. художник работал над 65 картинами для светового театра-диорамы «Путешествие вокруг света» (Поленово), ставшего его последним крупным творением.
Поленов похоронен на кладбище у церкви Святой Троицы в Бёхове.
Выставки
Участвовал во многих российских и международных выставках; среди них: выставки ТПХВ с 6-й (1878–1879) по 46-ю (1917–1918) (с перерывами), «Мир искусства» (1899), Всемирная в Париже (1900), Выставка русского искусства в Нью-Йорке (1924).
При жизни художника прошло несколько его персональных выставок: картин цикла «Из жизни Христа» в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Казани, Праге и Твери (1909–1910) и в пользу раненных на фронтах Первой мировой войны в Художественном салоне в Москве (1914); выставка произведений художника в Третьяковской галерее (1924). Затем состоялись крупные посмертные и юбилейные выставки: в Музее имени В. Д. Поленова в Борке (1928, 1937); к 100-летию со дня рождения – в МОССХ (Московский областной союз советских художников, ныне Московский союз художников, МСХ; 1944); к 20-летию со дня смерти – в Москве и Туле (1947); в Третьяковской галерее и в Поленово (1950); к 125-летию со дня рождения – в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств (Ленинград, 1969); к 150-летию со дня рождения – в Третьяковской галерее и Русском музее (1994–1995); к 175-летию со дня рождения – в Третьяковской галерее (2019).
В. Д. Поленов был членом Товарищества передвижных художественных выставок (с 1878; с 1891–1913 – член совета), Московского общества любителей художеств (МОЛХ; с 1879; с 1881 – член-художник Комитета МОЛХ; вышел в 1895), Московского товарищества художников (МТХ с 1894). Член совета Третьяковской галереи (1916–1918).
Награждён золотым орденом Таковского креста (Сербия, 1876), орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и медалью (1877), орденом Святого Владимира 4-й степени (1912) – «об особых трудах по устройству Музея изящных искусств Имени Императора Александра III при Императорском Московском Университете» (Письма Комитета по устройству Музея изящных искусств с приложением грамоты на орден св. Владимира IV степени к В. Д. Поленову // ОР ГТГ. Ф. 54. Ед. хр. 6613).
Семья
В семье В. Д. и Н. В. Поленовых было шестеро детей: Фёдор (1884–1886), Дмитрий (1886–1967), Екатерина (1887–1980), Мария (1891–1976), Ольга (1894–1973), Наталья (1898–1964).