Музыканты

Караян Герберт фон

Карая́н Ге́рберт фон (Herbert von Karajan) (5.4.1908, Зальцбург – 16.7.1989, Аниф, близ Зальцбурга), австрийский дирижёр.

В 1926 г. окончил консерваторию (по классам фортепиано Ф. Ледвинки, композиции Б. Паумгартнера), в 1929 г. – (по классам фортепиано Й. Хофмана, дирижирования А. Вундерера и ). С 1917 г. выступал как пианист. В качестве дирижёра дебютировал в 1929 г. в Зальцбурге. В том же году впервые выступил на оперной сцене в Городском театре Ульма ( ), где в 1929–1934 гг. работал дирижёром.

Руководил летними курсами дирижирования в «Моцартеуме» (1929–1934), был музыкальным руководителем (Musikdirektor) Ахенского городского театра (1935–1941), руководил Прусской государственной капеллой в Берлине (1939–1945). В 1930–1940-х гг. дирижировал операми в (1937, ), (1938–1944, «Тристан и Изольда»; исполнил здесь также оперы , В. А. Моцарта и «Граждане Кале» Р. Вагнера-Регени), симфониями Бетховена, . В годы 2-й мировой войны выступал с концертами для оккупационных войск Германии в Париже, Будапеште, Бухаресте; гастролировал в Италии. В 1946–1947 гг. ему было запрещено выступать публично как бывшему члену .

Один из крупнейших дирижёров 20 в., его называли «главным музыкальным руководителем (Generalmusikdirektor) Европы». С 1947 г. дирижёр, с 1948 г. почётный член Венского общества друзей музыки (с 1949 пожизненно). Возглавлял лучшие музыкальные коллективы Европы: (с 1946; гастролировал с ним в СССР в 1962) и Венский симфонический (1948–1963) оркестры, Венское хоровое общество (с 1947), миланский театр (в 1948–1968 постоянный дирижёр; гастролировал с ним в СССР в 1964), Венскую государственную оперу (в 1957–1964 музыкальный руководитель, в 1977–1980 дирижёр), (1955–1989; гастролировал с ним в США с 1955 по 1982, в СССР в 1969), оркестры Лондона (, с 1948; в 1959 главный дирижёр) и Парижа (, 1969–1971) и др. Выступал с (1958), (1959), оркестрами (1967).

Неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях: (1948–1988), (1951–1952), (1953–1954, 1961, 1967, 1972). С 1948 г. принимал участие в (в 1964–1988 художественный руководитель и член Совета директоров; среди постановок – , на русском языке, 1965), организовал Пасхальный (1967) и Троицкий (1973) фестивали в Зальцбурге.

Часто выступал как оперный режиссёр, работал с лучшими солистами своего времени, в их числе: , , , , . Сотрудничал со сценографом Г. Шнайдер-Симсеном.

Г. фон Караян записал (с 1938 аудиозаписи, с 1965 киноверсии, затем видеозаписи опер и концертов) практически весь свой репертуар, основу которого составляла австро-немецкая музыка от и до , (в том числе все симфонии Л. ван Бетховена, Р. Вагнера). Из русских композиторов много исполнял (все симфонии, ряд программных симфонических произведений), (оркестровые сочинения), , .

В 1968 г. основал Фонд Караяна, который в 1969–1985 гг. проводил (раз в два года) Международный конкурс молодых дирижёров и оркестров (среди лауреатов – дирижёры , , ), субсидировал и публиковал исследования по психологии музыкального восприятия.

(1977). Три премии (в номинации «Лучшая оперная запись»: 1964, за запись оперы ; 1969, за запись оперы Р. Вагнера; в номинации «Лучшее оркестровое исполнение»: 1978, за запись всех симфоний Л. ван Бетховена). Лауреат премии 1983 г. за заслуги в области развития музыкального искусства.

В 1995 г. в Вене основан Центр Караяна, в 2005 г. в Зальцбурге основан Институт Элиетт и Герберта фон Караян, деятельность которого сосредоточена на популяризации творчества дирижёра, а также на развитии сферы музыкально-компьютерных технологий.

  • Австрийские дирижёры