Караян Герберт фон
Карая́н Ге́рберт фон (Herbert von Karajan) (5.4.1908, Зальцбург – 16.7.1989, Аниф, близ Зальцбурга), австрийский дирижёр.
В 1926 г. окончил консерваторию «Моцартеум» (по классам фортепиано Ф. Ледвинки, композиции Б. Паумгартнера), в 1929 г. – Венскую музыкальную академию (по классам фортепиано Й. Хофмана, дирижирования А. Вундерера и Ф. Шалька). С 1917 г. выступал как пианист. В качестве дирижёра дебютировал в 1929 г. в Зальцбурге. В том же году впервые выступил на оперной сцене в Городском театре Ульма («Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта), где в 1929–1934 гг. работал дирижёром.
Руководил летними курсами дирижирования в «Моцартеуме» (1929–1934), был музыкальным руководителем (Musikdirektor) Ахенского городского театра (1935–1941), руководил Прусской государственной капеллой в Берлине (1939–1945). В 1930–1940-х гг. дирижировал операми Р. Вагнера в Венской государственной опере (1937, «Тристан и Изольда»), Немецкой государственной опере в Берлине (1938–1944, «Тристан и Изольда»; исполнил здесь также оперы «Фиделио» Л. ван Бетховена, «Волшебная флейта» В. А. Моцарта и «Граждане Кале» Р. Вагнера-Регени), симфониями Бетховена, А. Брукнера. В годы 2-й мировой войны выступал с концертами для оккупационных войск Германии в Париже, Будапеште, Бухаресте; гастролировал в Италии. В 1946–1947 гг. ему было запрещено выступать публично как бывшему члену Национал-социалистической немецкой рабочей партии.
Один из крупнейших дирижёров 20 в., его называли «главным музыкальным руководителем (Generalmusikdirektor) Европы». С 1947 г. дирижёр, с 1948 г. почётный член Венского общества друзей музыки (с 1949 пожизненно). Возглавлял лучшие музыкальные коллективы Европы: Венский филармонический (с 1946; гастролировал с ним в СССР в 1962) и Венский симфонический (1948–1963) оркестры, Венское хоровое общество (с 1947), миланский театр «Ла Скала» (в 1948–1968 постоянный дирижёр; гастролировал с ним в СССР в 1964), Венскую государственную оперу (в 1957–1964 музыкальный руководитель, в 1977–1980 дирижёр), Берлинский филармонический оркестр (1955–1989; гастролировал с ним в США с 1955 по 1982, в СССР в 1969), оркестры Лондона («Филармония», с 1948; в 1959 главный дирижёр) и Парижа (Парижский оркестр, 1969–1971) и др. Выступал с Нью-Йоркским филармоническим (1958), Лос-Анджелесским филармоническим (1959), Кливлендским оркестрами (1967).
Неоднократно участвовал в международных музыкальных фестивалях: Люцернском (1948–1988), Байройтском (1951–1952), Эдинбургском (1953–1954, 1961, 1967, 1972). С 1948 г. принимал участие в Зальцбургском фестивале (в 1964–1988 художественный руководитель и член Совета директоров; среди постановок – «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, на русском языке, 1965), организовал Пасхальный (1967) и Троицкий (1973) фестивали в Зальцбурге.
Часто выступал как оперный режиссёр, работал с лучшими солистами своего времени, в их числе: Э. Шварцкопф, Н. Гедда, М. Каллас, М. Дель Монако, Р. Тебальди. Сотрудничал со сценографом Г. Шнайдер-Симсеном.
Г. фон Караян записал (с 1938 аудиозаписи, с 1965 киноверсии, затем видеозаписи опер и концертов) практически весь свой репертуар, основу которого составляла австро-немецкая музыка от И. С. Баха и Г. Ф. Генделя до Р. Штрауса, К. Орфа (в том числе все симфонии Л. ван Бетховена, «Кольцо нибелунга» Р. Вагнера). Из русских композиторов много исполнял П. И. Чайковского (все симфонии, ряд программных симфонических произведений), Н. А. Римского-Корсакова (оркестровые сочинения), М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского.
В 1968 г. основал Фонд Караяна, который в 1969–1985 гг. проводил (раз в два года) Международный конкурс молодых дирижёров и оркестров (среди лауреатов – дирижёры Д. Г. Китаенко, В. С. Синайский, В. А. Гергиев), субсидировал и публиковал исследования по психологии музыкального восприятия.
Премия Эрнста фон Сименса (1977). Три премии «Грэмми» (в номинации «Лучшая оперная запись»: 1964, за запись оперы «Кармен» Ж. Бизе; 1969, за запись оперы «Зигфрид» Р. Вагнера; в номинации «Лучшее оркестровое исполнение»: 1978, за запись всех симфоний Л. ван Бетховена). Лауреат премии ЮНЕСКО 1983 г. за заслуги в области развития музыкального искусства.
В 1995 г. в Вене основан Центр Караяна, в 2005 г. в Зальцбурге основан Институт Элиетт и Герберта фон Караян, деятельность которого сосредоточена на популяризации творчества дирижёра, а также на развитии сферы музыкально-компьютерных технологий.