Серов Валентин Александрович
Серо́в Валенти́н Алекса́ндрович [7(19).1.1865, Санкт-Петербург – 22.11(5.12).1911, Москва], российский живописец, график, сценограф; академик (1898) и действительный член (1903–1905) Петербургской императорской академии художеств.
Сын композиторов Александра Николаевича Серова и Валентины Семёновны Серовой (Бергман). Учился у К. Кёппинга в Мюнхене (1873–1874), И. Е. Репина в Париже (1874–1875) и в Москве (1878–1880), в Киевской рисовальной школе (1876–1878) у Н. И. Мурашко, в Петербургской императорской академии художеств (1880–1885; не окончил) у П. П. Чистякова. Большое влияние на Серова оказали живопись старых мастеров, дружба с М. А. Врубелем и К. А. Коровиным и творческая атмосфера Абрамцевского художественного кружка, с которым был тесно связан молодой художник.
В ранних картинах Серова влияние импрессионизма сказывается в непосредственности восприятия натуры, интересе к передаче световоздушной среды – в пейзажах («Лес. Абрамцево», 1879, Русский музей, Санкт-Петербург; «Осенний вечер. Домотканово», 1886, Третьяковская галерея, Москва; и др.) и портретах, использующих приёмы пленэрной живописи, сложную разработку световых и цветовых эффектов («Девочка с персиками», 1887; «Девушка, освещённая солнцем», 1888, оба – в Третьяковской галерее).
С конца 1880-х гг. портрет, ставший основным жанром в творчестве Серова, приобрёл новые черты – психологическая заострённость характеристики человека, выявление в нём артистического начала. Излюбленные модели Серова – артисты, художники, композиторы, писатели (А. Н. Серов, 1889, Русский музей), певцы А. Мазини (1890) и Ф. Таманьо (1891–1893); К. А. Коровин (1891; все – в Третьяковской галерее), И. Е. Забелин (1892, Исторический музей, Москва), И. И. Левитан (1893), Н. С. Лесков (1894), Н. А. Римский-Корсаков (1898, все – в Третьяковской галерее), С. П. Дягилев (не окончен; 1904, Русский музей), М. Горький (не окончен; 1904, Музей М. Горького, Москва), К. Д. Бальмонт (пастель), Ф. И. Шаляпин (уголь, мел), М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова (все 1905, Третьяковская галерея) и др.]. Одновременно Серов писал камерные детские портреты, наделённые душевной непосредственностью («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). Получив широкую известность, создал много заказных портретов, в которых нередко прибегал к «апробированным» приёмам европейского парадного портрета, сочетая эффектность композиции с унаследованной от И. Е. Репина глубиной проникновения во внутренний мир модели. Среди них – портреты великого князя Павла Александровича (1897), императора Николая II (1900, оба – в Третьяковской галерее) и других членов императорской семьи; С. М. Боткиной (1899), княгини З. Н. Юсуповой (1902), князя Ф. Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстона и его сыновей – Н. Ф. и Ф. Ф. Юсуповых (все 1903; все – в Русском музее). Поздние портреты Серова исполнены в стилистике, близкой модерну, – Г. Л. Гиршман (1907, Третьяковская галерея), И. А. Морозова (1910, там же), балерины И. Л. Рубинштейн (темпера, уголь, 1910, Русский музей), В. О. Гиршмана (1911, Третьяковская галерея), княгини О. К. Орловой (1911, Русский музей).
В 1890-е – начале 1900-х гг. Серов часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы, лишённым повествовательных элементов: скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности (этюды, исполненные во время путешествия на Север России, 1894; «Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Зимой», гуашь, пастель, 1898, Русский музей; и др.). Много работал в различных графических техниках: офорте (Автопортрет, 1898; пейзажи), литографии [портреты А. К. Глазунова (1899), Л. Н. Андреева (1908 и 1909)], акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская галерея). Рисунок Серова постепенно становился всё более изысканным и лаконичным, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, К. С. Станиславского, оба 1908; Т. П. Карсавиной, 1909, все – карандаш, Третьяковская галерея; рисунки и офорты к басням И. А. Крылова, 1895–1911). Вместе с другими «мирискусниками» исполнил для изданий «Царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век» Н. И. Кутепова (1902), «Картины по русской истории» С. А. Князькова (1908), «Царское Село в царствование Елисаветы Петровны…» А. Н. Бенуа (1910) ряд иллюстраций на исторические темы (темпера, гуашь, пастель), отмеченных глубиной постижения духа и характеров эпохи («Пётр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте», 1900, Русский музей; «Пётр I», 1907, Третьяковская галерея; и др.).
В знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905 г. Серов вышел из состава Академии художеств. В годы Революции 1905–1907 гг. создал ряд антимонархических рисунков (в том числе для сатирических журналов «Жало» и «Жупел»). После путешествия по Греции вместе с Л. С. Бакстом (1907) исполнил несколько картин-панно на мифологические сюжеты («Одиссей и Навзикая», 1909–1910, Третьяковская галерея и Русский музей; «Похищение Европы», 1910, Третьяковская галерея), в которых, своеобразно стилизуя искусство греческой архаики, дал собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Занимался также скульптурой. Театральные работы Серова немногочисленны: декорации для оперы «Юдифь» А. Н. Серова (1907, Мариинский театр) и созданные для дягилевских Русских сезонов афиша, изображающая А. П. Павлову в балете «Сильфида» (1909), занавес для балета «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (1910).
Член Товарищества передвижных художественных выставок (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1899), Союза Русских Художников (с 1903), мюнхенского Сецессиона (с 1898), почётный член венского Сецессиона (с 1908) и др. Участник многих выставок, в том числе Всемирных 1900 г. в Париже (Гран-при) и 1910 г. в Брюсселе.
Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909; профессор); среди учеников – П. В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.